Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов

Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

Целостная личность

Задача любви, по В. Соловьеву, состоит в способности оставаясь самим собой, наполнить свою жизнь абсолютным содержанием, то есть стать совершенным человеком, достойным Царства Божия, иными словами, царства совершенного человека. Философия любви В. Соловьева и его последователей строится на идее целостной личности. Идея целостной личности включает в себя три аспекта, которые в дальнейшем ходе исследования будут выявлены и у его последователей. Это идея андрогинизма, Богочеловечества и духовно-телесного единства. Еще в своей работе «Россия и Вселенская церковь» В. Соловьев писал: «Дело любви, есть воссоединение человека и, через человека, всего созданного существования. Здесь мы имеем задачу тройного единения. Надо, во-первых, возвести в целое индивидуального человека, связав его истинной и вечной связью с его природным дополнением — женой. Надо, во-вторых, воссоединить социального человека, связав в устойчивом и определенном единстве отдельное лицо с собирательным человечеством. Надо, в-третьих, воссоединить собирательного человека, восстановив его внутреннее и живое единство со всей природой мира, которая есть органическое тело человечества».1

Целостная личность есть единство мужского и женского начал. Для этого сама человеческая форма должна быть восстановлена в своей целостности. Истинный человек — это человек в полноте своей идеальной личности, а поэтому интеграция происходит в сфере духовной, как «свободное единство мужского и женского начала, соединяющих свою формальную обособленность, но преодолевших свою существенную рознь и распадение».1 В своей работе «Жизненная драма Платона» он уточняет: «… образ и подобие Божие, то, что подлежит восстановлению, относится не к половине, не к полу человека, а к целому человеку, т.е. к положительному соединению мужского и женского начал, — истинный андрогинизм — без внешнего смешения форм, — что есть уродство, — и без внутреннего разделения личности и жизни, — что есть несовершенство и начало смерти».2 Эта идея повторяется и уточняется в работе «Оправдание добра»: «Человек лишен целости своего существования и своей жизни, и в истинной целомудренной любви к другому полу он стремится, надеется, мечтает восстановить эту целостность».3

Так, задача любви по В. Соловьеву — это восстановление утраченного единства, которое может создать из них одну абсолютную индивидуальность. Эта идея получает развитие во многих сочинениях той культурной эпохи. Так, в «Смысле творчества» Н. Бердяев пишет, что высший, мистический смысл любви заключается в приобщении к женственности, в смысле мужской и женской природы в образе и подобии Божьем, в андрогине. В работе «О назначении человека» Н. Бердяев продолжает эту идею, в которой цель и смысл соединения мужчин и женщин лежит в личности, в ее «стремлении к полноте жизни, к вечности».4

Необходимо отметить, что учение об андрогине, заимствованное еще у Платона, понимается В. Соловьевым, а далее и Н. Бердяевым, иначе. Платон учил о первичности андрогина, для В. Соловьева «андрогинизм не дан, а задан, относится не к прошлому, а к будущему».5 Подлинный андрогинизм — не столько в прошлом, сколько в будущем, и для Н. Бердяева «Новый человек — есть прежде всего человек преображенного пола, восстанавливающий в себе андрогинический образ и подобие Божье, искаженное распадом на мужское и женское в человеческом роде».1

Written by admin

Сентябрь 12th, 2011 | 12:48 пп