Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов

Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

Кому нужны старики?..

На пресс-конференции в Кремле для российских и зарубежных СМИ 20 июня 2003 года В.В.Путин, отвечая на вопрос, за что ему как Президенту стыдно в сегодняшней России, сказал: «За бедность. За низкий уровень жизни населения. Россияне имеют право и должны жить лучше».

 

Любовь ХРАПЫЛИНА — доктор экономических наук, профессор кафедры труда и социальной политики РАГС

Преобразования во всех сферах общества существенно изменили социальное положе­ние многих граждан России, но особенно жестко это сказалось на пожилых людях, которые со­ставляют 20,6% населения страны.

Для установления объектив­ности специалисты кафедры труда и социальной политики РАГС проанализировали дейст­вующее законодательство, регу­лирующее права, свободы и за­конные интересы пожилых лю­дей (в том числе в социально- трудовой сфере, включая систе­му социальной защиты), а также официальные учетно-отчетные статистические данные и ре­зультаты специального автор­ского исследования. Был опре­делен репрезентативный кон­тингент — 3100 человек из раз­личных российских регионов.

Среди обследованных боль­шую часть составили городские жители — 71,2%, свыше 70% — лица в возрасте 60-69 лет. Жен­щин почти в два раза больше, чем мужчин; 68% — одинокие; 23,5% признаны инвалидами, причем все бессрочно (послед­ний показатель вдвое выше, чем в целом по населению).

Анализировались три аспек­та, касающиеся жизнедеятель­ности пожилых людей:

1. Доступность для них влас­ти путем а) замещения государ­ственных должностей; б) учас­тия в избирательных органах и реализации избирательного пра­ва; в) отстаивания своих прав, свобод и законных интересов че­рез письменные и устные обра­щения в органы власти, а также с помощью общественных орга­низаций.

2.   Социально-демографичес- кие особенности и материальное положение данной категории граждан.

3.   Обеспечение социальны­ми услугами и медицинской по­мощью.

Судя по полученным резуль­татам, для пожилых людей в со­временной России доступность власти ограничена. За редким исключением их участие в уп­равлении государством посред­ством занятия государственных должностей практически пре­кращается по достижении жен­щинами 55-летнего и мужчина­ми 60-летнего возраста. Избира­тельное право они реализуют активно, их политические при­страстия в основном традици­онные (почти для 70% пожилых людей — это левые партии и дви­жения).

Для развития организаций и движений, представляющих ин­тересы всей этой группы необхо­дима государственная и общест­венная поддержка. Гражданско- представительские и защити­тельные функции применитель­но к пожилому населению Рос­сии должны быть упрочены, в том числе и в нормативно-пра- вовых документах. Следует пре­одолеть существующую до сих пор практику, суть которой в том, что власть сама знает все нужды общества и может без не­го принимать решения, отвеча­ющие его интересам.

Крайне занижено в системе государственного управления значение письменных обраще­ний граждан. Обычно, согласно действующим нормативным пра­вилам ведения документооборо­та, письменные обращения фик­сируются в структурах, в адрес которых они были направлены, а затем возвращаются в органы власти или учреждения по месту жительства, где, собственно, и были нарушены права человека, по поводу чего он обратился с жалобой. Чтобы устранить по­добное отношение, необходимо внедрять новые технологии ра­боты с письмами, в том числе экспертной оценки социальных проблем и ожидаемых населени­ем решений.

Из-за отсутствия официаль­ного учета и неосведомленности самих обследованных не уда­лось уточнить численность по­жилых людей, имеющих особый социально-правовой статус, что дает права на различные льго­ты. По-видимому, на практике в большинстве случаев такие льготы не применяются. Этот вопрос имеет принципиальное значение, поскольку касается действующих государственных социальных обязательств. Оче­видно, что список «льготников» среди пожилых людей, равно как и механизм исполнения дей­ствующего законодательства в этой области, должен быть уточ­нен в нормативно-правовых до­кументах. Сохранение «недее­способных» льгот, а также со­крытие их неисполнения непра­вомерно ни с этической и юри­дической, ни с экономической и организационной точек зрения.

Уровень образования у пожилых людей относительно низкий (только 23% закончили вузы или получили профессиональное об­разование). Социально-эконо­мический статус пенсионера по возрасту имели 63%, в связи с выслугой лет — 25%, по инвалид­ности — 12%. При опросе пред­ставителей изучаемой катего­рии было выявлено что, обраща­ясь за установлением инвалид­ности, люди стремятся полу­чить какие-либо льготы и тем самым улучшить свое матери­альное положение.

48% обследованных прожива­ют в стесненных жилищных ус­ловиях или снимают жилье. 52% являются собственниками квар­тир и домов. При этом многие из числа собственников (особенно домов) не имеют средств для то­го. чтобы поддерживать свое жилище в надлежащем состоя­нии. Улучшение жилищных ус­ловий пожилых граждан остает­ся почти нерешаемой пробле­мой. Исключение составляют, как это ни странно, случаи, ког­да они наряду с другими постра­давшими в результате стихий­ных бедствий или чрезвычай­ных обстоятельств получают, как правило, благоустроенное жилье.

Основным доходом практиче­ски всех обследованных являет­ся пенсия. Доля лиц с душевыми доходами ниже установленного (для пенсионеров) прожиточно­го минимума составляет 30,5%. Дополнительный доход в виде заработка имеют больше поло­вины пенсионеров 60-65 лет, ме­нее 1/3 в возрасте старше 65-70 лет и единицы тех, кому за 70 лет. Однако официально оформ­лены на работе только 9,2% по­жилых людей.

Оценка доходов обследован­ных позволила сделать вывод о том, что свыше 60% из них явля­ются малообеспеченными, тогда как, по данным Госкомстата РФ, этот показатель среди пенсионе­ров составляет лишь 14,5%. Не­обходимо не только повышать доходы пенсионера, но и закла­дывать его материальное благо­получие в период трудоспособ­ного возраста. Речь идет о том, чтобы человек получал достой­ную заработную плату, был обеспечен жильем, имел сбере­жения, владел предметами дли­тельного пользования. К сожа­лению, в нынешних условиях влияние накопления сбереже­ний на минимизацию бедности в старости оказалось несостоя­тельным. Это связано с неодно­кратным изъятием у населения сбережений за последние 10 лет (впрочем, такое случалось и в предыдущие годы). Сложившая­ся ситуация экономически и мо­рально абсурдна. По законам экономики, да и простой житей­ской логики, очевидно, что сбе­режения должны стать в старо­сти надежным источником ма­териального благополучия чело­века. Однако в России широкое распространение получило рас­ходование средств, зарабатыва­емых в процессе трудовой жиз­ни, без ориентации на накопле­ния для удовлетворения соци­альных потребностей в старо­сти. Безусловно, это должно быть предметом внимания госу­дарства и общества, ведь имен­но государство своими действи­ями заблокировало у большин­ства россиян мотивацию к на­коплению, в том числе «на ста­рость».

В силу разнообразных про­блем, которые возникают в ста­рости, особенно связанных с ухудшением здоровья, бедность прямо или косвенно обуславли­вает дополнительную нагрузку на бюджет пожилого человека, который вынужден перераспре­делять его на медико-социальные и бытовые услуги, лекарст­ва. Такое перераспределение происходит преимущественно за счет ухудшения питания: свыше 10% стариков регулярно недоедают, более 50% не могут позволить себе мясные и рыб­ные продукты чаще двух раз в неделю, подавляющее большин­ство никогда не покупают «дели­катесы». Крайне обеднена эмо­ционально-эстетическая жизнь пожилых людей: подавляющее большинство не имеют средств на посещение театров, покупку книг, проведение досуга и отды­ха соответственно желаниям (хотя круг их притязаний весьма ограничен).

В соответствии с Российским законодательством, улучшение материального обеспечения по­жилых людей в определенной мере должно происходить благо­даря социальным пособиям и льготам. В России сегодня суще­ствуют свыше 1000 видов соци­альной помощи за счет бюджет­ных средств. Только на феде­ральном уровне установлено 156 видов выплат, льгот, посо­бий и дотаций для 256 катего­рий населения. При этом лишь два из них (в том числе пособие по малообеспеченности, которое наиболее широко используется для социальной поддержки по­жилых) предполагают проверку нуждаемости, остальные же предназначены для социаль­ных, а не имущественных групп граждан. В разных регионах по­лезность тех или иных социаль­ных выплат, пособий, дотаций и льгот различна. Поэтому одна из принципиальных задач состоит в том, чтобы максимально рас­ширить самостоятельность тер­риторий в принятии решений относительно того, какие виды социальной помощи действи­тельно нужны на этой террито­рии, в каких объемах и в какой форме их следует предоставлять конкретным категориям пожи­лых людей.

Социальная помощь пожилым людям в России основывается на перераспределении доходов на­селения в целом в пользу отдель­ных групп малообеспеченных граждан, в число которых вхо­дит и данная категория. Такая помощь не устраняет причин малообеспеченности, ведь она носит временный характер, не говоря уже о том, что в среднем составляет 32 руб. в год на одно­го пожилого человека, обслужи­ваемого в территориальном Цен­тре социальной помощи.

Чтобы ее получить, он должен заявить на нее свои претензии, то есть обратиться в соответст­вующие структуры. В условиях низкой правовой грамотности принцип «заявительности» су­жает круг получателей социаль­ной помощи прежде всего за счет тех, кто не знает о своих правах (68% людей ничего о них не слышали и не пытались ими воспользоваться). Наряду с принципом «заявительности» необходимо внедрять принцип «активной выявительности», ко­торый должен стать базовым в работе различных служб.

Практически все пожилые люди нуждаются в различных видах медицинской помощи и социальных услуг, среди кото­рых приоритетными и в то же время наименее обеспеченными являются медицинская стацио­нарная помощь, уход на дому и социально-правовая поддержка. Достаточно сказать, что при на­личии законных оснований ни один из видов медицинской по­мощи и социальных услуг не удовлетворяется даже в полови­не случаев. Вместе с тем в Рос­сии создано объемное норма­тивно-правовое поле, регламен­тирующее обеспечение пожи­лых людей широким кругом раз­нообразных социальных услуг, а также медицинской помощью. Усилиями практиков внедрено много заимствованных зару­бежных технологий. Однако от­сутствие экономического и со­циального эффекта заставляет сомневаться в целесообразности их использования в системе бю­джетного финансирования и льготного представления. Необ­ходимо провести экспертизу применяемых технологий и ме­тодически обосновать их соци­альную полезность. В практику работы социальных служб целе­сообразно, на наш взгляд, ввес­ти социальное планирование и нормирование деятельности и, кроме того, адекватно использо­вать социальный контроль (кон­ституционный, прокурорский, административный, судебный, собственно общественный). По­ка же создается впечатление, что социальные службы разви­ваются вне ориентации на то, чтобы удовлетворять нужды по­требителей.

Низкое качество медицин­ской помощи пожилым людям негативно сказывается на их жизни, и, следовательно, на их социальном положении в целом. По различным данным, пациен­ты старших возрастных групп, обращающиеся за медицинской помощью, составляют 30-40% всех посетителей лечебных уч­реждений и свыше половины клиентов аптек. Однако офици­ального учета и анализа заболе­ваемости этих людей не ведется.

Очевидно, что у нынешних пожилых людей нет средств на добровольные страховые взносы и оплату услуг. В этой сфере сле­дует сохранить бесплатную га­рантированную медицинскую помощь, доступность которой должна быть подкреплена ак­тивным целевым социальным контролем. Необходимо создать медицинские и социальные цен­тры геронтологии и гериатрии, которые взяли бы на себя научно-методическое и учебно-мето­дическое обеспечение помощи пожилым людям в различных сферах их жизнедеятельности. Следует ввести целевую специа­лизацию по проблемам геронто­логии и гериатрии, в том числе для медицинских и социальных работников, психологов, других специалистов. К сожалению, се­годня упомянутые направления не имеют должной государст­венной и научно-общественной поддержки.

Большую роль в обеспечении качества жизни пожилых людей играет надлежащий уход за ни­ми, особенно во время болезни. Чаще всего такая обязанность лежит на родственниках, поэто­му целесообразно предоставить им возможности для получения листа нетрудоспособности по уходу за пожилым членом се­мьи. Вместе с тем необходимо принять меры по укреплению соответствующих кадров и их мотивации на такую работу. Следует активизировать волон­терское движение, привлекая общественные и религиозные организации (за исключением тоталитарных), а также сту­дентов медицинских, социаль­ных, педагогических, професси­ональных образовательных ор­ганизаций. Вероятно, опреде­ленную роль сможет сыграть альтернативная воинская служ­ба, хотя больших надежд на это возлагать не стоит.

Социальная защита пожилых людей должна включать меха­низмы, гарантирующие полное социальное обеспечение, неза­висимо от расовой и националь­ной принадлежности, пола, язы­ка, места жительства, рода и ха­рактера деятельности в услови­ях многообразия форм собствен­ности и других обстоятельств; должное пенсионное обеспече­ние и социальное обслуживание по предусмотренным действую­щим законодательством основа­ниям; жесткое исполнение зако­нодательной регламентации пенсионного обеспечения, недо­пущение ни при каких обстоя­тельствах задержек выплаты пенсий; осуществление мер, на­правленных на профилактику инвалидности, социальную за­щищенность инвалидов из чис­ла пожилых, создание им усло­вий, необходимых для реализа­ции прав и законных интересов, беспрепятственного доступа в социальной инфраструктуре, медицинской, профессиональ­ной (по желанию человека) и со­циальной реабилитации; про­живание в семье; сохранение де­нежных сбережений и ценных бумаг: имущественные интере­сы; достойное отправление ри­туальных услуг.

Выводы

Экономические и финансо­вые механизмы реализации ре­форм в сфере социальных услуг пожилым людям должны вклю­чать, в частности:

•  интегрированные инвестиции в формирование социальной среды, обеспечивающей безба­рьерную жизнедеятельность лиц с ограниченными возмож­ностями, в том числе пожилых людей;

•  создание региональных и му­ниципальных информацион­ных баз социальных данных о пожилых людях, а также о ре­сурсах, обеспечивающих удов­летворение социальных по­требностей этих граждан;

•  инвестиции в создание реаби­литационной индустрии с уче­том разработки и производст­ва товаров и услуг для пожи­лых людей;

•  инвестиции на принципах со- финансирования социальных проектов в интересах пожилых людей;

•  расширение бюджетного фи­нансирования с рациональ­ным использованием контро­лируемых финансовых пото­ков;

•  мобилизацию частных средств, в том числе самих пожилых людей и их родственников, в систему социальной защиты рассматриваемой категории граждан;

•  налоговые льготы на социаль­ные проекты в интересах по­жилых людей;

•  развитие коммерческой соци­альной деятельности в интере­сах пожилых людей при обяза­тельном социальном контроле;

•  активное выявление пожилых людей, нуждающихся в тех или иных формах предостав­ления различных видов соци­альных услуг, и оказание со­действия в их получении в со­ответствии с индивидуальны­ми потребностями.

Реформы в социальной сфере ориентированы на создание рынка социальных товаров и ус­луг. Однако он не может цивили­зованно функционировать, если потребитель не имеет устойчи­вых навыков поведения на та­ком рынке, а также должной за­щиты своих интересов от недоб­росовестных производителей. Следует проводить целенаправ­ленную работу с населением, формировать культуру потреб­ления товаров и услуг в услови­ях рыночных отношений. По­жилым людям сложно разо­браться самостоятельно в рек­ламном потоке информации, за­щититься от некачественной продукции. Все это требует ак­тивного участия государствен­ных и негосударственных соци­альных служб, в том числе со­зданных общественными орга­низациями.

Пожилые люди должны как можно дольше сохранять соци­альную активность, поддержи­вая тот образ жизни, который соответствует общественным ценностям и установкам самого человека.

Written by admin

Март 26th, 2016 | 2:32 пп