Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов



Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

Таджикско-российское сотрудничество в рамках региональных интеграционных процессов в Центральной Азии

Акбаршо ИСКАНДАРОВ — Чрезвычайный и Полномочный Посол Республи­ки Таджикистан в Республике Казахстан

В ряду держав, оказывающих значи­тельное влияние на геополитическую ситуацию в Центрально-Азиатском реги­оне, Россия занимает особое место. На наш взгляд, интерес Москвы в Цент­ральной Азии объясняется следующим: • стремлением сохранить и упрочить свое геополитическое воздействие, обеспе­чить участие стран Центральной Азии в интеграционных проектах России и противодействовать вовлечению этих госу­дарств в сферу влияния других держав;

• экономическими интересами, которые заключаются прежде всего в сохране­нии довольно емкого и географически близкого рынка для экспорта россий­ских товаров. К тому же, Центральная Азия привлекает Россию в качестве тра­диционного поставщика природных ре­сурсов и продукции цветной металлур­гии;

• использованием геостратегического по­тенциала республик региона, получив­ших в наследство от бывшего СССР зна­чительное количество важных военных объектов (космодром Байконур, полиго­ны и радиолокационные станции и др.);

• необходимостью обеспечить безопас­ность России, т.к. Центрально-Азиат­ский регион тесно связан, в частности, с транзитом наркотиков, которые посту­пают из Афганистана, неконтролируе­мой миграцией, распространением религиозного экстремизма. Центральная Азия является своеобразной южной бу­ферной зоной для России;

• защитой прав соотечественников, про­живающих в странах Центральной Азии.

Таджикско-российские взаимосвязи расширяются на основе принципов страте­гического партнерства и союзнических от­ношений. Оба государства занимают прак­тически единые позиции в ООН и ОБСЕ по многим актуальным вопросам в области внешней политики. Спектр сотрудничества Таджикистана и России охватывает многие сферы — политику, экономику, торговлю, военно-техническую, гуманитарную и дру­гие. Документом, заложившим основу для создания прочной нормативно-правовой базы таджикско-российских отношений, является Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, подписанный 25 мая 1993 г. в г. Москве. Сегодня сотрудничество между двумя странами основывается на более чем 150 договорах и соглашениях. Следу­ет отметить Договор о сотрудничестве в военной области (1993 г.); о союзничес­ком взаимодействии между Россией и Тад­жикистаном, ориентированном на XXI век (1999 г.); о статусе и условиях пребыва­ния российской военной базы на террито­рии Таджикистана (1999 г.).

Торгово-экономическое сотрудничество осуществляется на базе межправительст­венных соглашений о торгово-экономическом сотрудничестве (Соглашение о свобод­ной торговле) от 10 октября 1992 г., об углублении сотрудничества и развитии инте­грационных связей от 27 февраля 1995 г., о поощрении и взаимной защите инвести­ций от 16 апреля 1999 г.

Республика Таджикистан, занимающая особое географическое положение, которое повышает ее геополитическое значение и превращает в точку пересечения нацио­нальных интересов ряда стран мирового со­общества, крайне заинтересована в сохра­нении устойчивых союзнических отношений с Российской Федерацией как в многосто­роннем, так и двустороннем формате в рам­ках различных интеграционных образований на территории постсоветского пространства и в Центральной Азии.

Стремление Таджикистана укрепить партнерские связи с Россией определяется многими факторами.

Во-первых, Таджикистан — это малое го­сударство, которое не в состоянии самосто­ятельно противостоять многим внешним и внутренним угрозам и поэтому ищет в лице Российской Федерации сильного «сюзере­на», который выступил бы в качестве гаран­та его внешнеполитической безопасности.

Во-вторых, учитывая, что Таджикистан расположен в зоне повышенного внимания мировых держав, республике выгодно со­стоять в межгосударственном объединении, что определяет заинтересованность страны в интеграционных процессах в рамках СНГ, где основным стержнем остается Россия.

В-третьих, в Центрально-Азиатском ре­гионе Таджикистан — единственное ирано­язычное государство, что определенным об­разом влияет на взаимоотношения с сосед­ними странами, основная часть населения которых тюркского происхождения, и создает потребность в привлечении на свою сто­рону России в качестве противовеса.

В-четвертых, большую роль играет при­вязанность таджикской техники (прежде всего военной) и технологий к российским.

И, наконец, в-пятых, нельзя не прини­мать во внимание широкие масштабы тру­довой миграции граждан Таджикистана в Российскую Федерацию.

Говоря о таджикско-российском взаимо­действии, следует отметить существенный вклад Российской Федерации в дело дости­жения мира и национального согласия в Та­джикистане. Благодаря России не была раз­рушена основа централизованного таджикистанского государства; замена существо­вавшей в период распада Советского Союза политической элиты прошла практически безболезненно; было сохранено правовое поле.

Россия взяла на себя наибольшее бре­мя в плане финансов, военных кадров и материальной части в миротворческой операции СНГ в Таджикистане в контекс­те Договора СНГ о коллективной безопас­ности. К слову, эта уникальная по своему характеру миротворческая операция, про­веденная с участием Казахстана, Кирги­зии и Узбекистана, стала своего рода пер­вым опытом реального многостороннего взаимодействия государств-членов СНГ в области обеспечения региональной безо­пасности и стабильности.

Символично, что начавшиеся в Москве в апреле 1994 г. под эгидой ООН при посредничестве со­седних по региону стран межтаджикские мирные переговоры завершились там же в 1997 г. подписанием «Общего соглаше­ния об установлении мира и национально­го согласия в Таджикистане».

Россия является одним из важнейших торговых партнеров Таджикистана. Рост то­варооборота двух стран в 2004 г. составил 30,3%, а за первое полугодие 2005 г. он вырос на 13,6%. Основными статьями экс­порта Таджикистана в Россию является сельскохозяйственная продукция, хлопок, табак и алюминий. Из России в Таджикис­тан ежегодно ввозятся: продовольствие, продукция химической промышленности, нефть и нефтепродукты, машины, оборудо­вание, транспортные средства.

В целях реализации обоюдного стрем­ления к более тесному сотрудничеству Та­джикистан и Россия уделяют повышенное внимание разработке и претворению в жизнь конкретных взаимовыгодных проек­тов и программ в области экономики. При­оритетным направлением партнерства двух стран выступает такая важная от­расль экономики, как гидроэнергетика. Началом большой интеграции можно на­звать факт подписания протокола между Таджикистаном, Россией и Ираном о сов­местном строительстве каскада Сангтудинских ГЭС. Особую значимость этим до­говоренностям придало подписание допол­нительных протоколов, в которых опреде­лены практические вопросы сотрудничест­ва. Согласно одному протоколу, Таджикис­тан и Россия берут на себя работы по воз­ведению Сангтудинской ГЭ01 мощностью 670 мегаватт, согласно другому — Таджи­кистан и Иран будут заниматься сооруже­нием Сангтудинской ГЭС-2 мощностью 220 мегаватт. Стоимость строительства, по предварительным оценкам, составит соответственно 500 млн и 180 млн долл. США.

Активное участие Москвы в развитии таджикской экономики означает в перспек­тиве внедрение передовых технологий, от­вечающих международным стандартам, со­здание в республике дополнительных рабо­чих мест, что потребует большого притока рабочей силы — преимущественно рабочих, строителей, инженерно-технических работ­ников и, следовательно, позволит снизить количество граждан Таджикистана, уезжаю­щих в качестве трудовых мигрантов в стра­ны ближнего зарубежья.

По некоторым дан­ным, в России в летнее время находятся бо­лее 200 тыс. трудовых мигрантов их Тад­жикистана. По другим оценкам — до полу­миллиона.

Параллельно с реализацией экономиче­ских проектов оба государства активизиру­ют отношения в сфере культуры и образования. Так, в 1997 г. при поддержке России в Таджикистане был открыт Российско-таджикский славянский университет, обучение в котором ведется на русском языке — кон­ституционно признанном языке межнацио­нального общения. Таджикистан выступает за сохранение и распространение русского языка в республике. С 2003 г. изучение русского языка в начальных школах Таджи­кистана стало обязательным.

В апреле 2004 г. в республике с успе­хом прошли Дни культуры России, а в октя­бре 2005 г. в Москве открылись Дни куль­туры Таджикистана. Подобные культурные мероприятия становятся еще одним импульсом для развития общения и взаимопроник­новения культур двух стран, укрепления дву­сторонних отношений.

Однако темпы экономической интегра­ции, практические результаты которой сего­дня более чем скромны, не устраивают обе стороны. Перестройка экономических свя­зей на новой равноправной и взаимовыгод­ной основе осуществляется вяло, работа по налаживанию тесного взаимодействия в ре­альном секторе экономики пока малоэф­фективна. Причины такого положения дел, тормозящие развитие таджикско-российских отношений, на наш взгляд, заключают­ся прежде всего в декларативности многих принимаемых решений и превалировании текущих проблем над стратегическими ин­тересами на перспективу. Не секрет, что большинство хороших договоренностей не получают реального воплощения, оставаясь на уровне намерений.

Потенциал двустороннего экономичес­кого сотрудничества наших стран еще не исчерпан. Существуют отрасли, в которых Россия и Таджикистан могли бы успешно взаимодействовать как на двусторонней, так и на многосторонней основе. В Таджи­кистане в свое время было создано доста­точно развитое многопрофильное произ­водство цветных и редких металлов, суще­ствуют возможности взаимовыгодного со­трудничества в нефтегазовом комплексе, в отраслях транспорта, связи и сельского хозяйства. Большие возможности для ак­тивизации экономического сотрудничест­ва, которое является фундаментом прочно­сти и долговременности партнерства сто­рон в других областях, заложены в реали­зации проектов по увеличению объемов то­варооборота в сфере легкой и пищевой промышленности.

В частности, здесь мож­но упомянуть обеспечение существующих российских предприятий текстильной про­мышленности хлопком-сырцом из Таджики­стана.

В России уже с 15 января 2007 г. реа­лизуются принятые в предыдущем году нор­мы миграционного и административного за­конодательства. Речь идет об упрощении регистрации приезжих и ужесточении ответ­ственности за наем нелегальных мигрантов. Этот важный этап совершенствования миг­рационной политики России приведет к сни­жению на ее территории числа нелегально работающих приезжих и в то же время даст возможность трудовым мигрантам последо­вательно интегрироваться в российское об­щество. Не секрет, что легализация занято­сти трудовых мигрантов экономически вы­годна как для принимающей стороны, так и для мигрантов. Согласно оценкам экспер­тов, при легализации 50% незаконных тру­довых мигрантов из государств СНГ с безви­зовым порядком въезда дополнительные доходы российского бюджета за счет нало­говых отчислений от их заработной платы могут составить 27,4 млрд руб. В свою очередь мигранты, находясь на российском рынке труда на легальном положении, будут обладать правовой и социальной защищен­ностью, в том числе правом на равную с гражданами России оплату за равный труд, а также на пользование их семьями соци­альными услугами и социальной инфраст­руктурой.

Интеграционные модели, продвигае­мые в рамках Центральной Азии — при ус­ловии сохранения баланса всех интересов и равной ответственности за экономичес­кое и социально-культурное развитие реги­она, — могут стать весомым потенциалом налаживания реальных многосторонних межгосударственных взаимоотношений по широкому спектру сотрудничества. Для реализации этого потенциала необходима политическая воля и готовность к кон­кретным действиям. Со стороны Таджики­стана таковые имеются. Выступая перед парламентом страны, Президент Респуб­лики Таджикистан Э. Рахмон в качестве определяющего фактора стабильности и экономического развития республики осо­бо подчеркнул важность постоянного раз­вития многопланового партнерства с Рос­сийской Федерацией. Представляется, что такое партнерство служит и интере­сам создания благоприятного климата для продвижения экономической интеграции в Центральной Азии в рамках существую­щих структур многостороннего сотрудниче­ства. Тем более что высокая степень дове­рия, лежащая в основе взаимоотношений двух стран, четко вписывается и в ясно выстроенную конструкцию их многосторон­них связей.

Written by admin

Март 26th, 2016 | 3:03 пп