Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов



Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

Субъекты малого предпринимательства: критерии выбора

Олег ХОРОХОРДИН — аспирант III курса кафедры государственной службы и кадровой политики РАГС

Малые организации как форма предпринимательства и бизнеса, возникшие на волне приоритета потребителя над производителем, — безусловной, но, как выясняется, далеко не единственной социальной побе­ды постиндустриального обще­ства, переносят это преимуще­ство на социальные отношения внутри организации. Приори­тет потребностей и интересов над рациональностью индуст­риального производства вопло­щается и в новых требованиях к труду. Малые формы концент­рации общественного труда уве­личивают возможности саморе­ализации личности, меняют традиционные представления о мотивации деятельности, под­черкивают значимость труда каждого члена коллектива, рас­ширяют круг интересов и по­требностей. Новые формы обоб­ществления труда позволяют по-иному взглянуть и на его тра­диционные критерии — заработ­ную плату, престиж, власть, ка­рьеру. На смену им приходит творческий, интеллектуальный и свободный труд, профессио­нальный рост, участие в управ­ленческой деятельности, и, на­конец, реализация предприни­мательской способности.

Рассмотрению феномена ма­лого предпринимательства по­священо немало исследований отечественных и зарубежных авторов, однако единого мнения о критериях отнесения органи­заций в сферу этой категории и об их атрибутивных свойствах нет. Чаще всего причинами раз­ных позиций являются:

•   произвольное толкование и смешение понятий «предприни­матель», «малое предпринима­тельство», «малое предприятие» и «малый бизнес» в отечествен­ной практике их использования;

•  субъективная интерпретация понятия «малости»;

•  подмена формы, то есть орга­низации, структуры и внутрен­них взаимосвязей, целями, внеш­ними функциями и количествен­ными критериями отнесения.

Среди ученых и специалистов нет также единого мнения по поводу того, является ли малое предпринимательство действи­тельно качественно иным поня­тием, отличным от крупного (среднего) предпринимательст­ва, или представляет собой лишь часть общей совокупнос­ти, выделяемую в основном по признаку количества сотрудни­ков, занятых в организации.

Понятия «предприниматель», «предпринимательство» и «бизнес»

Попытку дать вербальную мо­дель («портрет») предпринимате­ля следует начать с анализа пер­воначального смысла самого сло­ва. В Толковом словаре В.И.Даля «предпринимать» («предприять», «предпринять») означает «зате­вать, решиться исполнить какое- либо новое дело, приступить к свершению чего-либо значитель­ного». Синонимами слова «пред­приимчивость» являются «актив­ность», «энергия», «инициатива», «деятельность».

Современные российские ав­торы А.О.Блинов и И.Н.Шапкин дают наиболее общее определе­ние предпринимательства как «чрезвычайно сложного и мно­гогранного вида экономической деятельности, распространяю­щегося на все отрасли хозяйства и сферы экономики» [1].

Под предпринимательством («entrepreneurship», фр.) в разви­тых странах Запада понимают «основной вид самостоятельной хозяйственной деятельности (про­изводственной или коммерчес­кой), осуществляемой физически­ми и юридическими лицами, име­нуемыми предпринимателями («entrepreneur» — антрепренер, предприниматель, владелец пред­приятия), от своего имени и на свой риск на постоянной основе» [2, с. 14, 20]. В трактовке амери­канских специалистов Р.Хизрича и М.Питерса, «предприниматель­ство — процесс создания чего-то нового, что обладает стоимостью, а предприниматель — человек, ко­торый затрачивает на это все си­лы, берет на себя весь… риск, по­лучая в награду деньги и удовле­творение достигнутым» [3]. У Р.Мескона «предприниматель — человек, который берет на себя риск, связанный с организацией нового предприятия или разра­боткой новой идеи, новой продук­ции или нового вида услуг, пред­лагаемых обществу» [4]. К.Р.Мак- коннелл и С.Л.Брю в знаменитой книге «Экономикс» понятие «пред­принимательская способность» раскрывают через функции пред­принимателя:

•   «инициативу соединения зем­ли, капитала и труда в единый процесс производства товаров и услуг;

•  принятия основных нерутин­ных решений в процессе веде­ния бизнеса;

•  новаторства на коммерческой основе, выражающегося во вво­де в обиход новых продуктов, производственных технологий и форм организации труда;

•   несения риска потери затра­ченного времени, труда, репута­ции и вложенных средств — соб­ственных или привлеченных» [5].

Толкование предпринимателя как собственника предприятия, «лица, которое организует дело­вые предприятия, управляет ими и принимает на себя риск» [6], уходит в прошлое. Все большую роль в современном представле­нии о предпринимателе начина­ют играть личностные качества — сильный дух, энтузиазм, идеи. Наиболее характерными чертами предпринимателя являются «но­ваторство, обоснованная риско­ванность действий, уверенность в себе, упорство, настойчивость в достижении поставленной цели, ответственность» [7, с.56].

Мотивом создания и развития собственного предприятия у подлинного предпринимателя часто является не извлечение прибыли, а реализация идеи, желание победить в конкурент­ной борьбе и радость творчества.

Предпринимательство более широкое понятие, чем предпри­ниматель, поскольку способ­ность к нововведениям, инвести­циям, расширению рынков, ас­сортимента, технологий, и, нако­нец, «принятию на себя риска и вложения средств в производст­во чего-нибудь нового, в разра­ботку нового способа производ­ства того, что уже существует, или в создание новых рынков» [7, с.53] характерна для старых и новых, для крупных и малых предприятий. В отличие от пред­принимательства управление предприятием (менеджмент) за­ключается в организации произ­водственного процесса на основе уже данных ресурсов — трудовых, финансовых, материальных, хо­тя вряд ли можно обеспечить хо­рошие результаты работы без на­личия у руководителя предпри­нимательских черт и действий.

Таким образом, общими в оп­ределениях предпринимателя яв­ляются его творческие, новатор­ские способности и склонность к риску, а предпринимательство чаще рассматривается как инно­вационный процесс, стиль ры­ночного хозяйствования, органи­зация нового предприятия и вид индивидуальной или коллектив­ной экономической деятельнос­ти, преимущественно хозяйст­венной и коммерческой.

Бизнес («business» — дело, заня­тие, профессия, обязанность, торговля, коммерческая деятель­ность, коммерческое или торго­вое предприятие, фирма, нако­нец, выгодная сделка), в свою очередь, — понятие более широ­кое, чем предпринимательская деятельность. Он направлен на решение задач, «связанных в ко­нечном итоге с осуществлением на рынке операций обмена това­рами и услугами между экономи­ческими субъектами рынка» [2, с.20]. К бизнесу относится и совершение любых единичных разовых сделок в любой сфере де­ятельности, направленных на по­лучение прибыли. Субъектами в бизнесе являются все участники рыночных отношений — предпри­ниматели, покупатели, наемные работники, государственные ор­ганы и предприятия. Бизнесмен («businessman» — бизнесмен, де­лец, коммерсант) — субъект в биз­несе; среди них выделяют ком­мерсантов, осуществляющих ин­дивидуальную и коллективную предпринимательскую деятель­ность в сфере торговых сделок.

В правовом поле российского законодательства понятия «пред­принимательство» и «предприя­тие» всегда формулировались четко и кратко. В Законе «О пред­приятиях и предприниматель­ской деятельности» сказано: «Предпринимательская деятель­ность (предпринимательство) представляет собой инициатив­ную самостоятельную деятель­ность граждан и их объединений, направленную на получение при­были».

При этом субъекта­ми предпринимательства могут быть как отдельные граждане, так и их объединения (партнеры), статус предпринимателя они по­лучают путем государственной регистрации. При привлечении наемного труда (в том числе и найме управляющего) предпри­нимательская деятельность пере­ходит из индивидуальной в кол­лективную и существует в виде предприятия с разными органи­зационно-правовыми формами. Предприятие рассматривается как инструмент предпринима­тельской деятельности, «с право­вой точки зрения, под предприя­тием подразумевается самостоя­тельный хозяйственный субъект, наделенный правами юридичес­кого лица, который на основе ис­пользования закрепленного за ним имущества производит и ре­ализует продукцию, выполняет работы и оказывает услуги» [8].

Отражение предприниматель­ской практики в правовых нор­мах западных стран привело к введению нового субъекта ры­ночных отношений — организа­ции (организационно-хозяйст­венной единицы, осуществляю­щей предпринимательскую дея­тельность, пользующейся права­ми юридического лица и вклю­чающей в свой состав предприя­тие — производственно-хозяйст­венную единицу с элементами правосубъектности). В Граждан­ском кодексе РФ сформулирова­но понятие «юридическое лицо» — организация с правами и обя­занностями, имущество которой принадлежит собственникам- учредителям. При этом под ком­мерческой организацией пони­мается организация, преследую­щая своей целью извлечение прибыли, а в ее учредительных документах оговаривается поря­док управления деятельностью, распределения прибыли и т.д.

Резюмируя содержание крат­кого обзора, хотелось бы выра­зить свое мнение по обозначен­ной проблеме, построенное на позициях социологии управле­ния, и, в частности, структурно- функционального подхода.

Бизнес — обобщенная, часто да­же сленговая форма обозначения принадлежности к коммерчес­ким действиям. По своей сути она отражает товарно-денежные от­ношения, «сделки», взаимосвязи- элементы между субъектами рынка, в том числе организация­ми, осуществляющими предпри­нимательскую деятельность, и индивидуальными предприни­мателями. Эти взаимодействия и составляют специфическую структуру рынка — устойчивый баланс массовых взаимодейст­вий, взаимосвязей и отношений, подчиняющийся законам гармо­нии и вероятностей и регулируе­мый государством. Целостность рынка и его организацию обеспе­чивает институциональная со­ставляющая, представленная за­конодательным правом деятель­ности зарегистрированных орга­низаций — юридических лиц и ин­дивидуумов — физических лиц.

Предпринимательство же — ком­плексное понятие, которое авто­ры интерпретируют в зависимос­ти от области исследования как:

•  форму самостоятельно органи­зованной деятельности (произ­водственно-хозяйственной. эко­номической и управленческой) индивидуума или коллектива:

•  способ руководства и управле­ния организацией и ее собствен­ностью («предпринимательский менеджмент»);

•   субъект и сферу рыночной экономики (в том числе малое предпринимательство);

•   социальный феномен, выра­жающийся в растущем стремле­нии граждан самостоятельно реализовать свою предпринима­тельскую способность.

Критерии отнесения субъектов предприни­мательства и бизнеса к малым формам

Устойчивое функционирование рыночных механизмов невозмож­но без участия государства. Для обеспечения оптимальной струк­туры экономики наряду с мерами антимонопольного характера оно осуществляет регулирование и содействие развитию малого предпринимательства. Проблема заключается в определении кри­терия «малости» субъекта пред­принимательства и бизнеса.

Для конкретизации проблемы ниже даны действующие в США, странах ЕС и России критерии отнесения организаций к малому предпринимательству или мало­му и среднему бизнесу (малым и средним предприятиям — МСП).

1. В США отнесение к катего­рии МСП осуществляется в рам­ках федеральных программ. Критерии «малости» «привязаны к стандартной промышленной классификации, которая содер­жит количественные критерии предприятий различных отрас­лей экономики» [1, с. 106]. Воз­можность включения в ту или иную программу государствен­ной поддержки малого бизнеса, реализуемую Администрацией малого бизнеса (АМБ) США, оп­ределяется на основании допол­нительных к указанным ограни­чениям условий: • в Программе 7(a) используется размер чистого дохода — не более 2 млн долл. в год и чистой стоимос­ти компании — не выше 6 млн долл.;

•  в Программе 8(a) используют­ся размерные группы: отнесе­ние дифференцировано по коли­честву занятых (100, 500, 750. 1000 и 1500 человек) и годовому доходу (5, 10, 18, 24 млн долл.).

У малых предприятий произ­водственных отраслей АМБ США ограничивает количество работ­ников в диапазоне от 250 до 1500, в розничной торговле и услугах ограничения по численности ра­ботающих заменено предельной годовой выручкой — от 3,5 до 14,5 млн долл. в год в зависимости от отрасли. Министерство торговли США рекомендует называть пред­приятие малым, если в нем заня­то менее 500 человек [7, с.20].

2.   Для разграничения малых и средних предприятий (МСП) в Ев­ропейском Сообществе (ЕС) вве­дены следующие индикаторы:

•  занятость;

•  финансовые критерии;

•  критерии самостоятельности, независимости.

Финансовые критерии для от­несения к МСП включают обо­рот (менее 16 млн евро) и балан­совую сумму (менее 8 млн евро). По критерию самостоятельнос­ти предприятие относят к кате­гории МСП при условии, если данному нормативу удовлетво­ряют не менее 75% собственнос­ти. При этом для вынесения ре­шения о субсидировании МСП используется несколько крите­риев, а для статистики — крите­рий занятости. В 1996 г. нормы для малых и средних предприя­тий были ужесточены.

3.   В России в 1998 г. к малым предприятиям относили пред­приятия с численностью до 100 человек, с августа 1999 г. огра­ничение по численности заня­тых было дифференцировано по отраслям: в промышленности — 200 человек; в науке и научном обслуживании — 100 человек; в других отраслях производствен­ной сферы — 50 человек; в отрас­лях непроизводственной сферы — 25 человек; в розничной тор­говле — 15 человек.

В настоящее время государст­венные органы пользуются ко­личественным критерием, за­крепленным в Законе РФ № 88- ФЗ от 14 июня 1995 г. «О госу­дарственной поддержке малого предпринимательства в Россий­ской Федерации». Этот закон ус­танавливает следующий пре­дельный уровень численности работников организаций — субъ­ектов малого предприниматель­ства по отраслям: в промышлен­ности, строительстве и транс­порте — 100 человек; в сельском хозяйстве и научно-техничес- кой сфере — 60 человек; в опто­вой торговле — 50 человек; в роз­ничной торговле и бытовом об­служивании населения — 30 че­ловек; в остальных отраслях и при осуществлении других ви­дов деятельности — 50 человек.

Качественная сущность показателя численнос­ти работников пред­приятия

Справедливое заключение представителей Болтонского ко­митета: «Не столько важно иметь универсальное определе­ние, точно отделяющее малое предприятие от крупного, сколь­ко сделать полезные обобщения о предприятиях малого и круп­ного размера» [9] позволяет предложить следующее теорети­ческое обоснование выбора кри­терия и метода классификации организаций. Не сама числен­ность работников предприя­тия, а структура управления и ее сложность, в частности, ко­личество уровней управления организацией, является опреде­ляющим, «сущностным», качест­венным признаком «размера». Работает закон диалектики — «переход количества в качество».

С точки зрения управляемости организации, критерием которой является «осуществляемость уп­равленческих решений», пробле­ма оптимальной численности группы (организации) — далеко не второстепенный вопрос. Размер группы сказывается на качестве взаимодействия ее членов, по­скольку усложняется процесс труда из-за его разделения и воз­никновения иерархии отноше­ний. Экспериментально доказа­но, что оптимальная численность группы составляет 7-9 человек [10]. На западных фирмах число подчиненных колеблется от 4 до 8 человек на высших уровнях уп­равления и от 8 до 15 — на более низких уровнях. Существуют и оценки среднего количества под­чиненных: 3-6 или 3-11 человек; разработана методика расчета диапазонного управления.

Особое внимание заслужива­ет число 7, поскольку известно, что оно является порогом вос­приятия собеседников при об­щении в компании.

Проведя несложные вычисле­ния для заданных в ЕС диапазо­нов числа занятых на предприя­тии, можно утверждать, что:

•  микропредприятия — это инди­видуальные предприятия и предприятия с одним уровнем управления;

•   малые предприятия — пред­приятия с двумя уровнями уп­равления;

•  средние предприятия — пред­приятия с двумя-тремя уровня­ми управления;

•   крупные предприятия — три- пять уровней управления.

Это вывод, при всей его оче­видности, принципиально ва­жен, поскольку обоснован каче­ственный, атрибутивный при­знак малого предприниматель­ства — индивидуальные предпри­ниматели и организации, имею­щие одно-двухуровневые струк­туры управления. Существуют так называемые синтетические количественные показатели, на­пример, «занятость населения», интегральные — «автопробег», ко­торые просты в определении, но адекватно отражают качествен­ную сущность объекта исследо­вания или явления. Количест­венный критерий — «число заня­тых на предприятии» для малого предпринимательства имеет до­полнительную скрытую сущ­ность — простую и гибкую струк­туру управления. Именно такая одно-двухзвенная структура при действии рыночных механизмов обеспечивает организациям пре­имущества в адаптивности.

Руководитель и организационная культура — главные факторы успеха

Первым звеном в цепочке ин­формационного обмена являет­ся руководитель организации.

Его нагрузки резко возрастают при отсутствии возможности де­легирования полномочий, что характерно для одноуровневых организаций, поскольку кроме рынка и внутреннего управле­ния он обслуживает все внеш­ние функции социальных ин­ститутов и органов власти госу­дарства, у которых они разделе­ны и специализированы. Госу­дарство же, не выделяя малое предпринимательство в отдель­ную правовую форму, то есть действуя в рамках общего для всех коммерческих организаций законодательства, обеспечивает социальную справедливость, компенсируя диспропорции уп­равления путем создания благо­приятной среды и мерами ад­ресной поддержки, в том числе и сокращая и упрощая функции взаимодействия.

Управление — это, в конечном счете, сфера умственного труда, связанная с процессом сбора, хранения, обработки и передачи информации. Ограничение чис­ленности членов в организации еще не говорит о том, что стан­дартный набор функций управ­ления становится меньше. Час­то меньшими являются объемы обрабатываемой информации, но не количество функций. И ес­ли внутри организации руково­дитель имеет полномочия само­стоятельно выбирать формы функционирования системы уп­равления — структуру, должно­стные обязанности и т.д. и рас­пределять эти обязанности, то внешние функции взаимодейст­вия, чаще всего с контролирую­щими государственными орга­нами, регламентированы зако­нодательно и находятся вне сфе­ры его компетенции. К осталь­ным функциям внешнего взаи­модействия относятся функции взаимодействия с рынком — покупателями, поставщиками, банками, сферой услуг. Сущест­вует и внутри организации на­бор функций, относящихся не к организации, а к ее членам, ко­торый не связан с ее целями, но регламентирован правовыми институтами — Конституцией, Гражданским кодексом, трудо­вым законодательством и т.д. Единственной обязательной внутренней функцией, предпи­сываемой законом о предприя­тиях, является функция ведения бухгалтерского учета.

Среди стадий процесса вос­производства «производство — об­мен — распределение — потребле­ние» в «производстве», в широком смысле, малые организации мо­гут быть задействованы в наи­меньшей степени. Проблематич­но участие малых организаций в массовом и крупносерийном про­изводстве, отличающемся много­стадийными циклами изготовле­ния продукции, и в выпуске про­дукции сложного профиля, тре­бующей высокой синхронизации всех звеньев технологической це­почки. Наиболее заметна и про­дуктивна их роль на начальном этапе изготовления продукции — в процессе ее разработки и про­ектирования и на заключитель­ном — на этапе ее реализации.

Современная организацион­ная культура меняет традицион­ные представления об организа­ции и структуре предприятия, основанные на принципах раци­онализации и расчета. Для нее характерна высокая способ­ность к инновациям в области организационного управления, выраженная в следующих прин­ципах: простота организаций (сокращение иерархии структур и элементов власти); автономия (свобода действий и ответствен­ность членов организации, при­оритет индивидуального мас­терства над стандартизацией операций); управление через культуру (переход к автономным самоуправляемым общностям).

Таким образом, для определе­ния малого предпринимательст­ва можно выделить две основные группы критериев: количествен­ные, куда входят такие парамет­ры, как количество занятых в ор­ганизации и финансовые крите­рии (размер чистой балансовой стоимости, размер чистого дохо­да, предельный годовой доход), и качественные, которые опреде­ляются по признаку одно- двуху­ровневая структура управления в организации.

Литература

1.   Блинов А.О., ШапкинИ.Н. Ма­лое предпринимательство: теория и практика: Учебник. М., 2003.

2.   Герчикова И.Н. Регулирование предпринимательской деятельнос­ти: государственное и межфирмен­ное: Учебное пособие. М., 2002.

3.   Хизрич Р.. Питере М. Предпри­нимательство. М, 1992. С.20.

4.   Мескон М.Х., Альберт М, Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. М„ 1992.

5.   Макконнелл К.Р., Брю C.Л. Эко­номикс: Принципы, проблемы и по­литика. Пер. с англ., т.1. М., 1992.

6.   American Herigate Dictionary, Second College Edition, Houghton Mifflin Company, 1985.

7.   Сирополис Николас К. Управле­ние малым бизнесом. Руководство для предпринимателей: Пер. с англ. М„ 1997.

8.   Курс экономической теории. Учебное пособие. Киров, 1996.

9.   Колесникова Л.А. Предприни­мательство и малый бизнес в совре­менном государстве: управление развитием. М„ 2000. С. 103.

10.  Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы. М., 1969. С.8.

Written by admin

Март 26th, 2016 | 2:27 пп