Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов



Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

Дополнительное профессиональное образование высших руководителей органов государственного управления в странах Евросоюза

Александр ЛАПТЕВ — начальник Департамента по вопросам подготовки, переподготовки и повышения квалификации федеральных государственных служащих Управления Президента Российской Федерации по вопросам государственной службы, кандидат экономических наук

Анастасия БУДАРИНА — начальник Экспертно- аналитического отдела МИГСУ РАГС, кандидат экономических наук, доцент

Говоря о политике в области подго­товки лиц, замещающих высшие должности государственной граж­данской службы, следует сразу обра­тить внимание на то, что понимание принадлежности к категории выс­ших должностных лиц в ЕС носит свою ярко выраженную специфику. Главное отличие состоит в выделении групп высших государственных дея­телей:

1. Политические руководители: министры и парламентарии

Данная группа занимает должно­сти, связанные с избирательным мандатом, на временной основе и сохраняет зависимость от выдви­нувших их политических партий. Занимая определенные должнос­ти, министры и парламентарии имеют определенный статус и про­ходят специальную подготовку, организованную политической партией, правительством или пар­ламентом по их инициативе и вы­бору. Чаще всего обучение идет по таким направлениям, как комму­никации и иностранный язык. Указанная группа государствен­ными чиновниками не является.

2.  Государственные секретари.

Особая категория, располагаю­щаяся между политиками и выс­шими чиновниками: с одной сто­роны, государственные секретари могут принадлежать к верхушке государственных функционеров, а с другой — назначаться по реше­нию правительства на должности заместителей министров.

В ряде стран государственные секретари являются генеральными секрета­рями министерств, наделенными административной ответственно­стью, и вместе с тем они весьма тесно связаны с политическими обязательствами правительства.

3.  Высшие чиновники , которые де­лятся на две основные подгруппы:

•    высшие функционеры (high ranking), занимающие самые вы­сокие должности в государствен­ной администрации. По решению правительства назначаются на должности руководителей круп­ных генеральных дирекций мини­стерств, агентств, а также стано­вятся президентами больших госу­дарственных компаний. В эту группу входят и непосредственные представители правительства — префекты и послы. У высшего функционера отсутствует ста­бильность и нет возможности вес­ти переговоры о собственном тру­доустройстве;

•    функционеры высшего звена (top level), занимающие высокие должности в силу полученного со­ответствующего образования или успешно пройденного конкурсно­го испытания.

Во всех странах, входящих в со­став ЕС, тщательно анализируют по­требность в высших государствен­ных должностях и отслеживают как эффективность, так и последствия подготовки государственных служа­щих высшего звена управления. Это связано с тем, что категория высших функционеров (от начальника отде­ла департамента (управления) до министра) нацелена на решение межминистерских задач. Следует иметь в виду, что кандидаты на заме­щение высших должностей государ­ственной гражданской службы не возникают спонтанно. По своей сути — это элита, прошедшая специаль­ную подготовку, отбор и формируе­мая под воздействием государствен­ного демократического управления. Поэтому во многих странах мира правительства организуют специаль­ные учебные заведения, в которых проходят подготовку лучшие сотруд­ники, имеющие возможность в пер­спективе занять высшие государст­венные посты.

В основе подготовки государст­венных служащих высшего ранга стран ЕС лежат следующие основные требования:

1)  открытость мышления по отно­шению к реальной практической де­ятельности; к межведомственному и межминистерскому характеру дея­тельности; к международным отно­шениям (в том числе обучение ино­странному языку);

2) система образования должна находиться в постоянном развитии, что подразумевает постоянную адап­тацию программ обучения к должно­сти и профилю деятельности чинов­ника высшего уровня. Это предпола­гает разработку как индивидуальных программ обучения, так и специали­зированных программ для минист­ров, проходящих обучение при помо­щи наставников.

За организацию подготовки и пе­реподготовки госслужащих отвечает правительство. В первую очередь за эту деятельность отвечают премьер- министр и министр государственной службы.Каждому министерству для этих целей выделяются бюджетные средства, однако привлекается и ча­стный капитал, особенно в тех слу­чаях, когда высшие чиновники про­ходят подготовку в частных институ­тах. Лицам, замещающим высшие должности государственной граж­данской службы, предлагаются мно­гочисленные варианты их подготов­ки и переподготовки:

•   краткосрочные межминистерские стажировки, предусматривающие обмен мнениями с представителя­ми частного сектора;

•   стажировки за рубежом;

•   подготовка по программе Μ РА;

•   модули повышения профессио­нальной квалификации в кон­кретных областях, выбранных самими госслужащими;

•   индивидуальная подготовка и пе­реподготовка с помощью настав­ника.

Эффективность обучения и повы­шение качества работы лиц, замеща­ющих высшие должности государст­венной гражданской службы, после завершения подготовки и переподго­товки подтверждаются специально разработанными тестами.

Говоря об организационной структуре систем государственной гражданской службы в странах ЕС, можно заметить, что она базируется на двух моделях, отражающих раз­личные формы занятости на государ­ственной гражданской службе — сис­теме замещения должностей, осно­ванной на принципах должностного роста, и открытой системе замеще­ния должностей. Различия между данными моделями состоят в следую­щем.

Система замещения должностей, основанная на принципах должностного роста , характеризуется жесткой иерархической структурой и разделением служащих на несколь­ко должностных категорий, изолиро­ванных друг от друга.

Указанная мо­дель характеризуется наличием же­сткого нормативно-правового регу­лирования денежного содержания, социального и пенсионного обеспе­чения. Ей также присуща внутрен­няя система профессионального об­разования, которая предусматривает обучение служащего на протяжении его занятости на службе. Это способ­ствует тому, что служащий не только приобретает знания и навыки, тре­бующиеся для выполнения его слу­жебных обязанностей, но и приоб­щается к корпоративному духу, де­лающему его, с одной стороны, ло­яльным государству, но с другой — отрывающему его от общества. Воз­никает негативная тенденция, состо­ящая в том, что государственные служащие, которым гарантировано продвижение по служебной лестни­це, представляют собой закрытое со­общество, теряющее связь с общест­вом, интересам которого они призва­ны служить. Однако главной слабос­тью данной модели, по мнению зарубежных аналитиков, является недостаточная степень конкуренции между кандидатами, поскольку чаще всего предпочтение отдается работ­никам, обладающим «общими» на­выками.

Открытия модель замещения должностей характеризуется отсутствием принципа занятости на госслужбе на протяжении всей тру­довой жизни и правовых гарантий должностного роста. Рост внутри од­ной должностной категории не озна­чает повышение уровня денежного содержания или статуса и не требует получения дополнительных знаний и навыков. Основанием для повыше­ния ранга и денежного оклада здесь является результативность служеб­ной деятельности. Хотя эта модель менее формализована и уделяет большее значение профессиональ­ным качествам по аналогии с ком­мерческими предприятиями, ее ис­пользование повышает риск карьер­ного роста без учета профессиональ­ных качеств. Для предотвращения указанной ситуации требуются до­статочно сложные процедурные ме­ханизмы, но и они не устраняют главного недостатка, заключающе­гося в проявлении ряда негативных тенденций, таких как снижение об­щей корпоративной культуры; огра­ничение возможностей лиц, замеща­ющих высшие должности по их пере­ходу в другие министерства (ведом­ства) ; увеличение ротации кадров.

Во всех странах ЕС обучение ве­дется на всем протяжении занятости на службе, но строится оно исходя из различий между двумя моделями си­стем замещения высших должнос­тей. При использовании открытой системы замещения должностей приоритет отдается специализиро­ванному обучению, что связано с не­обходимостью обучения принятых на госслужбу сторонних лиц вопросам государственного управления. В странах же с системой замещения высших должностей, основанной на принципах должностного роста, ак­цент делается на соответствующее обучение кандидатов на замещение высших должностей в самом начале их служебной деятельности. Однако общей тенденцией для обеих групп стран является повышенное внима­ние к учебным курсам, направлен­ным на развитие лидерских и управ­ленческих качеств, расширение кру­гозора, формирование навыков об­щения и работы в международном и политическом аспектах.

В настоящее время в России фор­мируется система обучения лиц, за­мещающих высшие должности госу­дарственной гражданской службы, поэтому крайне важно понять осо­бенности ее организации за рубе­жом. Наиболее интересным с этой точки зрения можно считать опыт Германии, Великобритании и Бель­гии.

Германия является одной из не­многих стран ЕС, имеющих федера­тивное устройство. Федеральная си­стема государственной гражданской службы в Германии оставалась неиз­менной на протяжении длительного промежутка времени, в том числе и в 80-е гг., когда регионы и муниципа­литеты Германии переходили на принципы так называемого нового государственного управления. В 1998 г. была принята концепция «активного государства» — совер­шенствование государственного уп­равления через реорганизацию взаи­моотношений между государством и обществом.

Для Германии характерно нали­чие двух видов трудовой занятости — пожизненной и временной, осуще­ствляемой по срочным контрактам. Указанный подход исходит из соче­тания принципа замещения должно­стей с принципом открытой системы замещения должностей. Однако в целом германская система государст­венной гражданской службы базиру­ется на принципах должностного роста и включает в себя четыре должностные категории, ориентиро­ванные на полученное образование и строгое закрепление определенных функций (Таблица 1).

Организация дополнительного профессионального образования для федеральных служащих Германии находится в ведении Федеральной академии государственного управле­ния при Министерстве внутренних дел.

Процесс обучения проводится внештатными преподавателями, по­этому структурные подразделения Академии обеспечивают только ру­ководство образовательным процес­сом и занимаются развитием образо­вательных концепций.

Обучение лиц, замещающих выс­шие руководящие должности, край­не редко проводится в виде учебных курсов с предварительной записью слушателей. В настоящее время предлагаются специальные учебные мероприятия, которые разрабатыва­ются по просьбам высших руководя­щих лиц с учетом оценки их потреб­ностей. Для данной категории гос­служащих Федеральная академия государственного управления пред­лагает три основные формы обуче­ния, особенности которых представ­лены в таблицах 2, 3 и 4.

Таблица 1. Особенности системы государственной гражданской службы в Германии.

N° п/п Должностная категория Полученное образование Выполняемые функции
1. Высший уровень Служащие, имеющие высшее образование Программное планирование, разработна правовых актов, функции управления и руководства
2. Промежуточный уровень Служащие, имеющие 13-летнее образование и три года допол­нительного профессионального образования Исполнение законодательства, функции управления и руководства
3. Средний уровень Служащие с 10-летним образованием Документационное обеспечение
4. Низший уровень Служащие с 8-летним образованием Хозяйственное обеспечение

Таблица 2. «Форум высших руководящих работников».

Форма обучения 2-3-дневные семинары для руководящих работников различных министерств или ведомств
Форма привлече­ния слушателей Цель обучения На основе оценки перспективных потребностей совместно с кад­ровыми службами соответствующего министерства или ведомства Содействие в практических нововведениях административного характера и ознакомление с соответствующими навыками и знаниями
Методика обучения Обсуждение вопросов и обмен практическим опытом при участии специалистов из государственных органов управления, а также других специалистов, приглашенных со стороны
Содержание обучения Административная модернизация в вопросах управления кадрами и организационного развитияНовое государственное управление: законодательство в области государственной гражданской службы
 Таблица 3. «Встречи руководящих работников».
Форма обучения Однодневные семинары для глав министерств и ведомств
Форма привлече­ния слушателей Мероприятия проводятся по просьбе самих руководителей высше­го звена
Цель обучения Совершенствование навыков руководства
Методика обучения Тщательная подготовка слушателей [в основном, глав управлений). Обсуждение актуальных вопросов по результатам занятий с раз­личными специалистами с целью разработки плана рабочих меро­приятий каждым слушателем для своей организации
Содержание обучения Семинары:•    для руководителей•    по проблемам налаживания коллективной работы

•    по проблемам стратегического развития

Таблица 4.«Использование персональных наставников».

Форма обучения Открытое образование (система, в которой основу образовательного процесса составляет целенаправленная, контролируемая, интенсив­ная самостоятельная работа обучаемого, который может учиться в удобном для себя месте, по индивидуальному расписанию, имея при себе комплект специальных средств обучения и согласованную возможность контакта с преподавателем по телефону, факсу, электронной или обычной почте, а также личного контакта)
Формапривлеченияслушателей 1  этап: опрос сотрудников высшего звена управления всех федеральных министерств и ведомств при содействии Федеральной академии государственного управления2  этап: получение комментариев от высших руководителей на результаты опроса по важнейшим вопросам управления3  этап: направление ответа от заместителя главы министерства или ведомства на запрос персонального наставника
Цель обучения Совершенствование навыков руководства
Методика обучения Использование сторонних специалистов в качестве персональных наставников
Содержание обучения Текущие вопросы руководства, понимание принципов руководства; ораторские навыки

 

Великобритания — это страна с особым, унитарным политическим устройством, дающим незначитель­ную степень самостоятельности ре­гиональным и местным органам вла­сти.

Великобритания была первой страной ЕС, где возникла ярко выра­женная необходимость в изменении как структуры, так и руководящих принципов государственной граж­данской службы. Главная цель ре­формы состояла в сокращении себес­тоимости при одновременном совер­шенствовании функционирования государственной гражданской служ­бы, что предполагало кардинальный пересмотр задач министерств. Со­став министерств был сильно сокра­щен, и их административные функ­ции были переданы вновь созданным агентствам, которые в свою очередь получили большую самостоятель­ность как в подборе кадров, так и в разработке должностных инструк­ций, регламентов, квалификацион­ных требований, процедур оценки и отбора кадров.

Значительное сближение между системой государственного управления и частным сектором привело к то­му, что организация обучения госслу­жащих силами самой системы гос- службы утратила свою актуальность. Обучение руководителей высшего звена и учебные мероприятия, на­правленные на развитие общих навы­ков руководства, могли теперь прово­диться и негосударственными образо­вательными заведениями.

Таблица 5. «Программа для руководителей высшего звена».

Форма обучения 11-дневный семинар с участием руководителей министерств и ведомств. Стоимость участия — 13625 ф. ст. на человека
Формапривлеченияслушателей Публикация в средствах массовой информации для:•   управляющих и руководителей крупных частных предприятий•   лиц, замещающих высшие должности государственной гражданской службы

•   управляющих национальных агентств

•   руководителей некоммерческих организаций

•   ректоров и проректоров высших учебных заведений

•   руководителей местных органов власти

•   руководителей и заместителей руководителей управлений

•   полиции

Цель обучения Развить, повысить, углубить:•   знания и результативность работы•   управленческие и стратегические навыки

•   способность предвидеть и разрешать трудности

•   способность быть движущей силой изменений и обеспечивать эффективную организацию работы

•   способность разрешать кризисные ситуации и гибкость управления

•   коммуникативные навыки

•   взаимодействие между участниками семинара после окончания учебы

Методика обучения •   Интенсивное интерактивное и глубокое изучение тем, относящихся к вопросам лидерства, стратегии, риска, инновациям•   Выполнение практических заданий•   Ситуационное обучение с рассмотрением текущих и планируемых стратегических программ и мероприятий

•   Рассмотрение вопросов, связанных с основными правительственными программами, непосредственно касающихся деятельности частных предприятий и некоммерческих организаций, руководители которых присутствуют на данном семинаре

Содержание обучения •   Ситуационное обучение•   Работа в группах по вопросам лидерства•   Ситуационное и игровое обучение по вопросам лидерства, выработки стратегии, стратегического взаимодействия, кризисных ситуаций, поведения во время теле- и радиоинтервью, принятия решений в чрезвычайных и стрессовых ситуациях

•   Консультации со стороны ведущих специалистов частного и государственного секторов экономики

•   Принятие решений в нетипичных и сложных ситуациях

•   Перспективное и системное мышление

•   Стратегия развития и реализация отдельных процессов

•   Различные подходы к реализации нововведений

•   Психология риска

•   Соответствие ожиданиям потребителей и других заинтересованных сторон

•   Взаимоотношения с политическими деятелями и средствами массовой информации

•   Творческий и инновационный подходы

Именно это обстоятельство привело к тому, что Колледж государственной граж­данской службы, представляющий собой главное образовательное уч­реждение системы государственной гражданской службы, был привати­зирован с целью повышения его кон­курентоспособности по отношению к частным учебным заведениям.

Таблица 6. «Форум руководителей высшего звена».

Форма обучения Ежемесячные семинары продолжительностью 1/2 дня
Форма привлече­ния слушателей Адресное уведомление лиц, замещающих высшие должности госу­дарственной гражданской службы
Цель обучения •    Ознакомление слушателей с мнением ведущих британских теоретиков и практиков•    Ознакомление с мнением самих работников министерств и ведомств по вопросам руководства, решения задачи реализации нововведений

•    Обеспечение возможности слушателям отойти от рабочей рутины и поразмышлять над более широкими вопросами государственной службы и наладить взаимодействие с другими государственными гражданскими служащими

Методика обучения •    Лекции, дискуссии, обмен опытом•    Отсутствует необходимость в предварительных и раздаточных материалах
Содержание обучения Непосредственное общение с ведущими государственными деятелями и представителями делового сообщества

 

В системе государственной граж­данской службы Великобритании предусмотрено деление должностей на ранги, которые образуют не от­дельные категории должностей, а от­ражают объем функциональных обязанностей и соответствующий уровень компетенции. Три первых ранга считаются высшими государст­венными должностями.

Центр по вопросам управления и политическим исследованиям, куда вошел Колледж государственной гражданской службы, предлагает широкий выбор программ для лиц, замещающих высшие руководящие должности.

Например, программа для руководителей высшего звена включает в себя следующие направ­ления обучения: «Основы корпора­тивного лидерства»; «Эффектив­ность управляющего совета* и кор­поративное лидерство»; «Для начи­нающих членов управляющего совета», «Для будущих членов управ­ляющего совета»; «Лидерство в вы­полнении задач»; «Совместное обуче­ние высших руководителей государ­ственных органов», «Межведомст­венные и межотраслевые вопросы государственного управления», «Фо­рум руководителей высшего звена». При этом три программы специально разработаны для лиц, замещающих высшие руководящие должности: «Программа для руководителей выс­шего звена», «Форум руководителей высшего звена», «Программа для ру­ководителей министерств и ве­домств» (представлены в таблицах 5, 6 и 7).

Советы являются распространенной формой руководства государственной службой боль­шинства развитых стран. Они образуются согласно законодательству страны на разных уровнях руководства в целом и для реализации права государственных служащих на са­моуправление.

Таблица 7. «Программа для руководителей министерств и ведомств».

Форма обучения Открытое обучение (см. Таблицу 4)
Форма привлече­ния слушателей Специальное уведомление заместителей глав министерств и ведомств
Цель обучения Содействие заместителям глав министерств и ведомств в их управленческой деятельности, а также деятельности руководителей частных предприятий и некоммерческих организаций
Содержание обучения •   Ситуационное обучение•    Работа в группах по вопросам лидерства•   Ситуационное и игровое обучение по вопросам лидерства, видения стратегии, стратегического взаимодействия, кризисных ситуаций, поведения во время теле- и радиоинтервью, принятия решений в стрессовых и критических ситуациях

•    Консультации со стороны ведущих специалистов частного и государственного секторов экономики

•    Принятие решений в нестандартных и сложных ситуациях

•    Развитие перспективного и системного мышления

•   Стратегия развития

•    Различные подходы к реализации нововведений

•    Психология риска

•   Соответствие ожиданиям потребителей и других заинтересованных сторон

•   Взаимоотношения с политическими деятелями и средствами массовой информации

•   Творческий и инновационный подходы

Административная реформа в Бельгии ведет начало с 1988 г. В 1999 г. в Бельгии произошла смена Кабинета министров, которая стала началом реформирования системы государственной гражданской служ­бы на федеральном уровне. Феде­ральные министерства были преоб­разованы в федеральные правительственные управления (ФПУ) с вертикальной и горизон­тальной направленностью работы. В ведение горизонтальных ФПУ были переданы общие административные задачи (кадровые и организацион­ные вопросы, бюджет и контроль), а функциональные задачи были отда­ны вертикальным ФПУ. Одной из важных целей реформ была реорга­низация кадровой системы, которая осуществлялась следующим образом: в горизонтальное ФПУ «Организа­ционно-кадровое управление» были переданы задачи по кадровому пла­нированию и общим вопросам кад­ровой политики, а в ведение соответ­ствующих вертикальных ФПУ — разработка описания должностей и квалификационных требований к лицам, их замещающим.

Обучение госслужащих в Бельгии находится в ведении Института фе­деральной администрации. Он пред­ставляет собой образовательное уч­реждение при ФПУ — Организаци­онно-кадровое управление. Образо­вательный процесс для лиц, замещающих высшие руководящие должности, находится в ведении Уп­равления по делам высших руково­дящих кадров. Институт федераль­ной администрации предлагает шесть учебных программ для руково­дителей среднего и низшего звена уп­равления по следующим основным направлениям: информационные технологии; языковые курсы; персо­нальное развитие; менеджмент; ад­министративные вопросы; методики обучения.

Для лиц, замещающих высшие руководящие должности, специаль­ных учебных программ не существу­ет. Они принимают участие в общих семинарах, проводимых для служа­щих из числа руководителей. Осо­бенности таких семинаров можно проследить по таблицам 8, 9 и 10.

Правительством Бельгии была разработана программа подготовки, предназначенная для кандидатов на замещение высших должностей госу­дарственной гражданской службы. В программе единовременно принима­ют участие около 40 человек, отоб­ранных по результатам письменного экзамена и собеседования.

Таблица 8. Семинар «Базовые навыки руководства».

Форма обучения Пятидневный семинар
Форма привлече­ния слушателей Публикации в средствах массовой информации
Цель обучения Анализ стилей и методов руководства
Методика обучения Обучение через практическое решение задач
Содержание обучения •   Лучшее понимание своей роли как руководителя•   Совершенствование взаимодействия с подчиненными•    Руководство коллективом

•   Стратегическое управление и управление изменениями

Таблица 9. Семинар «Повышение квалификации руководящих работников».

Форма обучения Семинар продолжительностью 10 учебных дней. Проводится на протяжении 4 месяцев:•    вводная часть•    практическое решение задач

•    обсуждение практической работы

•    закрепление пройденного материала

Форма привлече­ния слушателей Уведомление через средства массовой информации лиц, замещающих высшие руководящие должности с опытом работы в данных должностях не менее 5 лет
Цель обучения •    Умение отстаивать свою точку зрения•    Использование обратной связи в качестве средства постоянного получения информации•    Определение своих сильных и слабых сторон

•    Анализ своей мотивации

•    Разработка плана персонального развития для оптимального использования своих знаний и опыта

Методика обучения •    Ситуационное обучение•    Тренинги в специально сформированных рабочих группах•    Налаживание конструктивной коллективной работы
Содержание обучения Индивидуальные задания по приобретению опыта по следующим вопросам:•    презентации•    общение

•    уверенность в себе и умение разрешать конфликты

•    лидерские качества

•    коллективная работа

•    принятие решений

Програм­ма рассчитана на несколько месяцев и предлагает как теоретическое (уп­равление кадрами, проектами и т.д.), так и практическое обучение, включая стажировку продолжитель­ностью один месяц за рубежом. По­мимо этого слушатели в течение трех месяцев работают в качестве кон­сультантов в проектах модерниза­ции. Их задача — определение целей реформирования. За лицами, заме­щающими должность директора, за­крепляется индивидуальный настав­ник. Аналогичной услугой могут пользоваться и лица, замещающие должности председателя и генераль­ного директора.

Таким образом, современные сис­темы дополнительного профессио­нального образования государствен­ных служащих в ведущих странах ЕС развиваются в следующих на­правлениях:

1.  Максимальная адаптация учеб­ных курсов и программ к кон­кретным потребностям заказчика и обучаемого.

2. Непрерывность и взаимосвя­занность этапов обучения.

3.  Совершенствование не только профессиональных навыков и знаний госслужащих, но и всесто­роннее развитие личности.

4.  Обучение по месту работы.

5.  Внедрение различных форм по­вышения квалификации служа­щих высшего звена на уровне на­чальников департаментов и заме­стителей министров, а в отдель­ных странах даже министров.

6.  Широкое использование модуль­ного принципа обучения.

7.  Использование как государствен­ных, так и коммерческих учеб­ных заведений.

8.  Стимулирование конкуренции между учебными заведениями и организациями, претендующими на предоставление услуг дополни­тельного профессионального об­разования.

Указанные направления крайне важны и для России, поскольку толь­ко высокопрофессиональные кадры, в том числе прошедшие через систе­му ДПО, смогут придать новое каче­ство функционированию государст­венной службы, поднять ее автори­тет и роль в современном обществе.

Таблица 10. Семинар «Использование института наставничества для воспитания лидеров».

Форма обучения Трехдневный семинар
Форма привлече­ния слушателей Приглашения для руководящих работников и наставников, уже принимавших участие в семинарах, проводимых Институтом федеральной администрации
Цель обучения Понимание своей роли и рабочих задачПонимание и совершенствование своей роли как наставникаУмение советовать и оказывать содействие
Методика обучения Открытое обучение (см. Таблицу 4)
Содержание обучения •   Методы обучения через наставничество•   Четкая постановка задач•   Оценка квалификационного уровня своих сотрудников

•   Создание благоприятной рабочей атмосферы

•   Оценка образовательных потребностей своих сотрудников

Written by admin

Март 26th, 2016 | 2:47 пп