Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов



Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

Сила размножения уменьшается, восходя по своей эмоциональной лестнице

Что понимает В. Соловьев под своим определением любви, как «влечением одухотворенного существа к другому для соединения с ним…»? Он сразу устраняет ненужные заблуждения относительно смысла половой любви, как продолжения рода. В. Соловьев характеризует половую любовь и в животном мире, и в человеческом как высший расцвет индивидуальной жизни. Уже в животном мире половое влечение не является только лишь средством воспроизведения потомства, а служит для улучшения породы. Известно также, что сила размножения уменьшается, восходя по своей эмоциональной лестнице, а половое влечение увеличивается, достигая самых сложных форм у человека. «Внизу огромная сила размножения при полном отсутствии чего-нибудь похожего на половую любовь (за отсутствием самого деления на полы); даже, у более совершенных организмов появляется половая дифференциация и соответственно есть некоторое половое влечение — сначала крайне слабое, затем оно постепенно увеличивается на дальнейших ступенях органического развития (то есть в прямом отношении к совершенству организации и в обратном отношении к силе размножения), пока, наконец, на самом верху — у человека — является возможной сильнейшая половая любовь, даже с полным исключением размножения».1

В. Соловьев характеризует половую любовь у человека как расцвет и напряжение индивидуальной жизни. Он, как и Н. Бердяев считал, что любовь родовая дробит индивидуальность, а истинная любовь всегда лична. Он критиковал в связи с этим А. Шопенгауэра, который видел весь смысл любви в рождении потомства, целесообразности деторождения. По В. Соловьеву, любовь не является только средством продолжения рода человеческого, она имеет собственную безотносительную ценность для нашей личной жизни «и положительное значение должно корениться в индивидуальной жизни».2 Итак, по В. Соловьеву, половая любовь в человеческом мире носит не родовой, а индивидуальный характер.

В человеке индивидуальность имеет самостоятельное значение. Это объясняется тем, что в отличие от животных, человек наделен чувством собственного достоинства. Низшие существа не могут подняться выше своего частичного существования, «они находят себя только в своей особенности в отдельности от всего, следовательно вне истины». Вначале человек живет ложной эгоистической жизнью, а чтобы эгоизм был побежден, внутренним существом человека должна овладеть истина. Она должна явиться как живая внутренняя сила. Этой силой, по В. Соловьеву, является любовь. Какие же условия необходимы, чтобы любовь, как живая сила овладела человеком,… упразднила эгоизм? Любовь у В. Соловьева — «больше, чем разумное сознание» — это особенная черта в философской характеристики любви, — и только благодаря этому «человек может различать самого себя, т.е. свою истинную индивидуальность, от своего эгоизма». То есть  в  антиномии  между  любовью   и  эгоизмом,  между  «Я»   и   «Мы», преобладает любовь. Исходя из этого видно, что любовь у В. Соловьева носит не беспорядочный характер, она оформлена, она разумна.

Written by admin

Сентябрь 12th, 2011 | 12:46 пп