Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов

Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

Желаю, надеюсь, исполнится

В течение тысячелетий появлялись и исчезали этносы, государства, религии, но ритмика календаря оставалась почти неизменной. И отме­ченный в календарном цикле день всегда связывался с новыми плана­ми, надеждами, желаниями. Особенно это относится к праздничным дням. Календарные праздники представляют собой нечто большее, чем обычные выходные дни.

 

Людмила ТЕРНОВАЯ — доктор исторических наук, профессор кафедры национальных, федеративных и международных отношений РАГС

Для характеристики праздника, пра­здничной жизни обратимся к М. Бахти­ну: «Праздник — первичная и неуничтожи­мая категория человеческой культуры. Он может оскудеть и даже выродиться, но он не может исчезнуть вовсе… Празд­ник не поддается никакому утилитарному осмыслению (как отдых, разрядка и пр.). Праздник как раз и освобождает от вся­кой утилитарности и практицизма, это — временный выход в утопический мир. Нельзя свести праздник и к определенно­му ограниченному содержанию (напри­мер к отмеченному праздником историче­скому событию) — он вырывается за пре­делы всякого ограниченного содержа­ния. Нельзя оторвать праздник и от жизни тела, земли, природы, космоса. В праздник и «солнце играет на небе»»*.

Известно, что в России стали праздно­вать начало года с 1 января в 17ÜÜ г., до этого новогодье приходилось на 1 сен­тября, а еще раньше — на 1 марта. В не­которых странах в давние времена летоис­числение велось от момента правления того или иного монарха. Новый год для древних греков, считавших время олимпи­адами, начинался 1 июля. В некоторых исламских странах, согласно эре хиджры, отсчет времени ведется с 16 июля. В Из­раиле Новый год отмечают в сентябре. В Китае год наступает с Праздником весны, а происходит это в феврале. В современ­ной России сохраняется традиция отме­чать Новый год и по новому, и по старому (юлианскому) стилям. Но россияне не единственные, кому пришлись не по нраву календарные реформы Григория XIII.

Жи­тели швейцарской деревушки Урнаш, сле­дуя древней традиции, встречают Новый год в ночь с 13 на 14 января из уваже­ния к своим легендарным покровительни­цам — горным феям, которые спасали их в непогоду и помогали в хозяйстве.

Декабрь — первый по-настоящему зимний месяц — «студень)), «ветрозим)), «шапка зимы». В первые декабрьские дни, по русским народным приметам, ре­комендовалось пересчитать все имеющ|/н еся в наличии деньги и сложить их толь­ко на одну ночь в какое-нибудь место. Ве­рили, что, потеревшись друг о друга, банкноты будут легче прирастать, «при­липать» к их хозяину.

* Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессан­са. М., 1990. С.303-304.

 

Ожидания скорых перемен, наступле­ния Нового года связывались с зимним праздником Святого Николая, одного из наиболее чтимых христианских святых во всем мире, заступника и помощника нуж­дающихся и страждущих. В канун Нового года, 6(19] декабря отмечается Никола Зимний, относящийся к самым популяр­ным христианским праздникам. Святой Николай при жизни был архиепископом в городе Миры. У католиков Святой Нико­лай сохранил профессиональные атрибу­ты своей земной деятельности — красную сутану, белую епископскую мантию, крас­ную митру, золотой посох. В православ­ной иконографии он лишен епископского одеяния, но наделен добрым и вместе с тем проницательным взглядом.

Постепенно день Святого Николая почти повсеместно трансформировался в детский праздник, у него и у его слуг по­явились воспитательные задачи и обя­занности, в том числе обязанность рас­спрашивать родителей и детей о приле­жании и успехах в школе и в зависимос­ти от этого одаривать: кого — орехами и сушеными фруктами, кого — розгами.

Дети всегда ждали наступления этого праздника, поэтому в его канун для Свя­того Николая ставили на стол или подо­конник тарелки для подарков, несли к печке башмачки или подвешивали чулоч­ки под дымоходом, ведь подарки могли попасть в дом и через печку. Многие за­ранее писали Святому Николаю письма, в которых просили о подарках. Что дарил детям Святой Николай? Чаще всего это были теплые вещи, реже игрушки и мо­нетки и обязательно сладости.

В день Святого Николая начиналась подготовка к Рождеству и встрече Ново­го года. На Николиных, а затем на рож­дественских ярмарках, которые торгова­ли весь декабрь, можно было выбрать самые разнообразные подарки.

Со вре­менем произошло так, что облик Святого Николая стал тускнеть, подарки стали дарить на Рождество. А роль дарителя от Святого Николая постепенно перешла к младенцу Иисусу, затем главным дарите­лем стал Санта-Клаус. Время превратило Святого Николая в красной сутане и с епископским посохом в седобородого Санта-Клауса в красной теплой шубе, ко­торый унаследовал характер от своего предка — доброту и требовательность.

На Руси зимой часто стояли лютые морозы. Бывало настолько холодно, что образ мороза персонифицировался, его стали звать Трескуном или Студенцом. Чтобы он не морозил посевы и путников, его старались задобрить. В новогодний вечер глава семьи брал ложку овсяного киселя и звал: «Мороз! Мороз! Иди кисе­ля отведать!» Подобный обряд существо­вал и в день поминовения предков, кото­рых называли дедами. Соединившись, две традиции превратили Мороза в деда. Считается, что создателем его образа был немецкий художник Морис фон Швиндт. Почти 150 лет назад в Вене он готовил декорации и костюмы для поста­новки оперы Моцарта «Свадьба Фигаро». «Господин Зима*» представился художнику в виде человека, одетого в теплую шу­бу с большим меховым воротником, с ел­кой под мышкой. Переехав в Мюнхен, ху­дожник стал вести в одном из сатириче­ских журналов рубрику «Приключения Деда Мороза», герой которой совершал добрые дела в разных городах и деревнях в канун Нового года.

* В немецком языке слово «зима» — der Winter — мужского рода.

Поворот годового колеса в представ­лении многих народов древности всегда осуществлялся с помощью небесной си­лы, какой бы различной она ни была. В Древнем Риме, например, среди обилия богов далеко не последнее место занимал двуликий Янус. Тот самый, именем которо­го назван первый месяц современного го­да — январь. Янус — это бог входов и выхо­дов, бог всякого начала, в том числе нача­ла времени. Янус имел особые ключи и 365 пальцев по числу дней в году.

В своеобразной иерархии зимних пра­здников первое место, безусловно, зани­мают Святки. Торжества, посвященные рождению Христа, оканчиваются обычно в день Богоявления и Крещения. Этот праздничный зимний цикл включает и встречу Нового года.

Еще в 567 г. Турский собор постановил считать 12 дней от Рождества до Крещения продолжени­ем священного праздника и временем всеобщего веселья. У славянских наро­дов Святки назывались «калядою» или «колядою», что говорит о происхождении этого понятия от римских календ, в свою очередь, идущих от греческого слова «связывать» и означающих установление связи времен. Колядование имело и бо­лее узкий смысл. Во многих местах до сих пор веселые процессии ряженых с песнями, танцами и шутками стараются заслужить подарки. За Коляду могли вы­давать и одетую в белое девушку, кото­рую в рождественский сочельник возили в санях по заснеженной Москве.

Трогательный евангельский рассказ о рождении Христа хорошо известен. Одна­ко за незамысловатым сюжетом скрыва­ется множество тайн. Священное Писа­ние рассказывает о необычной путевод­ной Вифлеемской звезде, которая указа­ла направление восточным мудрецам, искавшим родившегося Спасителя. Что это за звезда? Может быть, это — нео­бычная комета, яркое сияние Сириуса или кажущееся соединение света трех планет: Марса, Юпитера и Сатурна? Все события чудесной ночи Рождества отра­зились в праздничной обрядности.

Подготовка к празднику в день нака­нуне Рождества — в сочельник — начина­лась еще за сорок дней, когда открывал­ся Филиппов, рождественский пост, или адвент, что означает «пришествие». В разных странах сложились свои традиции проведения адвента. В Германии, напри­мер, дом украшается необычным вен­ком, в который вставлены свечи. Каждое воскресенье адвента зажигается по од­ной свече. Свечи были и среди подарков, которыми обменивались гости и хозяева.

Главный день адвента — сочельник. Он завершает Рождественский пост, и в этот день положено не есть «до звезды». Название дня идет от сочива — размочен­ных в жидкости (воде, бульоне, подливе, меду) злаков. На Руси в ритуальном ужи­не присутствовали печеная или отварная рыба и густой компот, состоящий из кругь но резаных фруктов и целых ягод. Симво­лика сочельника ясна: размоченные зла­ки говорили о прорастании новой жизни, а рыба напоминала греческое слово «их- тиос», близкое к инициалам Иисуса Хри­ста. После голодания днем ужин в со­чельник тоже выглядел более чем скром­ным, несмотря на относительно большое количество блюд: чечевица, белая фа­соль, белый турецкий горох, бобы с ме­дом и суслом, темная капуста, рис, сва­ренный в миндальном молоке, макароны с сардинами в соусе из грецких орехов.

Рождественский стол, по сравнению со столом в сочельник, отличался изоби­лием. На рождественском столе почет­ное место занимал обрядовый хлеб. Он служил символом объединения семьи. Хлебу часто придавали форму заплетен­ной косы, кольца или венка. В тесто до­бавляли толченые сухие фрукты и орехи, чтобы получался хлеб с глазками: чем больше таких глаз или крестов, тем боль ше «глаз божьих» смотрели на семью, что сулило ей благополучие. Хозяева вни­мательно следили, чтобы каждый находя­щийся за столом получил свой кусочек рождественского хлеба. Среди традици­онных рождественских блюд — горох, бо­бы, мак, орехи, мед, во многих странах к столу подается рождественский гусь, жа­реная свинина. Считается, что свиное мясо приносит счастье (в отличие от ку­риного). Рождественский стол — не бе­залкогольный. Вино в мировой культуре всегда имело сакральный смысл. По по­верью, счастье придет к тому, в чью рюм­ку попадут последние капли из бутылки. За рождественским столом должны были присутствовать только члены семьи, а появление посторонних, кроме нищих и убогих, предвещало неприятности.

После Рождества наступает пора новогодья. Встреча Нового года — середина Святок. Накануне и в первый день года люди старались ни с кем не ссориться, не брать ничего в долг, а, наоборот, иметь в доме больше денег, не бросать ни одно начатое дело и не унывать. Обильная новогодняя трапеза должна была помочь обеспечить сытный стол в течение всего последующего года. В Но­вый год принято ходить в гости, в театры и на концерты. По тому, какой гость пер­вым придет в дом, тоже пытались уга­дать, что ожидает хозяев: считалось, что к счастью встретить горбуна или стари­ка, впрочем, в разных странах приметы первых встреч не совпадают.

Есть одна особенность Святок, харак­терная почти для всех народов. Это — га­дание. В язычестве гадание составляло один их главных обрядов богослужения. В сборнике М. Забылина «Русский на­род. Его обычаи, обряды, предания, суе­верия и поэзия» перечисляются больше 30 видов гадания. На чем только не га­дали: на курицах и лошадях, на головных уборах, луковицах, бобах, сковородах, по­леньях, полотенцах и, конечно, на золо­те. Разнообразием отличались места га­даний: у ворот, у бани, у сарая, церков­ных дверей и просто на перекрестке. Га­дали с помощью башмаков и топоров, ключей и зеркал. Но на каких бы предме­тах в старину ни гадали, в памяти всегда держали три заветных слова: «желаю», «надеюсь», «исполнится».

Written by admin

Март 26th, 2016 | 2:36 пп