Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов



Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

В. Соловьев  и его последователи

Сущность андрогинзма В. Соловьев сводит не к физическому соединению мужской и женской природы, а в способности выходить за пределы собственного эмпирического эгоизма, своей половой обособленности. Также идея андрогинизма у В. Соловьева и его последователей наполнена глубоким персоналистским смыслом. Н. Бердяев писал: «Связь любви эротической с андрогинизмом и есть связь ее с личностью. Ибо поистине всякая личность — андрогинична. Андрогинизм есть восстановленная целостность пола в богоподобном бытии личности. В любви должна открываться не тайна женственности и не тайна мужественности, а тайна человека».2

Но тайна человека заключена не в нем самом, а в замысле Бога, поэтому в этом месте нашего анализа мы перейдем к главной идее философии любви В. Соловьева, к идее Богочеловечества. Но сначала выделим пять путей любви, которые сам В. Соловьев определил в своей работе «Жизненная драма Платона».

Первый — «адский путь», о котором он сам предпочитает не говорить. Под ним подразумевается разврат, аномалии пола.

Второй — «путь животных», который сводится к покорному следованию половому инстинкту.

Третий — «человеческий путь», в основе которого лежит брак, семейная жизнь. В. Соловьев и его последователи не считали брак и семью высшим путем любви. В. Соловьев писал, что «социально-нравственный закон и его основная объективация — семья — вводят животную природу человека в границы,   необходимые   для   родовогопрогресса,онупорядочивают      семейную жизнь, но не открывают пути бессмертия».1

.  «Прежде физиологического соединения в животной природе, которое ведет к смерти,  и  прежде законного  союза в порядке  социально-нравственном, который от смерти не спасает, должно быть соединение в Боге, которое ведет к бессмертию, потому что не ограничивает только смертную жизнь природы человеческим   законом,   а   перерождает   ее   вечной   и   нетленной   силой благодати». Из  приведенного отрывка видно, что этот последний  путь, ведущий к бессмертию, признается Соловьевым самым высшим и лучшим.

Любовь — процесс  управляемый, заложенный  в человеке образом Божьим (у Б. Вышеславцева Христос внушает, бросая «семена Логоса в

» глубину   сердца»),   осмысленный,    а   вовсе    не   бессознательный    (как

утверждают западные философы, например 3. Фрейд), направлен к высшим

целям   осуществления   Царства   Божия   на   земле.   В. Соловьев   и   его последователи ставят задачу роста любви, которая растет изнутри человека. Богом дана и до Бога должна дотянуться она через святость, духовность, нравственность, т.е. все перечисленное это только условие обретения любви. Этот путь любви В. Соловьев называет Богочеловеческим, т.к. он невозможен без участия как самого человека, так и Божества, «путь высшей любви, совершенно соединяющий мужское с женским, духовное с телесным, необходимо уже в самом начале есть соединение или взаимодействие Божеского с человеческим».1

Словом, любовь у В. Соловьева приобретает бытийственную реальность, возведение Божественного в человеке к Божественному во всем. Он пытается выйти за пределы отдельной человеческой души и посмотреть в лицо этой любви, о которой у ап. Павла сказано: «Бог есть любовь».

Written by admin

Сентябрь 12th, 2011 | 12:48 пп