Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов

Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

Институциональные условия стратегии экономического роста России. Проблема самоорганизации

Основной экономической задачей развития России в ближайшие годы является необходимость формирования устойчиво высоких темпов роста российской экономики. Помимо макроэкономической составляющей, четко обозначенной Президентом России В. Путиным, перед правительством существует необходимость осмыслить институциональные условия высоких темпов экономического роста и построить эффективную конструкцию общественного устройства.

«Является ли политическая система в ее нынешнем виде инструментом реального народовластия и насколько продуктивен диалог власти и общества? Но все же наше общественное устройство пока далеко от совершенства. И надо признать: мы в самом начале пути… Без зрелого гражданского общества – невозможно эффективное решение насущных проблем людей. Качество их повседневной жизни прямо зависит от качества общественно- политической системы… »[1]

Реально формирование институциональных условий экономического роста России сводится к созданию эффективной конструкции общественного устройства, содержащей механизм общественной самоорганизации, позволяющей осуществить диалог власти и общества.

Самоорганизация общественной системы

С позиции синергетики, самоорганизация в экономике – это процесс формирования новых, более эффективных форм использования ограниченных ресурсов на макро и микроуровне с целью поддержания социальной устойчивости социума – гомеостаза.

По Пригожину, самоорганизация – это самопроизвольно возникающий процесс в состояниях далеких от равновесия, который приводит к созданию новой, квазиустойчивой структуры диссипативной открытой системы.

Исследования Шумпетера показывают, что самоорганизация в общественной системе – это групповое взаимодействие людей в процессе создания и реализации новых, более эффективных форм использования редких ресурсов с целью получения избыточных доходов. В результате такого взаимодействия в условиях кризиса и застоя, которое происходит нарастающим трендом в масштабе всей общественной системы, происходит скачкообразный рост экономической эффективности и система переходит в новое состояние равновесия, то есть выходит из кризиса и переходит вначале в состояние депрессии, затем в состояние устойчивого экономического роста.

C системной позиции развитие – это процесс увеличения количества организации системы (увеличение ее порядка) посредством генерирования и введения в систему информации, уменьшающей степень ее дезорганизации – увеличивающей экономическую эффективность. Такое введение информации – это управленческие акты – реализация макроэкономической политики текущего состояния.

Процесс генерирования и введения информации есть процесс самоорганизации, то есть процесс, результатом которого является изменение– увеличение степени организации общественной системы, ее эффективности.

Генерирование и введение управленческой информации – реализация управленческого процесса возможна благодаря наличию у общественной системы еще двух системных свойств: самоотображения и обратных связей.

Самоотображение и обратные связи общественной системы выражены ее политической системой. Самоотображение общественной системы, реализуемое через сознание и память индивидуумов в обществе и в концентрированном виде в парламенте (думе) (через сознание и память членов парламента (думы) – избранных обществом) обладает свойством запоминать информацию о прошедших состояниях общественной системы, извлекать информацию о текущем состоянии, анализировать его и принимать необходимые управленческие на макроуровне (для общества) решения, то есть – генерировать информацию, необходимую для увеличения порядка системы – уровня ее развития. Обратные связи общественной системы, выраженные в отношениях избиратель – депутат – произведенный законодательный акт – управленческое решение – избиратель, позволяют реализовать весь процесс генерирования информации и ее введение в систему, то есть самоуправление, изменяющее порядок организации системы – самоорганизацию.

Самоорганизация экономической системы. Самоорганизация экономической системы имеет два дополняющих друг друга масштаба: микро и макроуровень.

На микроуровне – это «невидимая рука» Адама Смита – сам процесс обмена благами. По Смиту, каждый индивидуум организует процесс обмена наилучшим для себя образом и таким образом достигается общественная эффективность в масштабах общества. Также это – конкуренция за право обладать редкими ресурсами для производства, что оптимизирует распределение и расход ограниченных ресурсов для производства благ в условиях неограниченного их потребления. Государство как экономический агент, участвует и в первом процессе, и во втором. Эти элементы составляют самоорганизацию экономической системы первого вида.

На макроуровне – изменение правил экономической игры в масштабах всего общества [1]- изменения направленности и содержания макроэкономической политики. Это самоорганизация экономической системы второго вида.

Самоорганизация политической системы. Самоорганизация политической системы также имеет два дополняющих друг друга вида: микро и макроуровень.

Микроуровень – это конкурентная борьба между партиями за голоса электората в процессе выборов, выраженная торговлей между отдельной партией и электоратом. Каждая партия стремится привлечь наибольшее количество голосов и предлагает за голоса более выгодные экономические условия будущего управления обществом, чем партия-конкурент. Это самоорганизация политической системы первого вида.

Макроуровень – это смена партии власти и, вместе с ней, экономической политики бесконфликтным путем. Это самоорганизация политической системы второго вида.


[1] Например, изменение налогового законодательства; введение льгот в некоторые сектора экономики; импортозамещающая политика и т.д.

 

Самоорганизация политической системы выражается в самоподдерживающем процессе выработки процедур и правил политической «игры», в результате реализации которого достигается общественное согласие в выборе экономической политики. Происходит формирование и реализация макроэкономической политики, дополнение и  изменение правил «экономической игры» бесконфликтным путем. Известно, что обществом на определенном интервале его развития (период времени правления партии власти) передаются права регулирования экономического состояния государству, и оно, в лице исполнительной власти – правительства (или администрации президента в зависимости от типа общественного устройства) правовыми актами вмешивается в экономическую жизнь. Таким образом, главная организационная функция политической системы– ограничивать функциональные возможности государства как экономического и политического агента путем легитимного давления со стороны оппозиционно настроенной части электората. Самоорганизация политической системы третьего вида – это смена типа политического устройства. Например, смена однопартийной политической системы СССР с автаркической системой управления обществом на многопартийную в России и других новых независимых государствах с формированием институтов реализации принципа общественного согласия (двухпалатный парламент и т.д.).

Самоорганизация общественной системы. Самоорганизация общественной системы включает в себя самоорганизацию и экономической, и политической систем обоих видов.

В конституции общества закреплены конкуренция в экономической и политической сферах – самоорганизация на микроуровне и возможность изменения правил экономической и политической игры – самоорганизация на макроуровне.

Самоорганизация общественной системы – это процесс поддержания равновесного состояния экономической подсистемы путем регулирования правил «экономической игры» посредством системы политической – в условиях свободной конкуренции в экономической и политической сферах. Механизм самоорганизации общественной системы – это механизм генерирования и введения в систему управленческой информации, которая направлена на повышение степени организованности, поддержание равновесного состояния всей системы в условиях давления окружающей среды – положительного тренда роста населения и ВВП и редкости ресурсов.

Самоорганизация общественной системы – это непрерывный процесс увеличения экономической эффективности путем выработки и реализации оптимальной макроэкономической политики, в результате которой регулируется и поддерживается максимально возможное равновесное состояние экономической системы при наличии равновесной политической системы, позволяющей вырабатывать и реализовывать наиболее эффективные макроэкономические управленческие решения.

Самоорганизация второго вида реализуется:

  • в условиях экономического роста и  рецессии – поправками правовой системы, которые дополняют и корректируют, регулируют текущую макроэкономическую политику.
  • в условиях экономического кризиса – изменением направленности экономической политики бесконфликтным путем.

Таким образом, наличие самоорганизации II-го вида является необходимым условием перехода общественной системы из состояния кризиса в состояние экономического роста.

Механизм самоорганизации общественной системы. Процесс развития системы есть смена ее динамических равновесных состояний при переходе от одного максимально равновесного состояния к другому. Каждое состояние характеризуется структурно – организацией связей и количественно – эффективностью. Таким образом, в процессе развития общественной системы происходит смена ее организации. Смена организаций, адаптирующих систему к изменяющимся условиям среды, происходит посредством самоуправления через политическую систему, так как  рядовым агентом и экономической, и политической систем является человек и его кооперативные объединения. Таким образом, в процессе саморегулирования, адаптации к изменяющимся условиям среды происходит смена организаций общественной системы, то есть – самоорганизация.

Самоорганизация общественной системы имеет несколько видов. Механизм самоорганизации общественной системы первого вида выражается конкурентной борьбой в экономической и политической сферах. Конкурентной борьбой между агентами за редкие ресурсы и блага в экономической системе, и конкурентной борьбой между партиями за голоса электората в политической системе.

Механизм самоорганизации второго вида выражается сменой «правил игры» в политической и экономической подсистемах.

Механизм самоорганизации третьего вида выражается сменой общественно-политического устройства общества конфликтным либо бесконфликтным путем в условиях институционально-экономического кризиса – трансформации.

Самоорганизация третьего вида реализуется только в условиях трансформации.  За пределами устойчивости равновесия системы – в крайне неравновесном состоянии.

Принципиальная разница между третьим видом самоорганизации и первыми двумя заключается в том, что результатом действия механизма самоорганизации третьего вида является повышение общего коэффициента самоорганизации всей общественной системы.

Выводы.

  • Самоорганизация – это инструмент эволюционного развития, сложных естественных систем, реализующий целеполагание, стремление к гомеостазу, к сохранению жизнедеятельности социума, который в своем крайнем выражении проявляется как трансформация.
  • Период трансформации, в 90-ые годы в истории всех стран бывшего СССР – это этап в эволюционном развитии общественной системы, в котором последняя находится в состоянии далеком от равновесия и где происходит трансформационная самоорганизующаяся перестройка как политической, так и экономической системы – изменяется коэффициент самоорганизации всей системы. Трансформация – это внешнее проявление самоорганизации III-го вида.
  • Самоорганизующаяся перестройка происходит под действием механизма самоорганизации, основанного на движении электоратного большинства, которое является “игроком”, ограничивающим деятельность другого игрока – государства, которое формирует и изменяет текущую макроэкономическую политику.  В пределах границ социальной устойчивости в условиях экономического  кризиса самоорганизация реализуется быстрой сменой макроэкономической политики под воздействием электоратного большинства и трендовым процессом кластерного формирования новых комбинаций использования ограниченных ресурсов. За пределами социальной устойчивости, когда экономический кризис становится институционально-экономическим, то есть, происходит трансформация институтов общества, как базовое условие его дальнейшего развития, самоорганизация реализуется через действия электората, направленные на создание новых институтов, либо изменение существующих. Которые, в свою очередь, позволяют создавать новые комбинации ограниченных ресурсов в масштабе экономики.
  • Механизм самоорганизации общественной системы, основанный на принципе перемещения электоратного большинства наиболее эффективно функционирует в двухпартийной политической системе. Поэтому, основной целью политики переходного периода является создание не только эффективной экономической системы, но и эффективной политической системы, которые, взаимодействуя между собой, формируют эффективное общественное устройство, способное выйти из состояния системного, циклического кризиса в наиболее короткие сроки, то есть обладающие высоким коэффициентом самоорганизации.
  • Механизм самоорганизации общественного устройства второго вида, заложенный в механизме взаимодействия политической и экономической систем на основе двухпартийной политической системы является необходимым условием достижения оптимального равновесного состояния национальной экономики, так как позволяет формировать и реализовывать эффективную макроэкономическую политику на длительном интервале времени и достигать высоких темпов экономического роста, что в свою очередь выводит систему из состояния кризиса в состояние депрессии и экономического роста.
  • Эффективное общественное устройство – это устройство, где достигается  эффективность и в политической, и в экономической системах. Достижение экономического роста – это достижение состояния максимального динамического экономического равновесия. Но экономического равновесия не может быть без равновесия политического. Кроме правил игры, формирующих и реализующих экономическую политику, существует правило минимума диссипации ресурсов системы – правило эффективного распределения ограниченных ресурсов для производства и ограниченных благ для потребления. Таким образом, Парето- эффективность в экономической системе достигается благодаря условиям, заложенным в системе политической. Если в последней нет условий для формирования эффективной макроэкономической политики, то и не существует возможности достижения максимальной экономической эффективности, то есть, состояния экономического роста.
  • В реальных условиях российской общественной системы макроэкономическую политику формирует и реализует самый “весомый” игрок – государство. Ему же достается основное количество национальных ресурсов, которые могли бы более эффективно использоваться другими “игроками” экономической системы. Отсюда невозможность достижения состояния общей Парето- эффективности национальной экономики, так как экспансия государства в сферу экономики, и его возможности как “игрока” экономической системы институционально не ограничены. Такая система имеет низкий коэффициент самоорганизации, что предопределяет низкие темпы экономического роста и значительное отставание в уровне развития от более демократических общественных систем на длительном интервале времени.
  • Для обеспечения высоких темпов роста российской экономики требуется реализовать задачу построения эффективной общественной системы, что подразумевает формирование институтов электоратного большинства, через втягивание граждан в общественную, политическую активность и легитимной, конституционно закрепленной оппозиции.

Литература:

1.Послание Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации.- www.president.kremlin.ru – официальное Интернет-представительство Президента России. – май, 2004.

2.Адам Смит. Исследования о природе и причинах богатства народов. – 1776. Антология экономической классики, т.1. – М.: Эконов, 1993.

3.Й. Шумпетер. Теория экономического развития. – М.: Прогресс, 1982. – 139с.

4.Д.Бьюкенен. Конституция экономической политики. Границы свободы. Расчет согласия. (Совместно с Г.Таллоком.). Серия Нобелевские лауреаты по экономике. – М.:Таурус Альфа, 1997.

5.А. Богданов. Тектология. Всеобщая организационная наука. – М. Экономика, 1989.

6.И. Стенгерс, И. Пригожин. Порядок из Хаоса. – М.: Прогресс, 1986, с.236-237.

7.Haken H. Synergetics: An Introduction. –Heidelberg: Springer-Verlag, 1977. (В русском переводе: Г. Хакен. Синергетика. – М.: Мир, 1989.

8.Н. Моисеев. Человек и ноосфера. – М.: Молодая гвардия, 1990.

9.Д. Чистилин. Самоорганизация мировой экономики. Евразийский аспект. – М: Экономика, 2004.

Written by admin

Март 9th, 2016 | 2:59 пп