Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов

Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

Государственно- корпоративная экономика России

Процессы, происходящие в современной мировой и российской эконо­мике, свидетельствуют о необходимости объединения в России двух факторов развития: экономической силы государства и возможностей крупного бизнеса. При всей своей важности малое предприниматель­ство не способно создавать капиталоемкие производства, привлекать крупные инвестиции, вести стратегический, регулируемый в долго­срочной перспективе бизнес. Стратегическую роль призваны сыграть новые отношения социально-экономического развития государства и крупных корпораций.

 

Алексей СМИРНОВ — вице-президент ОАО «ЛУКОЙЛ», генеральный директор ЗАО «ЛУКОЙЛ-Нефтехим», кандидат экономических наук

 

Отношенпя социально-экономи­ческого развития государства и крупных корпораций, особенно в сферах товарной специализации экономики России, должны опре­делять долгосрочную стратегию го­сударственно-корпоративного раз­вития.

Уточним, что вкладывается в содержание понятия «корпорация» применительно к современным экономическим условиям. На наш взгляд, корпорация — это финан­сово-экономическая система производственных и непроизвод­ственных объектов, в основе ко­торой лежит акционерный капи­тал и наемный менеджмент; стремление к максимизации прибыли в корпоративных инте­ресах; допускаемая обществом монополизация рынков произво­димых товаров и у слуг.

Корпоративная экономика име­ет свои достоинства и недостатки. К достоинствам относятся эффек­тивная, часто отраслевая, концен­трация производства, более низкие его издержки, возможности инно­вационно-инвестиционного разви­тия и создания «народных» корпо­раций с непосредственным участи­ем в их уставном капитале населе­ния. В России этот процесс находится на начальном этапе. Ди­версификация производства в хол­дингах и операции на фондовых биржах создают условия для вклю­чения финансовых механизмов, повышающих эффективность про­изводства, разработки корпора­тивной финансовой стратегии. К недостаткам относятся монополис­тический эгоизм, проявление зако­на прибавочной стоимости в ущерб обществу и негативные социаль­ные последствия. В условиях част­ной собственности у государства объективно ограничены возможно­сти воздействовать на социально- экономические результаты функ­ционирования крупного корпора­тивного бизнеса.

Поэтому при разработке государственной долго­срочной стратегии должны быть созданы специфические механиз­мы согласования и сближения ин­тересов основных групп общества, а также индикативные регулирую­щие механизмы. В системе страте­гического управления следует оп­тимально согласовать действую­щую корпоративную экономику с ее мощнейшим экономическим по­тенциалом и систему государствен­ного регулирования. Такое взаимо­действие даст обществу дополни­тельный синергетический эффект.

В настоящее время воздействие корпоративного бизнеса на соци­ально- экономическое развитие страны оценивается в государст­венных прогнозах опосредованно — через общую динамику макро­экономических показателей, полу­ченную на основе среднестатисти­ческих данных. При этом потенци­альные возможности собственно крупного корпоративного бизнеса в стратегическом периоде не учи­тываются. Между тем их учет не­обходим. Он позволяет перейти от прогноза для отслеживания воз­можных социально-экономических процессов к управляемому долго­срочному прогнозу, который нуж­но использовать как инструмент государственного управления.

Процессы взаимодействия госу­дарства и крупного бизнеса долж­ны приобрести определенные орга­низационные формы. Существуют неявные управляющие или сове­щательные системы согласования действий мирового бизнеса и госу­дарств в виде экономических фо­румов, на которых присутствуют представители правительств, орга­нов законодательной государствен­ной власти, элиты общества, круп­ного бизнеса. Российский союз промышленников и предпринима­телей, включающий в себя пред­ставителей корпоративного бизне­са, мог бы принять участие в раз­работке государственной социаль­но-экономической стратегии как орган, формирующий ее экономи­ческие параметры.

Применительно к национально­му уровню можно использовать следующее определение страте­гии. Это система действий, доку­мент, отражающий экономически и научно обоснованные направ­ления социально-экономическо­го развития государства, его це­ли и долгосрочные задачи, эф­фективность их решения, пути реализации в перспективе, раз­работанные на основе анализа и прогнозирования будущего раз — вития общества с учетом воз­можных и ожидаемых измене­ний внутренней и внешней среды, обеспеченные финансо­выми, материальными и техно­логическими ресурсами.

Она со­держит общие экономические и со­циальные показатели развития экономики и общества на страте­гический период, инвестиционную и инновационную политику (про­граммы), будущую товарно-отрас­левую структуру экономики, ре­зультаты международных эконо­мических связей, ожидаемые со­циальные результаты.

Крупные корпорации — не толь­ко экономическая основа нацио­нальной экономики. Их можно считать современной технологиче­ской базой производства, создан­ной в опоре на крупные отрасле­вые комплексы , существовавшие в другой социальной системе. Эф­фект «социалистической» концент­рации ускорил процессы корпоратизации в России на основе част­ной и смешанной форм собствен­ности. Рыночная трансформация разрушила действовавшую систему государственного монополизма и государственной собственности, но новая рыночная экономическая система функционирует на той же технологической базе — крупных производств и производственных комплексов. Более того, государст­венная монополия объективно со­здала условия для крупных нацио­нальных корпораций, сохраняю­щих тенденции монополизации рынков. Примером может служить развитие Газпрома как энергетиче­ской корпорации с контрольным пакетом в собственности государ­ства. С 30 января 2006 г. его ак­ции вступили в свободное обраще­ние. Снято ограничение их продаж на фондовом рынке. В результате капитализация корпорации воз­росла в 4 раза, с 68 до 270 млрд долларов. Газпром входит в первые 10 крупнейших из 500 компаний, ранжируемых журналом «Форбс». Расширяется и сфера его деятель­ности. В течение ряда лет он зани­мается скупкой активов РАО «ЕЭС

России», увеличив свой пакет в его крупнейшей «дочке» Мосэнерго с 25 до 50,9%. Газпром — единствен­ный претендент на реализацию проекта строительства новых энер­гоблоков АЭС стоимостью около 60 млрд долларов. В перспективе он может стать крупнейшей энергети­ческой компанией России с участи­ем государственного капитала, что говорит о возрастании его значе­ния в формировании социальной системы страны.

В процессе приватизации была предпринята попытка разрушить созданные ранее крупные произ­водственные объекты. В целом эта попытка не увенчалась успехом. Сохранилось крупное производст­во, имеющее объективную тенден­цию к монополизации соответству­ющих рынков. Принципиально изменились отношения собствен­ности, но контрольные пакеты на­ходятся в руках ограниченного числа крупных владельцев, назна­чающих менеджеров высшего уровня, т.е. сохранена определен­ная централизация управления, в том числе межотраслевого.

Государство как основной уча­стник государственно-корпоратив­ной экономики создает правовые и экономические механизмы ее функционирования в сложных ус­ловиях произошедшей смены об­щественной формации. Оптималь­ность этих механизмов зависит от государственной концепции соци­ально-экономического развития и учета сложившейся системы наци­ональных рыночных отношений.

С одной стороны, такие отноше­ния развиваются на созданной в предыдущем периоде производст­венной базе и невольно должны учитывать сложившуюся структу­ру экономики, с другой — они при­обретают ведущее значение. В ус­ловиях системного кризиса управ­ления необходимо смягчать рассо­гласование интересов бизнеса и со­циума. В совокупности все это формирует государственную долго­срочную систему организационно- экономического управления, дол­госрочную и среднесрочную нацио­нальную экономическую политику, реализуемые с участием бизнеса. Более того, в сложные периоды об­щество ждет от государства приня­тия мер по антикризисному разви­тию экономики, например, таких как снижение инфляции и про­центной ставки кредита, социаль­ная защита населения, защита на­циональных производителей на мировом рынке и т.д.

По сравнению с 90-ми годами прошлого столетия сейчас разви­ваются корпоративные формы участия государства в экономике. Параллельно с приватизацией государственных предприятий осуществляется концентрация го­сударственной собственности. Примером может быть создание объединенных корпораций авиа­ционной и судостроительной про­мышленности, нанотехнологий с контрольным пакетом в руках го­сударства. Следовательно, у госу­дарства сохраняются экономичес­кие возможности повышения сравнительной конкурентоспособ­ности экономики, регулирования процессов выхода на мировой ры­нок с конкурентоспособной про­дукцией.

В лице законодательных и ис­полнительных органов государство создает механизмы и инфраструк­туру рынка, не противоречащую концепции взаимодействия с биз­несом. Оно призвано формировать совместно с бизнесом новую струк­туру экономики, участвовать в разработке и реализации иннова­ционной и инвестиционной поли­тики на каждом этапе управления. Бизнес реализует выработанную стратегию, организует производст­во, создает доходы бюджета и ра­бочие места.

На наш взгляд, одной из важ­нейших функций государства и бизнеса является воспроизводст­венная, которая пока развития не получила. При значительном объе­ме инвестиций в ВВП — 22-23% обновление основных фондов со­ставляет всего 1,5%. В течение по­следних лет финансирование на­уки не превышает 2% государст­венного бюджета, или 0,3 ВВП. Но в процессе приватизации вос­производственные функции пере­даны бизнесу, и приведенные циф­ры говорят о том, что государст­венные источники финансирова­ния справедливо снижены, а бизнес функцию воспроизводства на себя не взял. Таким образом, государство должно создать меха­низмы инвестиционной заинтере­сованности крупного бизнеса.

Значение долгосрочной страте­гии для России очевидно, но раз­работка такой стратегии потребует уточнения механизма государст­венного управления. Действую­щий механизм ориентируется на краткосрочные (один год) и сред­несрочные (три года) инструмен­ты, которые отражают тактику со­циально-экономического развития страны. Государство не может формировать его на основе такти­ческих интересов. В последнее время появилась информация о подготовке органами исполнитель­ной власти прогноза социально- экономического развития России до 2020 г., который может стать начальным этапом разработки долгосрочной национальной стра­тегии.

Долгосрочная стратегия должна отражать концепцию развития об­щества, основные принципы, зало­женные в Конституции.

При этом наибольшее значение имеют, на наш взгляд, социальная, экономи­ческая, научно-техническая, в том числе инновационная и инвестици­онная, политика, которые аккуму­лируют направления развития об­щества, рост макроэкономических и социальных показателей, систе­му выделения важнейших воспро­изводственных ресурсов. По сути дела, социальная и экономическая политика отражают долгосрочную стратегию развития государства и общества и реализуются в государ­ственно-корпоративной системе управления.

Основой разработки и реализа­ции стратегии является четкое формулирование долгосрочной це­ли социально-экономического раз­вития общества, которая может одновременно быть и националь­ной идеей. Представляется, что для России национальная идея должна заключаться в процвета — нии общества благодаря эконо­мическому росту в корпора тив- но-государственной экономике.

В условиях государственно-кор­поративной экономики такая стра­тегия обеспечивается системой го­сударственного стратегического управления, которая пока в России не разработана. Она формируется по следующему алгоритму:

1. Разрабатывается прогноз со­циально-экономического развития общества на долгосрочную пер­спективу. Достоверность такого прогноза невелика, но он необхо­дим для формирования желаемых целевых параметров, определяю­щих поэтапное достижение постав­ленных социально-экономических целей. Для повышения обоснован­ности прогнозируемых параметров прогноз должен разрабатываться при непосредственном участии крупных корпораций.

2. Прогноз должен предусмат­ривать управляющие воздействия государства на производственно- экономическую систему, необходи­мые для обеспечения выбранного (оптимального) варианта разви­тия, через законодательно норма­тивную базу и систему государст­венного экономического регулиро­вания.

3.   В прогнозе должен быть кор­поративный блок, построенный на базе товарно-отраслевых страте­гий развития крупнейших промы­шленных корпораций по основным экономическим показателям и сферам производства, временным периодам, заданным прогнозом.

Такой блок является обоснованием будущей структуры экономики страны в соответствии с государст­венными, корпоративными и соци­альными приоритетами и темпами роста основных экономических по­казателей.

4. На основе оптимального ва­рианта разрабатывается долго­срочная стратегия социально-эко­номического развития страны. В государственной стратегии сохра­няется корпоративный блок по то­варно-технологическим направле­ниям, отражающий предложения корпоративных стратегий. Он слу­жит обоснованием развития как товарно-отраслевой структуры про­изводства страны, так и корпора­тивного бизнеса. Для каждой кор­порации необходимы собственные стратегические разработки, свя­занные с товарной и технологичес­кой структурой производства, мар­кетинговой и инновационно-инве­стиционной политикой.

5. При разработке государст­венной стратегии осуществляется согласование интересов государст­ва, корпоративного бизнеса и соци­ума по системе принятых норма­тивных и экономических показате­лей и критериев, устанавливаются механизмы их взаимодействия. Го­сударство создает механизмы сти­мулирования функционирования корпораций и намеченных страте­гией показателей. В случае выделе­ния государственных потребнос­тей, не полностью совпадающих со стратегией корпорации, раз­рабатываются ресурсные и эко­номические механизмы их согла­сования. Возможно государст­венное финансирование измене­ния корпоративной стратегии, инвестиционная и другая под­держка.

6.   Одним из важнейших крите­риев эффективности государствен­ной стратегии является решение проблем национальной безопасно­сти, предусматривающих укрепле­ние экономики России.

Меры по реализации стратегии развитием мы называем стратеги — ческим управлением. Они акку­мулируют механизмы государст­венного и корпоративного уровней управления, распределения ресур­сов, управления воспроизводст­венными процессами.

Мы считаем целесообразным выделить следую­щие виды стратегической управ­ленческой деятельности*.

Распределение ресурсов, пре­дусматривающее рациональное ис­пользование ограниченных по сво­им объемам ресурсов на любом уровне стратегического управле­ния.

Адаптация к внешней среде, предполагающая прежде всего дей­ствия стратегического характера, по прогнозированию развития объ­екта, ориентации на совершенст­вование отношений с внешней сре­дой, выходу на внешние рынки, использованию непротиворечивой системы экономических взаимоот­ношений со странами-партнерами и хозяйственными системами.

Внутренняя координация, представляющая собой координа­цию стратегической деятельности в корпоративном национальном блоке и в крупных корпорациях с целью выявления сильных и сла­бых сторон для достижения эф­фективной интеграции внутрен­них процессов корпоративного уп­равления.

Организационное стратегическое предвидение, предусмат­ривающее разработку методов по­вышения эффективности корпора­тивного блока в целом и отдельных корпораций, организации их взаи­модействия на основе изучения опыта прошлых решений, что поз­воляет корпорации правильно скорректировать стратегическое направление своей деятельности и одновременно повысить професси­онализм в области стратегического управления.

* Представлены обработанные применительно к экономике России предложения П. Ло- ранжа. См. Р. Lorange Corporate Planning: An Executive viewpoint. Englewood Cliffs: Prentice Hall, 1980. P.2.

Имеется в виду страте­гическое развитие национальной экономики, ее связь с государст­венным бюджетом, государствен­ными программами, экономичес­кая оценка эффективности госу­дарственной стратегии, в том чис­ле анализ структурных изменений в корпоративном блоке: тенденции капитализации, эффективности инвестиций, роста рентабельности. Этот вид деятельности определяет будущую производственную струк­туру корпорации, ее финансовую и воспроизводственную политику.

На Рисунке приведена желае­мая схема взаимодействия органов государственной власти и общест­венных органов в условиях госу­дарственно-корпоративной эконо­мики, при которой крупный корпо­ративный бизнес будет принимать равноправное участие в выработке стратегии и тактики социально- экономического развития России и нести за это определенную соли­дарную ответственность. Схема не претендует на полноту. Она пока­зывает, как в принципе должна со­здаваться долгосрочная стратегия развития России.

Анализ основных товарных рынков на стратегическую пер­спективу может осуществляться государством и крупными корпора­циями. На основе маркетинговой стратегии разрабатывается товар­ная специализация экономики, от­ражающая участие российских корпораций в международном раз­делении труда и удовлетворении внутренних потребностей страны, в первую очередь в товарах массо­вого потребления.

При государственном регулиро­вании корпоративного бизнеса представляется важным, наряду с развитием корпораций в сырьевых отраслях, которые являются ис­точником инвестиционных ресур­сов, добиться развития корпора­тивного бизнеса в потенциально эффективных наукоемких отрас­лях национальной экономики. Это потребует решения двух проблем: разработки новых организацион­ных форм взаимодействия государ­ства и крупного бизнеса на основе смешанной корпоративно-государ­ственной формы собственности в наукоемких направлениях и созда­ния механизмов государственной поддержки инновационно-инвес­тиционной деятельности в корпо­рациях.

В процессе приватизации в Рос­сии сформировались две группы корпоративных собственников. Первая эксплуатирует собствен­ность до полного износа, не заду­мываясь о воспроизводственных процессах, стремится выжать что можно из дешево доставшегося имущества, создать себе экономи­ческую базу вне России и расстать­ся со старым источником нового благосостояния.

Для таких собственников долж­ны действовать механизмы ответ­ственности за приватизированный бизнес, стимулирования собствен­ных производственных инвестиций и капитализации «инвестицион­ных» долгов. Критериями могут быть степень износа основных фондов, соответствие начисленных амортизационных отчислений объ­емам собственных и заемных про­изводственных инвестиций. Хищ­ническая эксплуатация основных фондов должна рассматриваться как нарушение условий приватиза­ции.

Вторая группа корпоративных собственников предполагает раз­витие приватизированного имуще­ства в России, создает инвестици­онную систему с использованием собственных и заемных ресурсов, выступает как участник внутрен­него и внешнего конкурентного рынка. Эта группа имеет право на определенную государственную инвестиционную поддержку в виде налоговых льгот, бюджетных кре­дитов, государственных инвести­ций с перераспределением долево­го участия и др.

Причина недостаточной заинте­ресованности корпоративного биз­неса в долгосрочных инвестициях и инновационном развитии произ­водства кроется в механизме при­своения первоначальной собствен­ности, не связанном с созданием основных фондов, что нарушило чувство ответственности собствен­ника за состояние и развитие при­ватизированного производства.

Необходимы уточнение эконо­мических условий продолжающей­ся приватизации в направлении повышения экономической ответ­ственности за переданное имуще­ство, а также, возможно, разра­ботка системы компенсации госу­дарству экономических потерь, например, путем капитализации нецелевым образом использован­ных амортизационных отчислений и взимания недополученной части налогов в государственный бюд­жет.

Государство призвано способст­вовать товарному и инновационно- инвестиционному развитию корпо­раций, используя для этого соот­ветствующие экономические меха­низмы. Крупный бизнес как экономически самостоятельный субъект рынка и государство согла­совывают и оптимизируют свои экономические интересы, обеспе­чивающие максимальное удовле­творение потребностей общества.

Одна из функций государства в организации товарных рынков со­стоит в разработке новых совре­менных условий конкуренции. В настоящее время основную роль начинают играть отношения олигополистической конкуренции, ко­торые создают дополнительные возможности государственного ре­гулирования. В ее основе лежат не столько конкурентные возможнос­ти «свободного рынка», сколько стремление к его переделу, разви­тию собственной ниши, подавле­нию конкурентов. При этом госу­дарство выступает как система экономической поддержки нацио­нальных товаропроизводителей.

С позиции долгосрочной государ­ственно-корпоративной стратегии для России экономически выгодно создание регулируемых государст­вом олигопольно-монополизированных корпоративных структур, способных конкурировать на рын­ках экономически развитых стран. При современном уровне конкурен­тоспособности национальных това­ров, технологий и экономики в це­лом следование требованиям ВТО о недопустимости государственной поддержки национальных товаро­производителей приведет к эконо­мическому спаду. В долгосрочной стратегии необходимо предусмот­реть сближение уровня товарно- технологического развития россий­ских и зарубежных конкурентов с сохранением интересов отечествен­ных товаропроизводителей, потре­бителей и социальной системы госу­дарства.

Для повышения роли России в международном экономическом пространстве целесообразна раз­работка системы взаимодействия государства и крупного бизнеса, которая, с одной стороны, строи­лась бы на частной форме собст­венности как основе капиталисти­ческой экономики, а с другой — учитывала бы характер социаль­но-экономической базы и мента­литет общества, созданные в пре­дыдущем экономическом периоде и при другой экономической фор­мации. Это позволит создать адек­ватную систему государственного управления и эффективно взаимо­действовать с мировой экономи­кой, отстаивая прежде всего инте­ресы России.

Written by admin

Март 26th, 2016 | 2:44 пп