Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов



Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

Любовь к человечеству

Любовь в целом очень многообразна, т.к. существует много объектов достойных ее. Это дети для родителей, родители для детей, это и Родина, и искусство, и Бог, и многое другое. В.Соловьев же из всего этого многообразия любви выше всех ставит любовь между мужчиной и женщиной, т.е. любовь половую, «указавши … на истинный смысл половой любви и на ее преимущества перед другими сродными чувствами».1 Свой выбор он объясняет тем, что только половая любовь удовлетворяет тем необходимым критериям, которые составляют основу человека. Во-первых, только в половой любви между мужчиной и женщиной сохраняется индивидуальность. Каждому человеку естественно смотреть на себя как на центр мира и относиться к окружающим исходя из своих личных потребностей и интересов. Определяя эгоизм как реальную основную силу, присутствующую в самом центре человеческого бытия, проникающую и охватывающую всю нашу действительность, В. Соловьев подчеркивает, что эгоизм, в широком смысле этого слова, есть начало индивидуальной жизни вообще, присущее только живому существу. «Эгоизм есть сила не только реальная, но основная, укоренившаяся в самом центре нашего бытия…»

Главное заключается в том, чтобы признавая себя центром жизни, признать другого таким же исключительным существом. В. Соловьев считает, что это возможно только в половой любви, т.к. именно она радикально подрывает эгоизм, и только тогда происходит упразднение своего эгоистического начала и утверждение себя в другом, в полном жизненном общении с ним. Во-вторых, только в половой любви соблюдается однородность и равенство между любимым и любящим. В. Соловьев это объясняет на примерах других видов любви. Таким образом, подчеркивает В.Соловьев, человек осуществляет свое безусловное значение, которое и проявляется в способности выйти за границу своего бытия и в способности жить не только в себе, но и в другом. Исходя из этого он делает вывод, что единственная сила, которая в состоянии упразднить эгоизм, не упраздняя индивидуальность, а наоборот, утверждая и понимая ее -это любовь.

Любовь родительская — по силе чувств велика, но она не может заменить половой любви. Мать способна пожертвовать своим эгоизмом, но при этом теряет и свою индивидуальность. В ребенке же она поддерживает индивидуальность, но сохраняет и даже усиливает эгоизм. В материнской любви нет полного признания истинной индивидуальности любимого, т.к. этот любимый ей дороже всего на свете, просто ее дитя. Этот вид любви обусловлен законом смены поколений.

Еще одному виду любви — дружбе не хватает различия восполняющих друг друга качеств, но если она все-таки получается и достигает высокого уровня, то она превращается в «суррогат половой любви».

Любовь к человечеству, науке, искусству не может быть таким же центром, как любовь к одному другому человеку из-за несоизмеримости любящего с любимым. Поэтому перенести центр тяжести жизни человека в другое существо эта любовь не может.

Written by admin

Сентябрь 12th, 2011 | 12:46 пп