Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов

Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

Парадигма (культура организации)

Парадигма (культура организации) — это набор понятий, ценностей, восприятий, методов работы, разделяемых компанией. Эта совокупность идей и убеждений действует как фильтр. Откуда возникает парадигма? Она не может быть навязана топ-менеджерами или изобретена консультантом, хотя она может быть ими предложена. Парадигма — это результат ежедневных многочисленных взаимодействий людей внутри компании. Если нужно изменить компанию, то нужно, чтобы парадигма изменилась на «клеточном уровне», т.е. речь идет не о декларации новой парадигмы, а об изменении ежедневных, обиходных ценностей и смыслов у сотрудников фирмы.

В быстроменяющемся окружении с большой степенью неопределенности многие малые эксперименты более эффективны, чем скрупулезное планирование. Хорош метод проб и ошибок: попробуй новую идею и посмотри, как она работает. В зависимости от результатов продолжай работать с ней или попробуй новую идею. Творческий и инновационный поиск более успешен в организациях, которые допускают ошибки и неудачи как естественную часть процесса обучения (самоорганизации).

Стоит учесть, однако, что самоорганизация возникает самопроизвольно, не может быть направлена, но на нее можно влиять. Утверждение видения (миссии) организации — вариант хорошего начала процесса самоорганизации. Видение может быть придумано и топ-менеджментом, но чем больше людей вовлечено в его создание, тем лучше для самоорганизации.

Потенциал теории самоорганизации воистину огромен. Однако воспользоваться этим потенциалом непросто. Сегодня даже лидер с прогрессивными взглядами оказывается перед сложной дилеммой: либо держать власть в своих руках, отказываясь от силы самоорганизации, либо делегировать власть другим участникам, собственноручно отрекаясь от многих властных полномочий. Это уже не вопрос теории и практики, а вопрос выбора, требующий серьезного мировоззренческого осмысления.

Консультационные фирмы, строящие свою деятельность в рамках новой синергетической парадигмы управления, не ставят перед собой задачу перечеркнуть достижения традиционного менеджмента. Их задача — расширить поле видимости, дать возможность увидеть новые альтернативы, которые были спрятаны за стенами классического подхода.  Отсюда и другая, отличная от традиционной , роль консультанта, который не вселяет уверенность  «  Верьте мне. Я — опытный консультант. Мои рекомендации приведут к ожидаемым результатам », а готовит к самостоятельной работе со сложными системами, не скрывая, что исход изменений предсказать невозможно. Это не набор методик наподобие управления тотальным качеством (TQM), реинженеринга (re-engineering) или системы сбалансированных показателей (Balanced Score Сard). Задача формулируется иначе: не «что нужно сделать», а «какими нужно стать». Речь идет о внутреннем механизме работы компании, который нельзя создать, исправить или перенять в одночасье, а который нужно вырастить, как живую систему. В основе подхода лежит понимание, что живые системы нельзя комплектовать, собирать как кубики, их нужно выращивать. Все начинается с малого.

Маленький организм растет, формируя себя, и то, каким он станет, зависит от взаимодействий, которые закладываются внутри системы в период роста. Не только трудно, но и невозможно знать заранее, как должны взаимодействовать между собой мириады компонентов сложной системы, чтобы функционировать согласованно. Ключ к созданию организации заключается в осознании того, что это не может быть строго контролируемый отдельный акт творения, а скорее эволюция, путь к желаемому результату.

Принципиальное отличие социальных систем от природных состоит, прежде всего, в том, что в них самоорганизация сочетается с организацией, поскольку в обществе действуют люди, одаренные сознанием, ставящие себе определенные цели, руководствующиеся мотивами своего поведения и ценностными ориентирами. Поэтому взаимодействие самоорганизации и организации, случайного и необходимого, субъективного и объективного составляет основу развития социальных систем.

Ярким примером осуществления процесса самоорганизации в обществе является механизм, посредством которого поддерживается соответствие между спросом и предложением, производством и потреблением в рыночной экономике. Рынок в данном случае можно рассматривать, как самоорганизующуюся сложную систему. На свободном рынке цены регулируются при помощи кибернетического принципа самоорганизующихся систем – отрицательной обратной связи. Когда система отклоняется от равновесного положения, органы управления этой системы возвращают ее в исходное состояние. Таким образом, поддерживается гомеостаз системы – ее относительная динамическая устойчивость..

Каждый человек как личность переживает синергетические процессы в течение всей своей жизни. Первые, еще неосознаваемые им кризисы сопровождают процесс его первичной социализации, формирования «ядра» личности. В дальнейшем наиболее заметные перестройки его отношений с окружающим миром происходят в переходах от детства к отрочеству, от отрочества к юности, от юности к молодости, в процессе взросления, а затем и старения. Развитие мыслительной деятельности, накопление знаний, опыта, умений, изменения статуса, непрерывные взаимодействия с другими людьми, каждый случай принятия решения, и многие другие процессы жизнедеятельности сопряжены с непрерывной самоорганизацией социальной жизни индивида.

Формирование множества социальных групп и их трансформации – все это самоорганизующиеся социальные процессы. Жизнь семьи – постоянное становление взаимоотношений супругов, родителей и детей, членов семьи с родственниками, изменения дружеских семейных связей и т.д. – так же непрерывный процесс социальной самоорганизации.

Образование учреждений и предприятий, зарождение и банкротство и преобразование коммерческих структур, процессы рыночных отношений, социальные движения, борьба за обретение власти и ее сохранение, изменения социальных стратификационных структур, смена поколений и т.д. – все это только фрагменты необозримого поля социальной самоорганизации.

Таким образом, социальная самоорганизация относится к объективным явлениям: вся социальная жизнь соткана из переходов, кризисов, катастроф и других  существенно неравновесных состояний и процессов, в которых развивается человеческая природа. А равновесное состояние в социальных системах – это только короткие остановки в стремительном беге времени. И чем стремительнее этот бег, тем короче остановки.

Теория социальной самоорганизации в настоящее время является методологическим фундаментом социально-организационного управления, управления рисками и кризисами, ситуационно-стратегического управления, управления динамичным социальным развитием.

Долгое время основной формой организации социально-экономической, политической и духовной жизни общества было государство. Вторая половина ХХ в. стала периодом возникновения и эволюции региональных интеграционных процессов – новой тенденции мирового развития. Она характеризуется становлением специфических форм организации межгосударственных отношений, которые дают странам-участницам возможность совместными усилиями решать большую часть стоящих перед ними проблем. В то же время, в рамках государств усиливались процессы регионализации и возрастала роль общественных организаций.

Значение теории социальной самоорганизации для современного российского общества обусловлено нелинейным характером его развития в меняющихся условиях. Согласно современным трактовкам, государство является одной из форм самоорганизации общества. Ускорение темпов и рост многообразия форм общественного развития привели к переосмыслению традиционных методов социального управления, в том числе государственного. Российское общество (социальные группы, индивиды) стоит перед необходимостью поиска способов позитивного жизнеустройства в стремительно меняющемся мире.

Особенно остро эта необходимость ощущается на региональном и муниципальном уровнях. Одна из проблем современного российского общества заключается в недостаточной развитости форм самоорганизации населения на локальном уровне в целях решения проблем местных сообществ или социально уязвимых групп, что связано с гражданской пассивностью части населения, недостаточной информационно-правовой грамотностью, традициями патернализма. В то же время, мы наблюдаем рост числа и организационного уровня общественных движений деструктивной, протестной направленности (к примеру, экстремистской).

Анализ общественного развития с позиции теории самоорганизации актуализирует стимулирование гражданской активности населения. Оптимальным для России направлением сингрессии может стать развитие структур гражданского общества.  

Таким образом, на современном этапе развития российского общества теория социальной самоорганизации востребована в качестве методологического фундамента социального управления в динамично меняющихся условиях.

Одно из  особенностей экономических и политических преобразований в России с конца 80-х годов XX века явилось то, что население не рассматривалось руководством страны как базовый ресурс для достижения политической и экономической стабилизации и как активный участник перемен. В значительной степени это стало причиной неудачи реформ. Большинству россиян утраченную уверенность в завтрашнем дне, потерю социального статуса и сбережений вдруг обретенные свободы не компенсировали. Не умея воспользоваться ими, подавляющая часть граждан, привыкших к тотальной государственной опеке, ощутила «социальную заброшенность» и потребность в поддержке со стороны государства.

Однако активное меньшинство граждан все же сумело проявить себя в новых условиях. Наиболее предприимчивые обратились к бизнесу, политике, пополнив корпус государственных чиновников. Кроме того, выявились деятельные граждане с задатками лидеров и «социальных реформаторов», проявляющие инициативы некоммерческие, во благо общества.

Эти люди и инициативы сформировали особое пространство, называемое некоммерческим (негосударственным), или третьим сектором (в отличие от первого – государственного и от второго – бизнес-сектора), где получили возможность реализовывать амбиции люди, чье призвание – общественная деятельность. Среди лидеров сектора немало тех, кому пришлось оставить прежнюю работу из-за сокращений и неплатежей, и тех, кто из-за обострения социально-экономических проблем были вынуждены заполнять образовавшийся в системе социальной защиты вакуум. Именно здесь, в этой сфере получили наибольшее распространение гражданские инициативы, для которых характерны приверженность демократическим идеям, осознание неразрывности понятий «право» и «ответственность» и умение использовать полученные права и свободы для изменения собственной жизни и достижения общественно значимых целей. Почему третий сектор? В странах, где признается частная собственность, и существует или формируется рыночная экономика, все множество юридических лиц принято подразделять на три сектора. Первый сектор объединяет государственные и муниципальные организации, то есть организации, имущество которых находится в государственной или муниципальной собственности. Второй сектор – частные коммерческие организации, то есть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, и имущество которых не находится в государственной или муниципальной собственности. Третий сектор – частные некоммерческие организации. Первым отличительным признаком этих организаций является то, что они не имеют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяют полученную прибыль среди своих участников. Второй отличительный признак – имущество этих организаций не находится в государственной или муниципальной собственности. Эти три сектора называют соответственно Государственным, Коммерческим и Негосударственным некоммерческим. Следует иметь в виду, что российское законодательство делит все множество юридических лиц на два больших класса: коммерческие и некоммерческие организации. Среди тех и других могут быть государственные, муниципальные и частные. То есть, множество коммерческих организаций шире, чем Второй сектор, а множество некоммерческих организаций – соответственно шире, чем Третий сектор.

Негосударственные некоммерческие организации (далее в тексте – НКО) и, в том числе, общественные объединения служат посредником между государством и населением, выводя принятие управленческих решений за узкие рамки политической элиты, организуя публичный диалог по ключевым вопросам развития страны, расширяя самоуправление, утверждая активную гражданственность и ответственность людей за собственные судьбы и судьбу России в целом.

Деятельность третьего сектора (НКО) сокращает разрыв между властью и обществом, снижает социальную напряженность, смягчает протестный потенциал населения. Благодаря приобретенному в последние десятилетия опыту самоорганизации и профессионализму отечественные гражданские объединения являют собой не только значительный кадровый, но и интеллектуальный ресурс для выработки государственной политики в самых разных сферах и принятия управленческих решений. Это особенно важно при сегодняшней номенклатурной стагнации.

В настоящий момент НКО представляют собой довольно широкий институт. По официальным данным Министерства юстиции, в России зарегистрировано больше 350 тысяч некоммерческих организаций. 70 тысяч из них активно работают. Особенностью российских НКО можно считать то, что не все реально действующие организации зарегистрированы. Сейчас появляются «серьезно работающие организации, которые способны не только предлагать проекты», но и самостоятельно реализовывать их. При этом привлекаются не только (и не столько) государственные деньги, но и внебюджетные средства.

«Реальные НКО возникают только тогда, когда есть проблема. Вот есть проблема, они ее и решают. Если нет проблемы, то зачем нам это делать. Поэтому социальные задачи обязательно декларируются, то есть, они (НКО) возникают действительно с хорошим каким-то заделом. По тому, какие НКО появляются, можно судить об остроте и наличии проблем в обществе. Если вы будете анализировать ситуацию, вдруг появляется масса женских организаций. Спрашивается – в чем дело? А очень просто: это термометр, который показывает, что здесь что-то неблагополучно. Появляется масса детских организаций – значит, что-то неблагополучно с детьми»

В условиях нарастания в обществе социальных проблем, связанных с состоянием семьи и детей, инновационная роль негосударственных организаций проявилась в быстром реагировании и предложении новых видов социальных услуг, часто с отработанной методикой и практикой их предоставления. Потребность в разработанных стандартах качества социальных услуг со стороны негосударственных организаций тем больше, чем более серьезную и квалифицированную деятельность они ведут. Некоторые такие организации располагают собственными внутренними разработками нормативов качества, чаще всего по отдельным видам услуг. Пакет внутренних стандартов на все виды оказываемых услуг есть только у единичных НКО – лидеров в своей области.  Программы по поддержке молодых семей, повышению демографии являются приоритетными на сегодняшний день, как на федеральном, так и на региональном уровнях. Между тем, мероприятий нацеленных на пропаганду семейных ценностей, поддержке статуса семьи в общественном сознании явно недостаточно.

Очевидно, что общественная активность россиян не достигла еще своих пределов и имеет значительный потенциал роста во взаимопомощи, благотворительности, добровольчестве, вовлечении в деятельность НКО и гражданские инициативы. Развитие активности зависит от многих факторов, которые мы подробно изучаем в ходе других наших исследований, когда эмпирическими объектами выступают руководители некоммерческих организаций, активисты НКО и гражданских инициатив, должностные лица органов местного самоуправления и муниципальные служащие, от которых зависит формирование местной политики в области под-держки и развития общественных инициатив.

На сегодняшний день институт НКО в России достаточно развит. Именно сейчас НКО переходят на новый качественный уровень, идя на активное взаимодействие с местной властью, объединяясь для более конструктивной работы. Наиболее активно представители НКО взаимодействуют с местными властями, особенно с отделами, занимающимися социальными проблемами. Лидеры НКО отмечают прогресс во взаимодействии с местной властью – власть начала считаться с общественными организациями, охотнее идет на сотрудничество.  Сейчас происходит процесс установления горизонтальных связей между НКО, работающими над сходными проблемами. Результатом интеграции стали ресурсные центры, позволяющие координировать деятельность таких организаций.

В своей конкретной деятельности НКО направляют свою энергию на решение наиболее острых социальных проблем(институт детства и материнства, брака и семьи. Наркоситуация в стране и работа с проблемной молодёжью.)Решение проблемы «снизу» может быть осуществлено быстрее и эффективнее, чем «сверху».

Если называть вещи своими именами, то создание негосударственных некоммерческих организаций, по своей сути ,и должно являться проявлением позиции гражданской ответственности.

За последние десятилетия негосударственный некоммерческий сектор стал значимой силой в глобальной экономике. По данным на конец 1990-х годов его суммарный вклад, определенный на основе данных национальной статистики 35 стран Европы, Азии, Северной Америки, Латинской Америки, Ближнего Востока и Африки, составляет 1,3 трлн. долларов, или 5,1% ВВП этих стран. Наглядно роль НКО в глобальной экономике иллюстрируют следующие оценки:   – некоммерческий сектор – седьмая крупнейшая  экономика в мире, идущая сразу за Великобританией и Францией и опережающая Италию, Бразилию, Россию, Испанию и Канаду;

Некоммерческий сектор – один из крупнейших работодателей, а также действенный механизм мобилизации общественных ресурсов. В деятельности НКО участвуют 39,5 млн. человек. Это 4,4%, или каждый двадцатый в экономически активном населении. Из них 22,7 млн. человек, или 57% работают на условиях оплачиваемой занятости, а 18,8 млн. чел., или 43% – волонтеры. Высокий уровень добровольного труда в деятельности НКО доказывает, что эти организации способны привлечь к реализации социально значимой деятельности огромный общественный потенциал.

Некоммерческий сектор вносит прямые и косвенные вклады в глобальную экономику. Прямые вклады связаны с тем, что некоммерческий сектор – это сфера, обеспечивающая занятость и самозанятость населения. С точки зрения занятости по своим функциям некоммерческий сектор во многом схож с малым бизнесом, однако он дополнительно обеспечивает социально-психологическую поддержку своих сотрудников и добровольцев, более активен в вовлечении в экономическую деятельность социально уязвимой части населения (инвалиды, родители детей-инвалидов, безработные женщины старших возрастов и т.п.). НКО покупают и производят товары и услуги, необходимые для их деятельности, стимулируя тем самым совокупный спрос и увеличивая совокупное предложение. При этом НКО работают в нишах, которые при естественном положении дел на свободном и конкурентном рынке не заинтересовали бы коммерческий сектор, поскольку дают слишком маленькие нормы прибыли

В странах, где признаётся частная собственность, и существует или формируется рыночная экономика, всё множество юридических лиц принято подразделять на три сектора.

Первый сектор объединяет государственные и муниципальные организации, то есть организации, имущество которых находится в государственной или муниципальной собственности. Второй сектор – частные коммерческие организации, то есть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, и имущество которых не находится в государственной или муниципальной собственности. Третий сектор – частные некоммерческие организации. Первым отличительным признаком этих организаций является то, что они не имеют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяют полученную прибыль среди своих участников. Второй отличительный признак – имущество этих организаций не находится в государственной или муниципальной собственности. Нередко эти сектора называются соответственно Государственным, Коммерческим и Некоммерческим.

Некоммерческие организации могут существовать в разных организационно-правовых формах. Это может быть потребительский кооператив, общественная или религиозная организация (объединение), фонд, учреждение, автономная некоммерческая организация и другие. В свою очередь учреждения могут быть государственными, муниципальными и частными. Государственные и муниципальные учреждения относятся к Первому из выделенных выше секторов. А вот частные учреждения, то есть учреждения, имущество которых не находится в государственной или муниципальной собственности, а принадлежит гражданам и юридическим лицам ,и другие формы некоммерческих организаций составляют Третий сектор.

Если рассматривать всё общество в свете его деления на юридические и физические лица, можно сделать следующий вывод:  практическое  полномаштабное деление  общества на три сектора (Государственный, Коммерческий и Некоммерческий) не возможно в силу того, что не каждого члена общества можно охарактеризовать как адепта, имеющего  социальную принадлежность к тому или иному сектору.

В определенной степени развитию гражданского общества и его институтов в стране способствует деятельность государства по созданию соответствующих политических, правовых и иных условий для осуществления этого процесса. Для понимания сущности гражданского общества следует иметь в виду и тот постулат И.Канта, согласно которому общественное в человеке не может и не должно убивать или стеснять его природный индивидуализм, личностный интерес, до которого государству, если индивид не преступает закона, нет дела вообще. Ибо именно конкуренцией личных интересов движутся и саморазвитие личности, и прогресс общества. Когда каждый сам для себя приобретает имущество, потребляет и производит, он вместе с тем производит и для потребления других, и, таким образом, приобретается возможность всеобщего обеспечения средствами существования.

Изучая вопрос институтов гражданского общества в России, не следует отбрасывать все положительное, что выработало человечество за довольно продолжительный период построения гражданского общества в других странах мира. Во многих высокоразвитых странах существуют полноценные гражданские общества,  вернее будет сказать, эти страны достигли такого уровня развития благодаря сформировавшемуся гражданскому обществу, которое вывело их на путь общественного прогресса. Граждане этих стран знают и желают использовать свои права и выполнять свои обязанности, обладают достаточной правовой культурой. От активности, правосознания, самоорганизации гражданского общества во многом зависят показатели уровня жизни в целом. Наконец, важной причиной сохранения потенциала гражданского общества послужило такое его качество, как самоорганизация. Следовательно, вывод напрашивается сам собой: механизмы взаимодействия институтов гражданского общества создаются самим обществом, которое, в свою очередь, движимо эволюционным прогрессом человечества.

Written by admin

Март 21st, 2016 | 2:41 пп