Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов



Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

Образ правления — российский

История государственного управления в России.

Учебник. Под общей редакцией доктора исторических наук, профессора Р.Г.Пихоя. Москва, Издательство РАГС, 2003. 400 с.

Александр АКСЕНОВ — доктор исторических наук, профессор, ведущий научный сотрудник Института российской истории РАН

Исторические разработки проблем государственного «строения» и государственнос­ти носят спорадический ха­рактер. Что касается появив­шихся в последнее время ряда серьезных работ, направлен­ных на изучение отдельных институтов власти, форм уп­равления, чиновной бюрокра­тии, реформирования государ­ственной системы, то, к сожа­лению, все они ограничены ли­бо тематически, либо хроноло­гически. Еще хуже обстоит де­ло с учебниками и учебными пособиями. Более трех десят­ков лет настольным учебником нескольких поколений студен­тов служит книга Н.П.Ерошки- на «История государственных учреждений дореволюционной России», выпущенная уже 4-м изданием (М., 1997). В этом нет ничего удивительного, по­скольку, как точно заметил в предисловии один из его уче­ников А.Е.Иванов: «Выгодно сочетая в себе качества строго научной монографии по содер­жанию и учебного пособия по форме изложения, этот труд с энциклопедической скрупулез­ностью излагает историю оте­чественной государственности на разных ее этапах». Но оче­видные достоинства данного труда не исчерпывают всего спектра потребностей в доб­ротном историческом знании по государствоведению. Не вы­зывает сомнения и очевидная нужда высших учебных заве­дений в подобных пособиях, причем особенно остро стоит эта проблема для слушателей Российской академии государ­ственной службы при Прези­денте Российской Федерации — и по определению, и по сути профилирующего учреждения в области изучения механизма и образа правления россий­ским государством, а, следова­тельно, познания и приобрете­ния опыта государственного строительства людьми, непо­средственно занятыми во вла­стных структурах.

Сотрудники кафедры исто­рии российской государствен­ности РАГС в последние годы опубликовали целый ряд ста­тей и монографических иссле­дований по малоизученным и спорным проблемам истории российской государственнос­ти (в том числе сборник статей «Судьбы реформ и реформато­ров в России». М., 1999), благо­даря чему был разработан цикл лекционных курсов, лег­ших в основу рецензируемого учебника.

Его отличие от по­добных изданий состоит в том, что, пожалуй, впервые здесь предпринята попытка систе­матического изложения пред­мета с полным хронологичес­ким охватом от зарождения го­сударственности в Киевской Руси до становления ее новых форм и идеологии конца XX столетия. Редко кто из истори­ков «заглядывает» в «новое но­вейшее», то есть текущее вре­мя. Дело даже не в том, что еще совсем недавно допусти­мыми для исторического изу­чения считались только собы­тия, отстоящие от нас не ме­нее чем на 50 лет — постулат этот ныне не работает. Эпоха живущего поколения традици­онно была на откупе других человековедческих дисциплин — уж слишком остры политичес­кие проблемы.

Как говорится в предисло­вии к учебнику, авторы созна­тельно вторглись в современ­ность потому, что кризис рос­сийской государственности приобрел затяжной характер, а в кризисные периоды народы ищут ответ на актуальные во­просы действительности имен­но в прошлом (с.4), особенно, если речь идет о таком само­бытном феномене, как история государственного управления России. Рассматривая государ­ственное управление как фор­му политической деятельнос­ти, осуществляемую с помо­щью государственных органов в виде высших, центральных и местных учреждений, авторы видят предмет предлагаемой учебной дисциплины в выясне­нии закономерностей возник­новения, развития и преобра­зования государства, всех эле­ментов государственного меха­низма. Соответственно, в зада­чи данного учебного курса они включают: изучение эволюции всей системы учреждений го­сударства — их становлений и упразднений, объемов полно­мочий и компетенции, облас­тей деятельности; выделение общего и особенного в разви­тии Российского государства, специфики управления окраи­нами; «всестороннее рассмот­рение реформ и контрре­форм…, в том числе и деятель­ности реформаторов и их су­деб»; изучение истории госу­дарственной службы; рассмот­рение истории самоуправле­ния; роли партий, церкви, ар­мии, полиции и, наконец, оп­ределение «исторически досто­верной характеристики госу­дарственных деятелей» (с. 12).

Столь значительный объем задач вынуждает к некоторой сжатости изложения отдель­ных сюжетов (впрочем, вполне оправданному дидактической целью), а также приводит к не­равномерному распределению материала по периодам. Этому есть свои причины. С одной стороны, каждой эпохе свойст­венны только ей присущие он­тологические задачи. С другой стороны, вопросы, серьезно разработанные исследователь­ски, полнее представлены и в соответствующих разделах учебника.

Так, проблемы госу­дарственной службы, состава чиновно-бюрократических штатов более детально изложе­ны в главах, посвященных го­сударственному управлению в XVII-XVIII вв. и в советское вре­мя; особенности местного уп­равления и управления окраи­нами — в главах о второй поло­вине XVIII — первой половине XIX вв.; реформы и контрре­формы — в главах по преобразо­ванию управления империей во второй половине XIX в. Сис­темный анализ представлен в главах, в которых речь идет о характере развития и измене­ниях в государственном управ­лении в XX столетии.

Во введении главная особен­ность истории государственно­сти в России обозначена как «последовательная смена ре­форм и контрреформ» (с.4). Од­нако весь материал учебника свидетельствует, что здесь нет общей закономерности, это ха­рактерная черта лишь отдель­ных периодов. Но формулиров­ка заставляет задуматься. Лю­бая реформа осуществляется в интересах текущего момента, а не в расчете на будущие поко­ления. И результативность ре­формы — это не итог разовой операции, а совокупность ряда мероприятий, протяженных во времени настолько, насколько необходимо усвоение каждого из них, чтобы дать основание для проведения каждого после­дующего. Что-то получается, что-то оказывается неудачным и требует корректировки. Но не всегда и не обязательно отрица­ния. Любая реформа — это на­зревшая необходимость про­шлого, становящаяся настоя­тельной потребностью настоя­щего. Но не будущего, которое отстаивает задачи уже своего текущего момента, двигаясь вперед, а не возвращаясь назад.

Но это частность. В целом, основная задача — последова­тельно полное изложение и яс­ная характеристика систем и образа государственного уп­равления в России успешно ре­шена на достойном научном уровне, и осуществлено это в емких и доступных формах. Главное — новый учебник за­ставляет читателя задуматься и сопоставить явления во вре­мени, что для нынешнего чиновника государственной службы приобретает первосте­пенное значение.

Written by admin

Март 26th, 2016 | 2:27 пп