Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов

Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

Модернизация российского образования рассчитана на несколько лет

«Мы должны понимать одну простую истину: достаточно бюджетных денег на образование может быть либо при развитом капитализме, либо при развитом социализме. Нам пока не грозит ни то, ни другое».

 

Владимир ФИЛИППОВ — доктор физико-математических наук, профессор, министр образования РФ, академик Российской академии образования, почетный доктор РАГС

Российское образование стро­ится на двух принципах — сис­темности и стандартизации, что призвано в какой-то степе­ни сохранить фундаменталь­ность российского образования и в школе, и в вузах. Да, от этого некоторые страны отказались, никаких стандартов нет, напри­мер, в Америке, нет их и в Анг­лии. И у нас тоже есть уже кор­поративные университеты, ска­жем, в нефтяной, газовой про­мышленности, где принципы образования отвечают интере­сам корпорации и подход к под­готовке специалистов — прагма­тический. Но в целом мы наме­рены сохранить и принцип сис­темности, и принцип стандарт­ности на всех уровнях россий­ского образования, о модерни­зации которого сейчас так мно­го говорят. Поработать предсто­ит на всех уровнях образования: дошкольном, школьном, при пе­реходе из школы в вузы. Корот­ко о том, что предстоит сделать.

1. Дошкольное образование. Это детские сады (8 млн чел.). Здесь есть проблема равного старта: половина детей прихо­дит в первый класс после до­школьного образования, поло­вина — нет. Одни уже умеют чи­тать и теряют интерес к проис­ходящему, а другим трудно, они теряются рядом с продви­нутыми. Мы примем стандарт, чтобы было известно, как под­готовить ребенка к обучению в начальной школе. Стандарт ну­жен еще и для того, чтобы не шли поборы с родителей. На­пример, основы чтения, основы письма дети должны получать обязательно и бесплатно. Но в то же время стандарт должен давать возможность детским са­дам зарабатывать на дополни­тельных образовательных услу­гах. Например, фехтование, иностранные языки, пожалуй­ста: если родители хотят, пусть доплачивают.

Экономика дошкольного образования тоже будет ме­няться. Пока, начиная с 1992 г., действует постановление Вер­ховного Совета России о плат­ных детских садах, принятое в эйфории после крушения совет­ской власти. Согласно постанов­лению, стоимость оплаты за дет­ские сады составляет для всех — для богатых и для бедных — 20% от себестоимости.

Эту систему надо менять. По Конституции у нас образование бесплатное и доступное, образование, а не со­держание ребенка. А вот за со­держание надо брать от 100% с богатых и до 0% с бедных. Долж­на быть другая экономика до­школьного образования и содер­жания в детских садах.

2. Школа. Самые сложные проблемы накопились именно в школе, которой теперь уже надо помогать. В школе есть три ос­новные, главные проблемы — со­держание школьного образова­ния, экономика школы, управ­ление. По всем трем направле­ниям будут приняты серьезные решения.

Содержание образования: чему учить? Уже три года 1734 школы отрабатывают новое со­держание школьного образова­ния по следующим основным направлениям: начало школь­ного обучения (не с 7 лет, а с 6); иностранный язык со второго класса: изучение основ владе­ния компьютером (не основ ин­форматики) в начальной школе: введение в программу предме­тов, которые готовят школьника к жизни, — основ экономики, права; больше часов выделить на физкультуру (пока 3-4 часа в неделю, а в дальнейшем — хотя бы час в день, чтобы обеспе­чить двигательную активность школьника); обязательная раз­грузка 9-летней школы от изуче­ния тонких разделов физики, химии и биологии и перенос их в профильную школу; введение 9-го предпрофильного класса, чтобы человек мог грамотно и осмысленно выделить свой про­филь; введение профильного обучения в старших классах, чтобы ребенок мог выбрать 4-5 предметов и изучать их углуб­ленным образом (взамен репе­титорства, платных курсов, что­бы школьник смог максимально подготовиться к обучению в ву­зе). Система профильного обуче­ния очень непроста, к ней надо готовиться серьезно, потому что есть колоссальная разница меж­ду профильной школой и про­фильным обучением. В стране 65 тысяч школ, из них две трети — в которых, как правило, один выпускной класс и в нем 8-10 выпускников. И в этом выпуск­ном классе надо обеспечить все профили: и естественно-науч­ный, и технический, и гумани­тарный, и социально-экономи­ческий. Вопрос о введении про­филя ставится таким образом: по каждому предмету школьной программы будет разработана базовая программа и программа углубленная. А школьник для се­бя сможет выбрать предметы или на базовом уровне, или на углубленном. Но реализовывать это мы пока не готовы, и спе­шить здесь нельзя. Я доложил на правительственной комиссии по реформе образования, что, по мнению Министерства, сроки должны быть такие: до конца этого года надо утвердить новый стандарт школьного образова­ния: в 2004 г. объявить проведе­ние конкурса на новые учебни­ки, учебно-методические посо­бия: в 2005-2006 гг. провести массовое повышение квалифи­кации учителей. И только с 1 сентября 2005 г. мы сможем ввести 9-й предпрофильный класс, а переход на новое содер­жание стандарта школьного об­разования следует планировать только с 1 сентября 2006 г.; од­новременно с 1 сентября 2006 г. 10-11-е классы перейдут на про­фильное обучение.

О финансировании школ. Многочисленные проблемы по задержкам заработной платы сложились таким образом: есть несколько десятков райцентров в отдельных областях, где школа находилась полностью на мест­ном муниципальном уровне, ее не финансировал даже бюджет субъекта Федерации, финанси­рование должно было идти из местного бюджета. И если нет никакого градообразующего предприятия в этом райцентре, значит, нет налогов, а стало быть, доплат учителям. Я благо­дарен В.В.Путину за поддержку принципиальнейшего решения, и вопреки мнению, что все надо передавать на места, в органы местного самоуправления, 7 ию­ня Президент подписал приня­тый Федеральным собранием закон, согласно которому школа возвращается на государствен­ный уровень, на уровень субъек­та Федерации. На этот уровень выходит финансирование (вмес­те с налогами) школ по зарплате учителям и финансирование учебных расходов. А за местны­ми властями, как учредителями, остается ремонт школ, комму­нальные услуги, подготовка к новому учебному году. И теперь местные власти не скажут, что все деньги ушли на зарплату. Те­перь это вопрос субъекта Феде­рации. Финансирование и опла­та труда учителей — это отдель­ный вопрос и очень серьезный. Если учитель получал заработ­ную плату в зависимости от ко­личества часов, то делали так, что увеличивали нагрузку на ре­бенка, чтобы у учителя была больше зарплата. Теперь пред­стоит разработать систему, при которой учитель, как и ученики, будет находиться в школе целый день — так это происходит в ча­стных школах. Думается, пра­вильный шаг в этом направле­нии — школы продленного дня, которые сейчас появились в ря­де районов Москвы.

Управление. Очень много во­просов возникает по жизни шко­лы. Регламентировать сверху жизнь каждой школы невозмож­но. В Законе об образовании за­писано, что у нас управление си­стемой образования должно но­сить государственно-общест­венный характер. В вузах есть ученый совет, конференция, ко­торая избирает ректора, а в школах ничего такого нет. Во ис­полнение Закона об образова­нии разработан проект еще од­ного закона, который только что внесен в ГЬсударственную думу. Это закон о создании при каж­дой российской школе или уп­равляющих советов школы, или попечительских советов. Конеч­но, есть Указ Президента РФ от 1 сентября 1999 г. о создании при каждой школе таких советов с двумя функциями: привлече­ние средств; контроль за укла­дом жизни школы (качеством учебного процесса и внеучебной работы). 90% школ решили та­кие советы не создавать именно из-за второго пункта, не желая общественного контроля.

В Ука­зе можно только рекомендовать что-либо, но не обязать, поэтому необходим закон, чтобы создать государственную, обществен­ную систему управления шко­лой. И хотя у нас есть неплохо работающие родительские ко­митеты, все же родители — очень зависимые люди: от директора, от классного руководителя… Уп­равляющий или попечитель­ский советы будут состоять, как задумано, из бывших выпускни­ков школы, из представителей местных органов власти, обще­ственности и родителей. У таких советов будут две функции: во- первых, оказание помощи шко­ле; во-вторых, привлечение вне­бюджетных средств в школу, причем не от поборов с родите­лей. Например, в Америке раз­вито спонсорство со стороны бывших выпускников. До конца года мы разработаем всероссий­ский Интернет-сайт: все 65 тыс. наших школ, их адрес и внебюд­жетный счет в Интернете, и на­ши бизнесмены смогут адресно перечислять деньги на счета школ.

3. Переход из школы в выс­шее образование. При 1 млн 350 тыс. учеников 11 класса в прошлом году в вузы были при­няты 1 млн 200 тыс. абитуриен­тов. Пропорция такова, что у нас поступают в вузы в 2 раза боль­ше, чем в техникумы и ПТУ вме­сте взятые. В итоге происходит перепроизводство, часто из-за моды на некоторые специально­сти: право, экономика, менедж­мент, гуманитарные специаль­ности. В Чувашии на одно место будущего юриста приходится 40 заявлений. Сейчас в стране во­обще очень много желающих по­лучить высшее образование. По­этому Минобразования разраба­тывает вместе с Минтрудом и Минэкономразвития прогноз, и в декабре я буду докладывать на правительственной комиссии М.М.Касьянову о структуре при­ема после 9-го и после 11-го класса (сколько нужно прини­мать школьников в ПТУ, техни­кумы и вузы).

Очень важная проблема — еди­ный государственный экзамен. Цель государственного экзамена — сделать высшее образование более доступным, потому что сейчас многие дети из далеких регионов не могут ехать в Моск­ву, Санкт-Петербург для того, чтобы не поступить, а только по­пробовать сдать вступительные экзамены. Кроме того, всем из­вестно, что при каждом москов­ском вузе есть свои репетиторы, платные курсы, договорные школы, целевой прием. Единый государственный экзамен поз­воляет, никуда не выезжая, все сдавать на местах. В дальней­шем система будет такая: все де­ти в школе взамен выпускных и вступительных экзаменов будут сдавать пять экзаменов — два обязательных (математика и русский язык) и три экзамена по выбору. У единого экзамена есть еще одна задача — оценить каче­ство школьного образования. Наши школьные аттестаты не котируются ни в одной развитой стране мира. Хоть и говорят, что наше российское образование одно из лучших в мире, но я мо­гу сказать, что это не так, хотя бы потому, что были идеологи­зированы история и литерату­ра. Правда, у нас одно из лучших в мире математическое и естест­венно-научное образование.

Одна из главных проблем об­разования — это качество. Про­блема многоплановая: это и са­мо качество, и материальная ба­за, и оплата труда, но важнее всего качество учебного процес­са, связанное с содержанием то­го, что мы преподаем. То качест­во, которое появилось из-за большого количества частных вузов и из-за большого сектора платного образования. У нас есть такие вузы, где можно пла­тить всего 300 долларов в год (особенно на периферии) и учиться там 10 — 15 лет.

Еще одно новшество: ГИФО — государственные именные фи­нансовые обязательства. Прези­дентом Российской Федерации поставлена задача, и Прави­тельством принята среднесроч­ная программа в социальной сфере и здравоохранении, в об­разовании, в сфере услуг — уйти от сметного финансирования к финансированию по объему и качеству оказанных услуг, пре­доставляемых знаний. Суть го­сударственных именных обяза­тельств заключается в следую­щем: конечно, мы на 50% будем финансировать вузы, что каса­ется коммунальных расходов, а вот деньги на заработную плату, на стипендию, на научные при­боры и т.д. должны прийти в вуз вместе с человеком. Это пример­ный принцип. Три субъекта Фе­дерации участвуют в экспери­менте по ГИФО: сдается единый госэкзамен, и если человек на­бирает больше 70% баллов, то такие баллы позволяют ему учиться бесплатно. Если он не добирает 10%, то должен будет доплачивать 10% за обучение, 20% — соответственно 20% и т.д.

В образовании должен также работать принцип конкуренции в социальной сфере. Нельзя фи­нансировать просто по смете: у нас существует Единая тариф­ная сетка, и зарплата у всех оди­наковая, невзирая ни на что. М.М.Касьянов подписал Поста­новление об увеличении числен­ности Минобразования на 95 единиц для создания аттестаци­онной службы контроля качест­ва образования. Новая экономи­ка тесно связана с прозрачнос­тью и контролем качества.

Наша справка

По информации Госкомстата РФ. на территории России в на­чале 1994 учебного года дейст­вовало 626 вузов, а в начале 2003 года в полтора с лишним раза больше — 1039. При этом количество студентов выросло более чем в два раза: по сравне­нию с 1994 годом, когда было 2,613 млн студентов, в 2003-м их стало 5,947 млн. Основной прирост в системе высшего об­разования идет за счет платно­го обучения в государственных вузах.

Written by admin

Март 26th, 2016 | 2:35 пп