Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов

Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

Недостаток платоновского эроса

В чем схожесть и различие платоновского эроса и соловьевской его интерпретации? У обоих эрос характеризуется схожими чертами: эрос есть духовная творческая сила, возможность осуществления духовно-творческого единства в реальной человеческой жизни, это неразделимость эроса с красотой и то, что эрос имеет в своем основании человеческое лицо, что он — понятие онтологическое.

Однако у В. Соловьева эрос выступает, во-первых, как возможность обретения бессмертия, во-вторых, как посредник между относительным миром и миром абсолютным и, в-третьих, как творческая, практическая сила.

В. Соловьев сам указывал на недостаток платоновского эроса, имея в виду, то, что он практически не может быть реализован из-за своей созерцательности и сугубой теоретичности. Он пишет: «Платонов эрос… не соединил неба с землею и преисподнею, не построил между ними никакого действительного моста, и равнодушно упорхнул с пустыми руками в мир идеальных умозрений».1 Для В. Соловьева эрос должен обладать не теоретически-созерцательным, а практическим характером, связан с конечной задачей истории, поэтому он и ставит задачу роста любви как системного качества, равного всеединству.

Впрочем, проблема эроса и у Платона, и у В. Соловьева вписывается в проблему духовного. У Платона эрос — духовный (от тел и душ любовь переходит в пространство духа). Духовное выступает объединяющим моментом всеединства В. Соловьева. В своем учении о любви В. Соловьев как бы хочет «досказать речь Диотимы из «Пира» и доказать, что совершенная половая человеческая любовь способна восстановить целостность мира и человека и ввести человечество в бессмертие. Это и есть основа соловьевского учения о любви. Он убежден, что любовь еще никогда не была реализована по-настоящему. А если суметь справиться с этой задачей, то можно реализовать основную свою задачу — установления Царства Божия на земле.

Как В. Соловьев пытается решить эту задачу?

В статье «Любовь», помещенной в словаре Брокгауза и Эфрона он определяет любовь как «влечение одушевленного существа к другому для соединения с ним и взаимного восполнения жизни».2 Из обоюдности отношений он выделяет три вида любви, это: любовь нисходящая, которая больше дает, чем получает. Это любовь родительская, основана на жалости, сострадании, заботе о младших, о слабых. Второй вид — любовь восходящая, которая больше получает, чем дает. Это любовь детей к родителям, основанная на чувстве благодарности. И третий вид — любовь половая, в которой то и другое уравновешено. Эта любовь остается наисильнейшим выражением самоутверждения и самоотрицания, в ней достигается вся полнота жизненной взаимности.

В. Соловьев подчеркивает, что все три вида любви имеют место уже в царстве животном. В человеческом мире они проявляются в новом, постоянно углубляющемся звучании. Любовь нисходящая становится основанием образования государственности. Любовь восходящая становится корнем всего религиозного развития человечества, она рождает представления о духовных ценностях. Половая любовь, по В. Соловьеву, становится символом идеального отношения между личным началом и общественным целым.1

Written by admin

Сентябрь 12th, 2011 | 12:45 пп