Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов



Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

Благо человеческой жизни

Словом, любовь, по В. Соловьеву — это благо человеческой жизни (особое значение он придает любви половой), любовь помогает изжить собственный эгоизм, признать безусловное значение другого человека, значит она призвана не принижать, а возвышать своего любимого, а значит она гармонизирует отношения между людьми. Ту же мысль мы увидим у последователей В. Соловьева, в частности у С. Франка, который обращается к процессу «трансцендировання «Я» в «мы», «… я теряю себя в мы и именно тем обретаю себя, обогащенный дарованными мне ты».

К. Исупов, анализируя проблему любви, также выделил схожесть этой мысли у последователей В. Соловьева, например у С. Франка и у Н. Бердяева, что подтверждает правильность направления исследования. «Для Соловьева в «признании за другим существом безусловного значения» состоит «внутренний смысл любви» и принцип выхода за пределы эгоистического сознания». И даже С. Франк отстаивает это утверждение, что «любовь есть счастье служения другому». Бердяевский «другой» пережил сложную эволюцию, на исходной точке которой он оформляется традиционно («Любовь решает проблему перехода одного существа к другому и всему миру»).1

У Н. Бердяева «Смысл любви (не родовой любви) в мистическом ощущении личности, в слиянии с другим как своей родной полярности и вместе с тем тождественной индивидуальности».2

Мысли этих философов сходны в том, что любовь есть соединение одного с другим до целостности, до полного осуществления индивидуальности одного в другом, до истинного бытия.

Любовь у В. Соловьева выступает как сила, средство утверждения и возвышения индивидуальности в человеке, с одной стороны, а с другой — полное изживание эгоизма. Следовательно любовь — это возрождение личности и в этом ее огромная нравственная сила. На данном этапе исследования уже можно выделить некоторые черты любви в творчестве В. Соловьева, это: 1) любовь — влечение одушевленного существа к другому для соединения с ним и взаимного восполнения жизни; 2) «любовь, как действительное упразднение эгоизма, есть действительное оправдание и спасение индивидуальности»,3 «любовь больше, чем разумное сознание…», «истина, как живая сила, овладевающая внутренним существом человека и действительно выводящая его из ложного самоутверждения, называется любовью»;4 3) любовь — «как перенесение всего нашего жизненного интереса из себя в другое, как перестановка самого центра нашей личной жизни». Последняя мысль близка идее самопожертвования, характерной для русской философии.

Любовь, по В. Соловьеву, есть дар Божий, то есть «независимо от нас возникающий естественный процесс». Но принять любовь только как Божий дар по В. Соловьеву недостаточно, у любви есть свое истинное назначение, которое состоит не в простом испытании этого чувства, а в «деле любви», в том, что может совершить любовь. То есть это не только просто чувство, это процесс и цель, и пространство самоощущения личности, это и средство социального общения, так как оно реализуется через отношение к другому человеку.

Written by admin

Сентябрь 12th, 2011 | 12:47 пп