Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов



Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

Сравнительный анализ земельной реформы в России и Республике Таджикистан

Довлатио ГУЛМАХМАДОВ — Председатель Государственного комитета Республики Таджикистан по землеустройству

После распада СССР новые независимые государства, образовавшиеся на территори­ях бывших союзных республик с тем, чтобы укрепиться в своей самостоятельности, вы­нуждены были незамедлительно приступить к разработке и претворению в жизнь проек­тов всевозможных реформ, в том числе зе­мельной реформы. Каждый, конечно, стре­мился идти своим путем, но что-то и даже многое было для новых государств общим, похожим. И, думаем, всегда полезно при­смотреться к опыту соседа, проанализиро­вать его и сделать выводы.

Рассмотрим для примера ход земельных реформ, проводимых в Российской Федера­ции и Республике Таджикистан.

Регулирование земельных отношений в сельском хозяйстве осуществляется благодаря многочисленным правовым и организационным актам. В первую оче­редь это закрепление земельных участ­ков в частную, муниципальную и иные ви­ды собственности; перераспределение земли и юридическое закрепление прав на нее за собственниками, владельцами.

Безусловно, земельная реформа при­звана способствовать наиболее полной реа­лизации экономических интересов сельских тружеников. Для этого сделано уже немало. В Российской Федерации приняты Земель­ный кодекс Российской Федерации, феде­ральные законы «О разграничении государ­ственной собственности на землю», «О при­ватизации государственного и муниципаль­ного имущества», «Об обороте земель сель­скохозяйственного назначения», «О землеу­стройстве», «О государственном земельном кадастре». Эти документы стали завершаю­щим положительным итогом первого этапа земельной реформы и регулирования зе­мельных отношений, поскольку обеспечили преодоление многолетней стагнации и зна­меновали собой начало позитивных преоб­разований на земле.

Анализ осуществления реформы выявил необходимость дальнейшего развития зе­мельных отношений в стране, имея при этом в виду не только земли сельскохозяйственного назначения, но и территории го­родов, промышленных объектов, транспорт­ных и оборонных предприятий лесного и водного фондов, природоохранного и друго­го назначения, занимающих 2/3 террито­рии России. В связи с этим потребовалось: упорядочение и установление границ земле­пользования, их регистрация, определение сопоставимой кадастровой оценки земель всех категорий, ведение государственного земельного кадастра. Все это направлено на закрепление и защиту прав собственнос­ти на землю, реализацию земельной и нало­говой политики.

Необходимо было также обеспечить формирование системы государственного управления землями, находящимися в фе­деральной собственности, перераспределе­ние земель только на основе проектов зем­леустройства, усиление государственного контроля за использованием и охраной зе­мель всеми землепользователями.

Поэтому в ходе земельной реформы в 1991-2003 гг. в России проводились боль­шие объемы землеустроительных работ. Так, на основе проектов землеустройства, связанных с перераспределением земель, осуществлен переход к многообразию форм собственности и бесплатная переда­ча земель гражданам, в результате чего на 1 января 2003 г. в их собственности ока­зались 123,3 млн га (7,2% земельного фонда страны). В ведение органов местно­го самоуправления было передано 36,4 млн га земель 152,3 тыс. сельских посе­лений, что заложило организационно-терри­ториальные основы развития муниципаль­ных образований.

В результате реорганизации и привати­зации бывших колхозов и совхозов осуще­ствлена передача земли в собственность сельских жителей путем ее раздела на зе­мельные доли. В итоге такие доли получи­ли 12 млн человек на общей площади 112,7 млн га.

Кроме того, были сформи­рованы крестьянские (фермерские) хозяй­ства. С 1991 по 2003 г. их количество возросло с 4,4 до 267,6 тыс., а площадь увеличилась с 181 тыс. до 13,7 млн га.

Землеустроительные работы позволили в основном решить проблему обеспечения землей граждан и выделить им земли для ведения хозяйства, садоводства, огородни­чества, для индивидуального жилищного и дачного строительства. Так, с 1991 по 2003 г. в России площадь хозяйств насе­ления расширилась с 3,24 млн до 6,81 млн га, а их число сократилось с 16,4 млн до 15,8 млн; суммарное количество зе­мельных участков садоводов и огородни­ков возросло с 13 до 19 млн га, а их пло­щадь увеличилась с 920 тыс. до 1,7 млн га; число дачных участков выросло с 28,2 тыс. до 79,2 тыс., а их площадь расшири­лась с 2,3 тыс. до 11,4 тыс. га. Если в 1992 г. было всего 426,1 тыс. земель­ных участков площадью 56,2 тыс. га, вы­деленных для индивидуального жилищного строительства, то на 1 января 2003 г. их стало 6,64 млн, а занимаемая ими пло­щадь увеличилась до 678,3 тыс. га. В це­лом по Российской Федерации земельные участки общей площадью 22,9 млн га для различных нужд имели более 41,8 млн че­ловек.

Как уже отмечалось, земельные ре­формы проводятся и в других независимых государствах, бывших прежде в составе COOP. Для сравнения мы выбрали Таджи­кистан.

Земельная реформа в Республике Тад­жикистан началась в 1992 г., и постепен­ная ее реализация позволила сохранить и стабилизировать уровень производства, не допустить больших перепадов в объемах сельскохозяйственной продукции и сниже­ния уровня жизни населения.

Конституция Республики Таджикистан, Земельный кодекс, Закон «О земельной ре­форме)), Закон «О дехканском (фермер­ском) хозяйстве)), указы Президента Респуб­лики Таджикистан от 25 июня 1996 г. за № 522, от 15 апреля 2003 г. за № 1054 и от 15 апреля 2004 г. за № 1314 (до­полнение к двум вышеперечисленным ука­зам] заложили основу для земельной ре­формы в стране.

Земля в Таджикистане является исключительной собственностью государства. Но в Земельном кодексе закреплено положе­ние о том, что земля для граждан республи­ки с целью создания дехканских хозяйств выдается в пожизненно наследуемое поль­зование. Это сделано для того, чтобы дехка­не (фермеры) чувствовали себя хозяевами, помогали поднять уровень сельскохозяйст­венного производства и рационального ис­пользования земель.

В целях эффективного и рационального использования земельных и водных ресур­сов, увеличения производства сельхозпро­дукции был подписан Указ Президента Рес­публики Таджикистан от 25 июня 1996 г. № 522 «О реорганизации сельскохозяйст­венных предприятий и организаций». Было утверждено «Положение о реорганизации сельскохозяйственных предприятий и орга­низаций», состоящее из 28 пунктов.

Давно идут споры о статусе дехканского хозяйства. В ходе принятия Закона «О дех­канском (фермерском) хозяйстве» 5.03.1992 г. дехканскому хозяйству был присвоен статус юридического лица со все­ми вытекающими правовыми последствия­ми. Однако долгая и дорогостоящая проце­дура оформления заставила законодателя изменить принятую правовую форму. На данный момент дехканское хозяйство — это самостоятельный хозяйствующий субъект, осуществляющий свою деятельность без об­разования юридического лица и основанный на личном труде одного человека или чле­нов одной семьи и других лиц, совместно производящих сельскохозяйственную про­дукцию, который базируется на земельном участке и распоряжается имуществом, при­надлежащем членам дехканского хозяйст­ва. Это указано в Законе «О дехканском (фермерском) хозяйстве», принятом в новой редакции 10 мая 2002 г.

Этот же закон гласит, что наряду с ком­мерческими организациями и индивидуаль­ными предпринимателями дехканские хо­зяйства являются равноправным звеном экономической системы Республики Таджи­кистан.

Но в настоящее время сложно назвать дехканские хозяйства равноправным зве­ном экономической системы страны. Во- первых, дехканские хозяйства унаследо­вали от колхозов/совхозов только землю и долги. У них нет ни техники, ни сельскохо­зяйственного специализированного инвен­таря. Во-впорых , низкий уровень обра­зования дехканина не дает ему развивать­ся и планировать свою жизнь. В-пре — тих , наблюдается воспрепятствование нормальной деятельности дехканских хо­зяйств со стороны некоторых государст­венных чиновников.

Основной целью проведения земельной реформы является: повышение заинтересо­ванности людей в производительности тру­да на основе соединения личных, коллек­тивных и государственных интересов; эконо­мическое развитие различных отраслей на­родного хозяйства; совершенствование ме­тодов рыночных отношений и упорядочение методов управления; создание условий для равноправного развития различных форм хозяйствования на земле; формирование многоукладной экономики в агропромыш­ленном комплексе; рациональное использо­вание и охрана земель как необходимые ус­ловия для увеличения производства сель­скохозяйственной продукции.

Земельная реформа проводится по­этапно.

Первый этап: исполнительные органы власти на местах получают право на распо­ряжение землей, уточнение административ­ных границ, выявление потребности на зем­лю для граждан, предприятий, организаций, учреждений и формирование специального фонда земель для их последующего пере­распределения, установление ставок зе­мельного налога и цен на землю.

Второй этап: исполнительными органа­ми власти и Госкомземом на местах осуще­ствляется передача и закрепление земель по назначению гражданам для организации дехканских хозяйств и объединений иных форм хозяйствования в соответствии с за­конодательством РТ.

Законодательная база в республике для осуществления земельной реформы создана в необходимых объемах.

Однако первые итоги реорганизации по­казали, что реформа на местах осуществ­лялась без учета земельных долей, имуще­ство колхозов и совхозов по всей террито­рии республики не было распределено на законном основании. В результате допуще­ны нарушения норм Земельного кодекса, законов Республики Таджикистан «О зе­мельной реформе», «О дехканском (фер­мерском) хозяйстве» и указа Президента Республики Таджикистан «О реорганизации сельскохозяйственных предприятий и орга­низаций» и других нормативных актов. Вме­сте с тем надо отметить, что за период про­ведения земельной реформы достигнут ряд положительных результатов, в частности увеличилось количество дехканских (фер­мерских) хозяйств.

В настоящее время из 670 бывших госу­дарственных хозяйств реорганизовано бо­лее 662 государственных хозяйств, или 98%.

По состоянию на 1 января 2006 г. в Таджикистане насчитывалось 27 040 дех­канских (фермерских) хозяйств. Им переда­на общая площадь в 4627 тыс. га, из них пахотных земель — 484 тыс. га. Этот пока­затель относительно площади сельхозуго­дий составляет 57,1%, из них пахотных — 68,3%.

Из года в год в республике количество дехканских (фермерских) хозяйств увеличи­вается. В 2001 г. их было 8787, в 2002 г. -10 609, в 2003 г.- 18 967, в 2005 г. — 23 322. По сравнению с 2001 г. количе­ство дехканских фермерских хозяйств уве­личилось в 2006 г. в три раза.

Проведение земельной реформы поло­жительно сказалось на развитии сельского хозяйства. Так, если в 2000 г. прирост ва­ловой сельскохозяйственной продукции, по сравнению с 1999 г., составил 9,7%, то в 2001 г. — 11%, в 2002 г. — 11,5%, в 2003 г. — 13%, в 2004 г. — 12,1%.

Вместе с тем нельзя не отметить ряд проблем. Среди них:

• ранее образовавшиеся долги колхозов и совхозов. Особо сложная ситуация сло­жилась в хлопкосеющих хозяйствах рес­публики — долги на каждый гектар зем­ли хлопчатника составляют до 2 тыс. долл. США. Поэтому дехкане не спешат создавать собственные хозяйства;

• недостаточность бюджетного и внебюд­жетного финансирования государствен­ной и местных программ поддержки дех­канских (фермерских] хозяйств;

• несовершенство системы налогообло­жения, отсутствие налоговых стимулов;

• вмешательство со стороны местных вла­стей и руководителей колхозов и совхо­зов в создание дехканских (фермерских] хозяйств;

• недостаточная информированность граждан о существующих законах и за­конодательных актах в рамках земель­ной реформы, о своих правах и т.д.;

• устаревшие картографические материа­лы, влияющие на проведение регистра­ции и выдачу документов на право поль­зования землей.

Существуют определенные барьеры на пути реорганизации и устойчивого управле­ния земельными ресурсами, которые отри­цательно влияют на экономический рост страны. Это прежде всего ограниченный до ступ к кредитам. Банки оказывают услуги лишь незначительной части дехканских (фермерских) хозяйств. Основными препят­ствиями в получении кредитов являются обязательность залога, высокий процент го­довых (от 30% до 38%), короткий срок по­гашения кредитов.

Другой немаловажной проблемой оста­ется низкий уровень оснащенности сельско­хозяйственной техникой. В настоящее вре­мя почти 71%) дехканских хозяйств не име­ют техники. В не менее сложном положении находятся семейные дехканские (фермер­ские) хозяйства. Кроме того, возникают сложности с обеспечением удобрениями, ядохимикатами, семенами — отсутствуют средства на их закупку, плохо обстоит дело с доставкой, мало доступных мест приобре­тения.

Водообеспечение земли связано с на­сосными станциями. Более 60%) орошаемых земель поливаются за счет насосов. Однако из-за нехватки электричества и за­пасных частей во время полива многие орошаемые земли используются не по на­значению.

Существуют проблемы сбыта произве­денной продукции, вызванные отсутствием техники для ее вывоза и доставки к месту реализации, подсобных помещений для хра­нения выращенной продукции и т.д.

Повышение эффективности использова­ния земельных ресурсов — основа роста про­дуктивности сельскохозяйственного произ­водства. Исходя из этого в хозяйствах необ­ходимо, по мере возможности, осуществить следующие мероприятия:

•    предусмотреть наиболее полное исполь­зование имеющейся техники;

•    рассмотреть вопрос о возможности вы­хода на новые рынки сбыта продукции;

•    проанализировать счета, предоставля­емые хозяйству сторонними организа­циями;

•    рассмотреть возможность сдачи отдель­ных участков земли в аренду.

Огромный резерв повышения экономи­ческой эффективности использования зем­ли заключен в дальнейшем увеличении и улучшении применения органических и ми­неральных удобрений, а также других средств химизации. Правильное примене­ние органических и минеральных удобрений в научно обоснованных пропорциях и в опти­мальные сроки обеспечивает не только по­вышение урожайности сельскохозяйствен­ных культур, но и способствует их устойчиво­сти к неблагоприятным условиям, улучше­нию качества продукции.

Между земельной реформой в Таджики­стане и земельной реформой в Российской Федерации наблюдаются схожие тенден­ции, в частности, вновь организуемые хо­зяйства в России называются крестьянски­ми фермерскими хозяйствами, а в Таджики­стане дехканскими (фермерскими) хозяйст­вами. Те и другие имеют свои проблемы, не­редко схожие, поэтому полезно изучать опыт друг друга, что называется, учиться на чужих ошибках, стараясь как можно мень­ше делать своих.

Written by admin

Март 26th, 2016 | 3:02 пп