Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов



Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

Человеческий капитал Монголии в рамках целей развития тысячелетия

Человеческий капитал становится для каждой страны мира важным фактором, определяющим успех социальных и экономических преобра­зований.

На Саммите ООН в 2000 г. были сформулированы цели развития ты­сячелетия (ЦРТ). Для реализации этих целей необходимы: уменьшение нищеты и увеличение доходов населения, совершенствование системы образования, поощрение равенства мужчин и женщин, борьба с болез­нями, обеспечение экологической устойчивости, формирование гло­бального партнерства. Предполагается, что до 2015 г. все государст- ва-члены ООН достигнут поставленных целей, значительно улучшив ус­ловия и качество жизни миллионов людей.

Но в плане реализации ЦРТ дела во всем мире и в отдельно взятых странах обстоят по-разному.

 

Болдбаатар БАЗАР — кандидат экономических наук, старший референт Администрации Президента Монголии, докторант РАГС

С момента подписания в 2000 г. Декларации тысячелетия в мире на­метился определенный прогресс в достижении целей, обозначенных в документе. Например, бедность со­кратилась, а социальные показатели улучшились. С 1990 г. ожидаемая продолжительность жизни в разви­вающихся странах увеличилась на два года. Ежегодно здесь умирают на 3 млн детей меньше и на 30 млн детей больше посещают школу. Свы­ше 130 млн человек избежали край­ней нищеты.

И все же общие показатели не вызывают восторга, и обещание, данное беднякам мира, нарушается. В 2003 г. в 18 странах с совокупной численностью населения 460 млн человек был зарегистрирован более низкий, чем в 1990 г., индекс чело­веческого развития (ИЧР), что сви­детельствует о беспрецедентном рег­рессе. В условиях все большего про­цветания мировой экономики каж­дый год 10,7 млн детей не доживают до пяти лет, а более 1 млрд человек живут в условиях ужа­сающей бедности — менее чем на 1 долл. США в день. Воздействие на этот масштабный регресс в развитии человека оказала пандемия ВИЧ / СПИДа. В 2003 г. она унесла 3 млн жизней, еще 5 млн человек бы­ли инфицированы, миллионы детей остались сиротами.

Руководители 189 стран, кото­рые подписали Декларацию тысяче­летия, каждые два — три года долж­ны отчитываться перед мировым со­обществом в лице ООН о выполне­нии принятых на себя обязательств и обещаний. Так, в российском деся­том национальном Докладе о разви­тии человеческого потенциала, представленном ПРООН*, страно- вой командой ООН и Министерст­вом иностранных дел Российской Федерации, впервые предпринята попытка показать актуальность сис­темы ЦРТ и проведен глубокий ана­лиз так называемой концепции «ЦРТ+», разработанной для адапта­ции глобальных целей развития к ус­ловиям России. В докладе рассмат­ривается новая роль России как международного донора и источника технической помощи и содействия. Особо подчеркивается тот факт, что перед Россией стоит уникальная за­дача: продолжать решение внутрен­них проблем и одновременно стать движущей силой в борьбе с беднос­тью на глобальном уровне.

А как можно адаптировать ЦРТ для Монголии, чтобы они отвечали особенностям ее социально-эконо­мического развития?

Монголия — малонаселенная стра­на, не имеющая выхода к морю, с на­селением около 2,5 млн жителей. ВВП на душу населения в 1998 г. со­ставлял 390 долл. США, в 2002 г. — 455 долл., а в 2005 г. — 737 долл. США. Основная задача, стоящая пе­ред нацией, заключается в обеспече­нии устойчивого роста и формирова­нии человеческого капитала совсем иного качества.

Приоритеты развития страны во многом созвучны сущности ЦРТ, ко­торые лежат в основе программы, разрабатываемой правительством под руководством Президента Мон­голии Намбарын Энхбаяра. Рассмо­трим ситуацию, сложившуюся в Монголии, в концептуальных рам­ках выполнения ЦРТ. Сокращение нищеты и ликвидация голода

Снижение доходов населения, зна­чительный рост уровня безработи­цы, неспособность системы социаль­ной защиты и социального обеспече­ния адекватно реагировать на воз­никающие проблемы, усиление социального и экономического нера­венства в городской и сельской мест­ностях — все это негативные послед­ствия переходного периода. Качест­во общественных услуг в области об­разования и здравоохранения ухудшилось, доля бюджетных расхо­дов на эти сферы резко сократилась.

За последние годы уровень бед­ности не снизился — он составляет примерно 35% от общей численнос­ти населения страны. По индексу че­ловеческого развития, отражающе­му социальный аспект экономичес­кого роста, Монголия заняла в 2005 г. 114-е место (в 1998 г. — 98- е, в 2003 г. — 117-е), т.е. она отно­сится к странам со средним уровнем человеческого развития. Бедность и безработица ведут не только к сни­жению жизненного уровня населе­ния, но и к недоиспользованию эко­номического потенциала и человече­ского капитала общества.

* Программа развития Организации Объединенных Наций.

Хотя в Монголии нет никакого голода, многие семьи страдают от недоедания и нехватки продовольст­вия. За прошлое десятилетие доля детей до пяти лет, весящих ниже по­ложенной нормы, оставалась посто­янной в пределах 12%.

Бедность, недоедание, плохое здоровье и низкий уровень образова­ния тесно связаны между собой, об­разуя замкнутый порочный круг, в котором находятся бедные семьи, □беспечение всеобщего начального образования

С переходом общества, основанного на использовании природных ресур­сов, к обществу, основанному на «знаниях» и использовании челове­ческого капитала, значительно воз­растает роль образования.

Право на бесплатное и обязатель­ное всеобщее начальное образова­ние для всех граждан закреплено в Конституции Монголии. Охват на­чальным образованием резко упал с 98% в 1989 г. до 82% в 1992 г. и достиг 91% в 2000 г. Ежегодный рост охвата начальным образовани­ем с 1994 г. составлял 2%, и если эта тенденция сохранится, то к 2015 г. начальное образование будет всеобщим.

Обеспечение тендерного равенства

Равное участие мужчин и женщин в развитии страны и равные возмож­ности приобретения собственности способствуют улучшению качества жизни населения.

В конце 1980-х годов доступ к начальному, среднему и высшему образованию практически не зави­сел от пола. Но из-за экономическо­го кризиса начала 1990-х годов мно­гие общежития сельских школ вы­нуждены были закрыться, что, в свою очередь, сильно повлияло на уменьшение охвата образованием. В 1990 г. доля девочек среди учащих­ся средних школ составляла 53%, в 1992 г. — 58%, а в 2000 г. — 55%. Если эта тенденция продолжится, тендерное равенство будет достигну­то к 2010 г.

Среди студентов вузов в 1990 г. 39% составляли мужчины. Их доля уменьшилась до 30% в 1995 г., но с 1996 г. доля студентов мужского пола опять стала повышаться и со­ставила к 2003 г. 39,8%. Сокращение детской смертности В период с 1990 по 2000 гг. смерт­ность детей до пяти лет снизилась в 2 раза.

Этот процесс связан, в частности, с внедрением международных стан­дартов в диагностирование и лече­ние острых дыхательных инфекций и диареи, которые были основными причинами детской смертности; ус­пешной реализацией расширенной программы вакцинации и т.д. Улучшение охраны материнства В Монголии в период с 1992 по 2000 гг. уровень материнской смертности сократился с 204 до 158 случаев на 100 тыс. рожденных и в 2003 г. составлял 109,5. Это самый низкий показатель за прошлое деся­тилетие. Дальнейшее снижение дан­ного показателя зависит от повыше­ния качества услуг по поддержанию здоровья матерей, улучшения ухода, обеспечиваемого вне сети медуч­реждений и первичного медицин­ского обслуживания. Борьба с эпидемией ВИЧ / СПИДа и другими заболеваниями В Монголии с 1992 г. зарегистриро­ван всего 21 случай инфицирования ВИЧ. Однако это не повод для само­успокоения, поскольку в стране су­ществует множество факторов, ко­торые располагают к высокому рис­ку распространения инфекции.

Для дальнейшего поддержания низкого уровня распространения ВИЧ / СПИДа к 2015 г. нужно улучшить национальную систему на­блюдения за ситуацией и сделать широко доступной добровольную консультацию и сдачу анализа на ВИЧ / СПИД среди населения.

На третьем месте среди инфекци­онных болезней в Монголии стоит туберкулез. Число зарегистрирован­ных случаев туберкулеза увеличи­лось с 79 на 100 тыс. человек в 1990 г. до 155 — в 2003 г. Столь резкий рост обусловлен не только повышением качества системы об­наружения, но и ростом уровня бед­ности в переходный период. По оценке ВОЗ, вероятность заболева­ния туберкулезом составляет 230 на 100 тыс. человек.

Обеспечение экологической устой­чивости

Конституция Монголии 1992 г. га­рантирует право гражданам страны жить в здоровой и безопасной среде, быть защищенным от ее загрязнения и нарушения природного баланса.

Великий государственный хурал Монголии принял более 20 законов по защите окружающей среды. Од­нако их выполнение оставляет же­лать лучшего из-за несоответствия между общественными интересами и объективной ситуацией в эконо­мике, а также недостатка стимулов для сохранения экологической ус­тойчивости. Именно поэтому, не­смотря на создание хорошей право­вой базы, деградация экологии в те­чение прошлого десятилетия не сни­жалась, а увеличивалась.

Согласно данным исследования, проведенного в 1998 г., почти поло­вина населения страны использова­ла для питья воду из ненадежных ис­точников, таких как незащищенные колодцы, реки, дождевая вода или снег.

В настоящее время деградация земель и пастбищ (по данным Ми­нистерства охраны природы, 78% пастбищ испорчены, а остальные имеют тенденцию к деградации, что влечет за собой высокий риск опус­тынивания ), загрязнение воздуха, низкая эффективность энергетичес­кой системы, уничтожение лесов и уменьшающаяся биологическая ва­риативность являются самыми неот­ложными экологическими пробле­мами в Монголии.

В Монголии очень богатая и раз­нообразная флора и фауна, многие виды растений и животных относят­ся к редко встречающимся в мире. В целях сохранения биологического равновесия правительство увеличи­ло долю заповедных земель до 13,3% всей территории страны и по­ставило задачу довести это соотно­шение до 30%.

Существенное улучшение качества жилищных условий населения к 2020 г.

В настоящее время 57% населения живут в юртах, лишенных основных удобств. Юрты составляют пример­но одну четвертую часть всего город­ского жилья.

Вследствие экономического кри­зиса 1990-х годов и резко увеличи­вающейся миграции в крупные горо­да ситуация на рынке городского жилья ухудшилась. Несмотря на те­кущий бум жилищного строительст­ва в столице, покупательная способ­ность широких масс населения все еще остается недостаточной для при­обретения домов и квартир. Формирование глобального парт­нерства

В Монголии достаточно быстро про­изошла либерализация торговой си­стемы, и в настоящее время она яв­ляется страной с открытой экономи­кой. В 1997 г. Монголия вступила в ВТО и сейчас имеет торговые отно­шения более чем с 80 странами, сре­ди которых главными партнерами являются КНР, Россия и США.

Либерализация внешней торгов­ли была призвана обеспечить по­требности внутреннего рынка, уве­личить конкурентоспособность на­циональной отрасли промышленнос­ти и расширить экспорт. Однако одним из побочных эффектов ока­зался постоянно растущий с 1996 г. торговый дефицит, который в 2003 г. составлял $185,1 млн.

Экспортный доход Монголии сильно зависит от цен на мировом рынке такой продукции, как медь и кашемир. Что касается экспорта традиционных товаров — кожаных изделий, дубленок, ковров, шерстя­ных одеял, то доходы от их экспорта резко уменьшились.

Транзитная транспортировка иг­рает важную роль для Монголии — континентальной страны, не имею­щей выхода к морю. На региональ­ном уровне предпринимаются меры для решения транзитной транспор­тировки путем проведения двусто­ронних и многосторонних встреч и заключения соглашений. Монголия заключила двустороннее соглашение <0 транзитной транспортировке и доступе к морю» с КНР в 1991 г. и с Россией в 1992 г.

В результате ряда двусторонних переговоров с Российской Федера­цией на самых благоприятных усло­виях в конце 2003 г. была решена проблема долга в конвертируемых рублях, возникшего при Советском Союзе. 98% долга были списаны, ос­тавшаяся часть оплачена из собст­венных ресурсов, что стало большим шагом в укреплении экономического суверенитета Монголии.

Однако в последние годы долго­вое бремя становится для Монголии все более тягостным. В период с 1991 по 2003 гг. уровень внешнего долга в конвертируемой валюте вы­рос с 6% до 101,9% от ВВП.

По оценкам В Б и МВФ, долг Монголии вполне стабилен и не тре­бует реструктурирования. Впервые за последнее десятилетие страна не имеет просроченных иностранных долгов.

Written by admin

Март 26th, 2016 | 2:45 пп