Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов

Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

Оценка экономической эффективности инновационных проектов предприятий энергетики

Огромное влияние на эффективность функционирования экономичес­ких систем во всех отраслях национальной экономики оказывает энер­гетика. Это отрасль промышленности с большой капиталоемкостью и высокой концентрацией производства, полной автоматизацией основ­ных технологических процессов и высокой степенью механизации вспо­могательных процессов.

Михаил КРУЧИНИН — соискатель кафедры организации производства Новосибирского государственного технического университета

В современной экономике инно­вационный путь развития пред­приятий признан магистральным и зачастую единственно возмож­ным для обеспечения длительного и мощного экономического подъе­ма производства. Вот почему в со­временных условиях инновацион­ное развитие предприятий элект­роэнергетики рассматривается как ведущий фактор, способствующий усилению их конкурентных пози­ций на рынке [1]. Адаптация на­учно-технического потенциала к рыночным условиям сопровожда­ется переходом от нововведений технологического характера к но­вовведениям, основанным на вы­зове со стороны спроса; от тради­ционных линеиных к современ­ным нелинейным и системно инте­грированным моделям. Вместе с тем предприятия должны развер­тывать качественно новую инно­вационную деятельность в услови­ях отсутствия полноценной нацио­нальной инновационной системы, слаборазвитой инновационной ин­фраструктуры, непродуманной го­сударственной промышленной по­литики.

Для эффективного управления инновациями необходима разра­ботка устойчивой инновационной политики, которая оказывала бы существенное воздействие на повы­шение долгосрочной конкуренто­способности промышленных пред­приятий как на внутреннем, так и на внешнем рынках.

При отсутствии устойчивой ин­новационной политики предприя­тия переходят на «старт/стоповый» режим инновационных процессов, для которого характерны разрыв или неэффективность связей меж­ду стадиями инноваций, расхожде­ние интересов субъектов иннова­ционной деятельности, медленное формирование организационных структур и т.д. Фрагментарность инновационных процессов обу­славливает повышенные затраты, потерю конкурентоспособности предприятия энергетики.

Разрешение системных проти­воречий за счет устойчивой инно­вационной политики направлено на установление равновесия меж­ду режимами функционирования и развития предприятия энергети­ки путем согласования хозяйст­венной структуры, ресурсов и це­лей.

Основная цель инновационной политики предприятия энергетики состоит в создании условий, обес­печивающих инновационное само­развитие компании, повышение эффективности производства и рост конкурентоспособности в дол­госрочной перспективе благодаря внедрению инноваций.

Инновационная политика пред­приятия энергетики определяется на основе проблемно-ориентиро­ванного подхода и реализуется как система программно-целевого уп­равления. В частности, она пред­полагает формирование портфеля инновационных проектов и выбор наиболее эффективного варианта из множества имеющихся альтер­натив. Соответственно, реализа­цию инновационной политики можно осуществлять в форме кон­кретных инновационных проектов предприятия энергетики.

Поскольку инновационный ас­пект присущ всем сферам деятель­ности промышленного предприя­тия, то в рамках стратегического управления инновационная поли­тика обеспечивает координацию и взаимосвязь всех других видов функциональной политики орга­низации. Иначе говоря, инноваци­онная политика должна отражать задачи и функции каждого из ее основных элементов (Рисунок 1, с.162).

Экономическим содержанием формирования устойчивой инно­вационной политики предприятия является определение направле­ния развития каждого показателя деятельности организации и пост­роение экономико-математичес­кой модели, которая устанавлива­ет взаимосвязь между уровнем и темпами развития всех элементов инновационной политики и пока­зателями деятельности организа­ции в целом с учетом лага во вре­мени и минимизации капитальных вложений.

Модель формирования иннова­ционной политики промышленно­го предприятия можно предста­вить в виде:

Ν N

π = ΣΓίπίηΣτί=ι (1)

ί= 1 i= 1

где П^ — значение (объем) ί-το элемента инновационной полити­ки предприятия;

ц— весовой коэффициент ί-го элемента инновационной полити­ки;

N — число элементов инноваци­онной политики.

Каждый элемент инновационной политики можно охарактери­зовать соответствующим портфе­лем целевых показателей:

Щ =f(Cj+f) (2)

где i — номер (название) эле­мента инновационной политики

(i = 1….N);

j — номер (название) соответ­ствующего целевого показателя элемента инновационной полити- ки (j = 1,… К);

/ — величина соответствующего временного лага;

С-— значение j’-го целевого показателя ί—го элемента иннова­ционной политики предприятия в (£+/) году.

Набор целевых показателей за­висит прежде всего от элемента и вида осуществляемой инновацион­ной политики, а также от задач ис­следования. В качестве целевых показателей могут выступать: объ­ем реализации; рыночная доля; прибыль; коэффициент обновле­ния продукции; коэффициент ка­чества; себестоимость; фондово­оруженность и т.д.

Результатом формирования ин­новационной политики являются объемные показатели развития элементов и совокупные капитало­вложения.

Для обеспечения конкурентных преимуществ рекомендуется фор­мировать инновационную полити­ку исходя из ресурсно-рыночного подхода.

Разработку инновационной по­литики предприятия энергетики необходимо осуществлять поэтап­но. Автор выделяет 8 этапов фор­мирования сбалансированной ин­новационной политики:

1.   Определение целей и задач.

2.   Анализ внешней и внутрен­ней среды (диагностика ИПС*).

3.   Разработка концепции (син­тез информации и определение на­правлений инновационной дея­тельности предприятия).

4. Оценка инновационного по­тенциала предприятия.

5.  Формирование портфелей «инноваций» и «инновационных проектов».

6. Формулировка инновацион­ной политики.

7. Реализация инновационной политики.

8. Внедрение результатов реа­лизации инновационной полити­ки.

Исходной позицией является определение руководством целей и задач организации, в том числе «инновационного кредо», отража­ющего отношение к инновацион­ной деятельности. Цели должны быть сбалансированы, поскольку, с одной стороны, они являются ожидаемым результатом прогно­зов, а с другой — выступают огра­ничениями для инновационных мероприятий.

Основные проблемы оценки эффективности инноваций связа­ны с особенностями инновацион­ного процесса и лежат в следую­щих плоскостях.

• При создании и использова­нии инноваций задействуется бо­лее широкий круг участников по сравнению с инвестиционным проектом. Соответственно, необ­ходимо согласование долгосроч­ных целей с текущими интереса­ми.

• Период, в пределах которого осуществляются затраты на реали­зацию инновационного проекта и обеспечиваются доходы, обуслов­ленные коммерциализацией, длит­ся весьма долго. Помимо целесооб­разности учета инновационного лага, нововведение разрабатыва­ется и внедряется для достижения лучших результатов по сравнению с аналогом. Существующие «Мето­дические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов» от 31.03.94 г. № 7- 12/47 не уделяют этому внимания.

* ИПС — информационные поисковые системы.

 

• При оценке инноваций следу­ет учитывать сроки действия прав на объекты интеллектуальной соб­ственности.

•  Достижение конечного ре­зультата инновационного проекта, в отличие от инвестиционного, связано с многообразием рисков различного характера.

• Поскольку инновация ориен­тирована на рынок, то, помимо анализа спроса и предложения на товарных рынках, необходимо учитывать конъюнктуру рынка инноваций.

• Эффект инновационной дея­тельности является многоаспект­ным: научно-технический, эконо­мический, социальный, экологи­ческий и т.д.

В качестве главного оценочного критерия эффективности иннова­ций предлагается использовать чи­стую текущую стоимость (NPV). NPV можно рассматривать как це­ну, по которой инвестор мог бы продать инновационный проект, получив нормальную экономичес­кую прибыль. Применение NPY в качестве оценочного критерия предпочтительно по ряду причин:

• NPV отражает реальный эко­номический эффект инвестиций в инновации, т.е. приведенные к на­стоящему времени доходы за выче­том издержек;

• NPV характеризует приток денежных средств, которые могут быть направлены на сбережения (капитализированы) и на потреб­ление.

Поскольку инновационная по­литика реализуется в форме кон­кретных инновационных проек­тов, эффективность проводимой политики инновационного разви­тия определяется посредством либо оценки конкретного инновацион­ного проекта, либо оценки иннова­ционной деятельности, предпола­гающей реализацию портфеля ин­новаций. В свою очередь, успеш­ное осуществление промышленных инновационных проектов прорыв­ного характера определяет эффек­тивную реализацию инновацион­ной политики предприятия в це­лом.

Следует отметить, что система комплексной оценки эффективно­сти инноваций должна включать экономические показатели для оценки всех сторон инновацион­ной деятельности, обеспечивать учет множественных целей управ­ления, ограничений, возможность проведения факторного анализа и т.д. Кроме того, она должна вклю­чать показатели для оценки инно­ваций в ситуациях, не позволяю­щих использовать критерий NPV, в том числе для продолжающейся инновационной деятельности [2].

Предлагаемая система показа­телей комплексной оценки эффек­тивности инновационных проек­тов представлена на Рисунке 2.

В отличие от динамических по­казателей оценки инноваций, предполагающих единственность цели развития предприятия энер­гетики, рейтинговая оценка спо­собна обобщить показатели, отра­жающие разнородные цели. 

 

Таблица. Комплексная многокритериальная оценка эффективности инновационного проекта по реконструкции гидроагрегата.

Показатель Значение Нормиро­ванное значение Весовой коэффи­циент Состав­ляющая рейтинга
1. Чистая текущая стоимость инновационного проектаПервоначальные затраты NPV, млн р. I, млн р. NPV I Vi 7xv,
2. Количество рабочих мест, созданных в результате реализации проектаСреднее количество безработных в регионе Рм,чел. -мест Б, чел. Рм Б ^ ΕΜχγ2 ь
3. Прирост ВВП региона в результате реализации инновационного проектаТекущий ВВП региона АВВП,млн руб.ВВП, млн ру б. АВВП ВВП АВВП χ у ВВП
4. Прогнозный прирост заболеваемостиТекущий уровень заболеваемости А ЗБ,чел.-дн./год ЗБ,чел.-дн. 1 год А ЗБ ЗБ -V4 ^*X(-V4)
5. Бюджетный эффект в результате реализации проектаБюджет региона АН, млн ру б. Η, млн ру б. АН Η v5 ψχν5
6. Прогнозный уровень выбросов загрязняющих веществ в результате реализации проектаТекущий уровень выбросов загрязняющих веществ АЗв, ПДК Зв,ПДК АЗв Зв -V6 Ijbx(-V.)
N Другие показатели AN у ed. изм. N, ed. изм. AN N Vn fx(±VN)
l/ΙΤΟΓϋ рейтинг NΣ/’ν1

Это особенно актуально, поскольку пе­ред предприятием зачастую стоят несколько равноправных страте­гических целей, в том числе и не носящих финансового характера.

В данном случае применяются методы многокритериального ана­лиза и оценки инноваций, которые позволяют сравнивать разнород­ные величины, не только выра­женные в разных единицах изме­рения, но и имеющие различную природу — экономическую, соци­альную, экологическую, демогра­фическую и т.д. Пример много­критериальной оценки инноваци­онного проекта по реконструкции гидроагрегата приведен в Таблице.

Для расчета нормированных значений соответствующий пока­затель экономического, социаль­ного и другого эффекта инноваций делится на аналогичный показа­тель региона, в котором осуществ­ляется проект. Весовые коэффи­циенты определяются экспертным методом. В результате расчетов ус­танавливается рейтинговая оцен­ка эффективности инноваций, ко­торая впоследствии применяется для сравнения альтернатив и при­нятия решений по конкретному инновационному проекту. Слож­ность состоит в определении поро­гового значения рейтинга, при ко­тором инновационный проект бу­дет считаться приемлемым.

В качестве примера комплекс­ной оценки проведен анализ эф­фективности реализации проекта по реконструкции гидроагрегата Красноярской ГЭС. Комплексная оценка эффективности инноваци­онного проекта, предполагающая принятие обоснованных управлен­ческих решений, проведена с ис­пользованием программного про­дукта «Альт-Инвест-Прим». Выбор в пользу данного продукта связан со следующими преимуществами, это:

•    возможность оценки инноваци­онного проекта с трех точек зрения: эффективность затрат, финансовая состоятельность и учет рисков;

•    решение задачи оценки иннова­ционного проекта, реализуемо­го на действующем предприя­тии.

По-мнению автора, правиль­ный выбор метода оценки иннова­ционного проекта с учетом риска повышает эффективность и обос­нованность принимаемых управ­ленческих решений и способствует успешной реализации политики инновационного развития пред­приятия энергетики. При этом вы­бор метода оценки эффективности нововведения определяется кон­кретными целями и задачами ин­новационной политики.

Литература

1. Инновационное управление современ­ным предприятием / С. И. Алпухов, И. В. Мицук, М.А. Кручинин и др. Отв. ред. д-р экон. наук, проф. К.Т. Джурабаев. Новосибирск, 2006.

2. Ендовицкий Д.Α., Коменденко С.Н. Организация анализа и контроля инно­вационной деятельности хозяйствующе­го субъекта / Под. ред. JI.T. Гиляров­ской. М., 2004. С.101-102.

Written by admin

Март 26th, 2016 | 2:40 пп