Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов



Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

Несовершенство человека

Обретение божественного смысла в жизни отличает человека духовного от природного, возвышает его до божества. А высшей формой проявления божественного начала в мире и силой, связывающей всего со ( всем выступает индивидуальная, в сущности — половая любовь. То есть напрашивается вывод, что любовь играет важную роль в идее всеединства В. Соловьева.

«Мы видели прежде, как взаимодействием божественного и природного начала определяется вся жизнь мира и человечества, и весь ход этой жизни состоит в постепенном сближении и взаимном проникновении этих двух начал, сперва далеких и высших друг другу, потом все ближе сходящихся, все глубже и глубже проникающих друг друга, пока в Христе природа не является как душа человеческая, готовая к всецелому самоотвержению, а Бог — как дух любви и милосердия, сообщающий этой душе всю полноту божественной Жизни, не в силе подавляющей и не в разумении освещающем, а в благодати животворящей».1

Несовершенство человека во многом зависит от самоощущения его внутреннего мира и соотношения этого мира с реальной жизнью. Любовь для того и дается человеку, чтобы он мог обрести внутреннее равновесие, гармонию с внешним миром, возвыситься духовно. Когда все это станет уделом всех людей, тогда наступит высшая ступень эволюции мира. Божье царство на земле и возникнет новая общность — богочеловечество.

Следующий момент философской системы В. Соловьева — это учение о Софии, которое в той или иной мере оказало влияние на всех мыслителей, испытаы™хего_ш1Ияинег-ВТ(оде исследования уже обозначеноир~в~сйстёме всеединства В. Соловьева объединен силой божественно^ ви    А   йпт   нпгители выступает София как связующее звено между Богом и миром, между Творцом и творением. Именно в идее Софии выражает В. Соловьев свою тенденцию к универсальному пониманию любви как духовной силы, направляющей человеческую жизнь, преодолевающую отчуждение. По В. Соловьеву, это именно та сила, которая обуславливает возможность создания богочеловечества, так как именно София является тем общим, что связывает мир. Зеньковский об этом писал: «… в Софии идеально заключена «объединяющая сила разделенного и раздробленного мирового бытия», и в конце мирового процесса она раскроется «как Царство Божие».’

Есть еще один путь, по которому следует человеческая мысль, исследуя проблему движения от относительного к абсолютному миру. Этот путь осуществляет Вечная женственность Божия, которая с одной стороны является идеальным миром, идеей, которая дает жизнь всему относительному миру, вечный образ божественного ума. С другой стороны — это духовное существо, наделенное волей, силой для устроения мира и весь исторический процесс есть процесс ее реализации. «Вл. Соловьев учит, собственно говоря, не об одной, но о двух Софиях. Одна София — это материально-телесная осуществленность самого абсолюта, отличная от него, но «субстанционально от него неотделимая…» Совсем другая София — та, которая возникает в инобытии, которое с христианской и соловьевской точки зрения, есть уже сотворенное, космос и человечество».

Written by admin

Сентябрь 12th, 2011 | 12:44 пп