Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов

Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

О потенциале отечественной истории политической и правовой мысли

Многолетний опыт преподавания истории политических и правовых учений — учебной и научной дисциплины комплексного историко-юридического характера дает возможность по-новому взглянуть на востребо­ванность качественных юридических знаний в информационную эпоху, в русле которой функционирует современное российское государство. Методологию данного подхода необходимо основывать на расширении познания истории политико-правовой мысли России и усилении миро­воззренческой составляющей в понимании как общемировых тенден­ций, так и базовых отечественных ценностей.

 

Наталья ФРОЛОВА — кандидат исторических наук, доцент кафедры государственного строительства и права РАГС

Мировоззренческие убеждения и человеческие знания позволяют по­нять сущность социальных, правовых, политических явлений, синтезиро­вать повседневный и исторический опыт развития, осознавать организу­ющую роль форм познания в общест­венной жизни. Поэтому в системе ву­зовского и послевузовского юридиче­ского образования закономерным становится усиление роли социально­го и нравственного факторов в воспи­тании развитой личности, мировозренческо-правовая подготовка юри­дических кадров и государственных служащих.

Формы эти в отечественной право­вой и политической мысли весьма раз­нообразны, они имеют историческую природу: от трактатов, повестей, поэм, посланий до философских сочинений, проектов конституций, политических программ, доктрин.

Методология познания историчес­кого развития правовой и политичес­кой мысли России отражает не только особенность предметной специфики, но и ее роль, которая состоит в изуче­нии конкретного историко-правового материала для уяснения закономерно­стей развития политических и право­вых доктрин; понимании связи полити­ко-правовых теорий с современными проблемами права и государства; оценке новизны того или иного направ­ления и его вклада в решение насущ­ных государственно-правовых проблем.

История российской политической и правовой мысли позволяет отразить важнейшие политико-правовые реаль­ности: справ едлив ост, влист, свободу. Справедливость, как катего­рия социально-политического и мо­рально-правового сознания, включает в себя понятие о должном и связана с исторически меняющимися представ­лениями о неотъемлемых правах чело­века. Если данная категория содержит требование соответствия реальной значимости социальных групп, индиви­дов и их социального положения, их прав и обязанностей, то центральным институтом политической власти явля­ется государство.

Мера свободы людей в каждую ис­торическую эпоху определяется уров­нем развития производительных сил, степенью познания природных и обще­ственных законов, социальным и поли­тическим строем. При этом свобода человека выражается в его способнос­ти действовать в соответствии со сво­ими интересами и целями, опираясь на познание объективной необходимости.

В социальном плане важны защита прав личности, создание правовых основ государственной власти, составляющих элементы правового государства. На этой основе должна складываться сово­купность методов эффективной реализа­ции государственной власти, а также со­здаваться — с использованием социоло­гии и социальной психологии — единое научное знание современных принципов управления. Российская история политико-правовой мысли позволяет приоб­щаться к духовно-правовой и общеграж­данской культуре, почувствовать взаимо­связь истории, теории и практики, сохра­нять и развивать юридико-культурное наследие нашего Отечества.

Развитые мыслителями в разные исторические периоды российской го­сударственности темы по сей день ак­туализируют и обогащают подходы к таким значимым вопросам, как:

•  законная природа и искусство муд­рого политического руководства, нашедшие наиболее яркое отраже­ние в правовой позиции Владимира Мономаха, Максима Грека, Федора Карпова, Юрия Крижанича;

•  теоретическое понимание и органи­зационные основы обеспечения го­сударственной и правовой безопас­ности, представленные М. Сперан­ским;

•  разумное начало в личности, разра­ботанное П. Новгородцевым;

•  сущность евразийства как самодо­статочного культурного единства и синтеза ценностей Востока и Запа­да в творчестве Н. Трубецкого, Н. Алексеева, других мыслителей; основы русского национального са­мосознания и правотворчества в работах И. Ильина;

•  развитие ноосферной цивилизации в концепции В. Вернадского. Методология познания историчес­кого развития политико-правовой мыс­ли России позволяет выделить позна­вательную, ценностную, социальную, правовоспитательную функции.

В познавательной функции при­умножается содержательное знание о самобытности, оригинальности отече­ственных идей, воззрений, концепций, что подчеркивает уникальность россий­ской политико-правовой мысли как са­мостоятельной части всемирной исто­рии политических и правовых учений.

Ценностная функция способст­вует закреплению политико-правовых ценностей (власти закона, прав и сво­бод человека, безопасности личности и общества, социальной защиты, право­порядка, представительной демокра­тии и др.] в общественном сознании, государственно-правовой практике. Развитие юридической аксиологии ак­туально для осмысления и утверждения обязательности соблюдения правовых ценностей в правотворческой, право­применительной и правозащитной дея­тельности государства.

Социальная функция проявляет­ся в способности видеть направлен­ность политико-правовых концепций, анализировать и раскрывать механизм преодоления негативных сторон соци­альной практики. Это, в свою очередь, влияет на принятие правильных управ­ленческих решений по совершенство­ванию государственных, обществен­ных, правовых институтов.

Правовоспитательная функ­ция воздействует на личность, укреп­ляет гражданско-правовое сознание. Правовой и воспитательный потенциал истории российской политической и правовой мысли не только является весомым компонентом качественного юридического образования, но и на­полняет «духом закона» профессио­нальную деятельность.

Назрела необходимость усиления правообучающей формы в реализа­ции российским государством право­вой политики. С позиций укрепления отечественного юридического образо­вания в рамках учебного процесса РАГС методологически верным шагом будет изменение существующей зачет­ной контрольной формы знаний слуша­телей по курсу истории политических и правовых учений на дифференцирован­ный зачет или экзаменационную фор­му. Это позволит: во-первых выбрать наработки, которые развивают право­вое содержание действующей Консти­туции РФ; во-вторых , наметить ори­ентиры практического развития государственно-правовых институтов; в- третьих , осознать правовой тип общественно-политических отноше­ний.

В данном аспекте важное значение имеют идеи, касающиеся роли зако­нов; подходы дальнейшего развития федерализма как формы организации государственной жизни; концепции со­вершенствования местного самоуправ­ления; дальнейшие разработки судеб­ной реформы и правильно организо­ванного правосудия. В условиях реформирования государственно-правовых институтов необхо­димо, на наш взгляд, шире внед­рять в учебный процесс различные технологии, межпредметные связи, проблемные семинары, теоретичес­кие конкурсы и др. При этом науч­но-педагогическая цель подготовки высококвалифицированных специа­листов, адаптированных к различ­ным новациям, позволяет выстро­ить три блока задач:

•  объективно-мотивационный, спо­собствующий формированию интел­лектуального слоя профессионалов-юристов новой российской ци­вилизации;

•  эмоционально-волевой, развиваю­щий чувство восприятия нового и понимание личной сопричастности к совершенствованию российской государственности;

•  предметно-практический, позволя­ющий в условиях современной со­циально-правовой действительнос­ти при обучении в академии усилить правовоспитательную составляю­щую образовательного процесса, проявление которой видится в бо­лее тесном соединении в рамках выбранных специализаций теорети­ческой подготовки слушателей с практической профессиональной деятельностью, особенно на стадии утверждения темы и последующего выполнения дипломной работы. Именно на заключительном этапе обучения чрезвычайную важность приобретают правовые технологии, которые можно использовать для достижения большей результатив­ности всей системы применения права.

Written by admin

Март 26th, 2016 | 3:01 пп