Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов



Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

Экономический кризис и преодоление его последствий (на примере Тверской области)

ХХ век для России – век трагических испытаний и великого искушения, урок для всего человечества. В конце века под тяжестью накопившихся диспропорций, непомерного бремени милитаризации и великодержавных амбиций, подрыва естественных стимулов к труду и деловой активности, мы пришли  к обесцениванию консервативных ценностей, привычных для этнического сознания народов России.

«Великий эксперимент» завершился тяжелейшим экономическим и социально-политическим кризисом.

Если мы обратимся к категории «качество жизни», являющейся  универсальным индикатором эффективности функционирования всей системы государственных и муниципальных органов управления, то увидим следующее.

Россия в 1990 г. находилась в так называемой риферии мировой системы между развитыми и развивающимися странами и отмечалось среднее качество жизни, а сегодня – в XXI веке – об этом говорить не приходится.

Для примера возьмём такой «естественный» показатель качества жизни, как уровень доходов населения.

Дифференциация российских регионов по этому показателю идет очень быстро.

По официальным данным уже ко второй половине 90-х годов разрыв в уровне доходов между богатыми и бедными регионами достиг 13,7 раза и продолжает увеличиваться. При этом распределяются эти категории крайне неравномерно. К богатым регионам можно отнести лишь несколько регионов (это, например,  обе столицы, Тюменская область и ряд др.). Все остальные – бедные или очень бедные.

Покупательная способность денежных доходов россиян в самых богатых районах примерно в 11,5 раз превышает показатель самых бедных регионов. Лишь семь-восемь регионов имеют покупательную способность денежных доходов выше средней по России. Напротив, в 40 субъектах РФ покупательная способность денежных доходов на четверть и более ниже среднероссийского уровня.

В Твери и области в рассматриваемый период ситуация развивалась по аналогичному сценарию.

В Тверском регионе значительна доля бедного населения, за чертой бедности остается около 40% жителей области.

Население области ежегодно сокращается за счет естественной убыли и не восполняется миграционными потоками. В среднем за год население области уменьшается в пределах 20 тыс. чел. Эта тенденция может вызвать деградацию человеческого потенциала области.

Отмечается дефицит высококлассных специалистов, в том числе инженерно-технического персонала. Низкий уровень оплаты труда в бюджетной сфере не способствует притоку молодых кадров в образование, здравоохранение, жилищно-коммунальное хозяйство.

С 1990 по 1996 г. наблюдался спад промышленного производства. В 1996-97 годах объем промышленного производства в области составлял 34% от уровня 1990 года. На конец 2003 г. этот показатель был равен 47%. Нестабильно финансовое состояние предприятий: около половины из них убыточны, многие имеют низкий уровень рентабельности, что не позволяет осуществлять даже простое воспроизводство капитала.

Для производственного потенциала Тверской области характерно наличие большого объема (в отдельных отраслях промышленности до 60-70%) физически изношенного и морально устаревшего оборудования. Острой социальной проблемой является состояние жилищно-коммунальной отрасли: износ сетей и оборудования достиг критических значений.

Несмотря на то, что экологическая обстановка в Тверской области остается стабильной, и существенных изменений в худшую сторону не происходит, есть ряд серьезных экологических проблем, имеющих не только региональное, но и федеральное значение. Такими проблемами являются  снабжение качественной питьевой водой,  сохранение плодородия почв, сохранение и повышения эффективности использования лесных ресурсов,  обеспечение безопасности работы Калининской АЭС.

Цифры говорят сами за себя. Поэтому следует, на наш взгляд, согласиться с  мнением специалистов, что Россия в целом и большинство регионов в частности находится в состоянии системного кризиса. Актуальность проблемы преодоления последствий кризиса обусловлена тем, что общество и общности, подходя к критическим точкам своего существования, как правило, имеют несколько возможных путей изменения: от распада до устойчивого развития.

Анализ ситуации в Тверской области показывает, что для системного кризиса в соответствии с концепцией академика Моисеева Н.Н. характерны такие черты, как:

«Этот кризис охватывает различные сферы жизни общества, и выйти из него нельзя, принимая отдельные меры, либо реформы только в одной конкретной области.

У всей системы теряются главные цели, сверхзадачи, являвшиеся ранее системообразующими. Отдельные части системы начинают решать свои проблемы в ущерб целому.

Нестабильности, имеющиеся в различных системах, взаимно усиливают друг друга, что может приводить к катастрофическим событиям».

При этом надо сказать, что мы не были статистами перед лицом этого разрушительного кризиса. Об этом говорит тот факт, что в конце девяностых годов тяжело, трудно, но  начался экономический подъем. В качестве показателя выздоровления экономики области можно рассматривать рост объема экспорта промышленной продукции. За 1998-2002 годы поставки продукции на внешний рынок увеличились в 1,72 раза. Причем рост обеспечен поставками продукции глубокой переработки – предприятиями легкой и машиностроительной отраслей.

Меняющаяся к лучшему ситуация в экономике стала основой роста реальных располагаемых доходов населения области.

Экономический подъем поддерживался условиями, сложившимися вследствие девальвации рубля, политикой Правительства России по сдерживанию роста заработной платы, замораживанием цен и тарифов на продукцию и услуги естественных монополий.

Начиная с 2001 года, экономический рост обусловлен внутренними источниками – расширением внутреннего спроса, ростом внутренних инвестиций, рядом других факторов.

Однако в последние годы подъем фактически прекратился. И это свидетельствует о том, что тверская экономика «достигла потолка». Ее рост ограничен внешними и внутренними рамками. Предприятия, которые вывозят свою продукцию за пределы региона, встроены в такую технологическую цепочку, где спрос достаточно устойчив, поэтому им очень сложно увеличить свои обороты; а предприятия, реализующие продукцию внутри области, ограничены платежеспособным спросом населения.

На сегодняшний день целью региональной политики является  достижение высоких и устойчивых темпов экономического роста и обеспечение на этой основе благосостояния населения, политической и финансовой стабильности.

Объективно в Тверской области существуют предпосылки для  устойчивого роста: огромный интеллектуальный капитал, обширные природные ресурсы, выгодное географическое положение, развитая производственная и коммуникационная инфраструктура, наличие высококвалифицированных трудовых ресурсов. Однако практическое воплощение этих предпосылок на устаревшей технической базе с неадекватной структурой производства невозможно. Реализовать имеющийся потенциал области и добиться устойчивого экономического роста можно только через модернизацию экономики.

Модернизация экономики, придание устойчивости ее росту предопределяют необходимость перехода на инновационный путь развития.

Этот путь предполагает перевод отечественной экономики с экстенсивного использования сырьевой базы («экономики трубы») на создание конкурентоспособной продукции на основе новейших научно-технических достижений.

Основные идеи российской инновационной политики были сформулированы в докладе Фурсенко А.А. «Государственная инновационная политика – приоритеты и перспективы» в рамках Круглого стола «Инновационная стратегия России: взгляд в будущее»:

Государственная инновационная политика направлена на создание условий для перехода знаний в материальные блага – создание технологического коридора для продвижения знаний на различные рынки.

В работах Малинецкого Г.Г. используется понятие «инновационный климат», которое трактуется как «сложная социально-экономическая категория, отражающая, с одной стороны, склонность экономики и общества к инновациям, и, с другой, – наличие объективных предпосылок к созданию инноваций (инновационный потенциал)». С точки зрения экономических категорий первый аспект характеризует спрос на инновации, второй – потенциальное предложение.

Поскольку значительная часть основного капитала экономики Тверской области полностью изношена и нуждается в скорейшей замене, в ближайшее время вероятно повышения инвестиционной активности работоспособных предприятий. Это может создать спрос на инновационную деятельность.

В программе социально-экономического развития Тверской области до 2010 г. выделяются три этапа развития инновационной экономики тверского региона.

Первый этап – 2003-2004 годы.

Создание экономических, инфраструктурных и институциональных основ перехода к инновационной стадии развития.

На данном этапе предусматривается:

—    укрепление научно-технического потенциала региона;

—    улучшение условий развития предпринимательства и поддержка добросовестной конкуренции;

—    стимулирование инвестиций в передовое, наукоемкое производство;

—    развитие внутреннего спроса;

—    внедрение требований к качеству продукции и ее экономической безопасности на уровне мировой практики.

Второй этап – 2005-2007 годы.

Стимулирование деятельности и создание производств, реализующих новейший технологический уклад, выход на внутренний и внешний рыки с наукоемкой продукцией мирового уровня.

Деятельность органов власти на этом этапе направлена на создание и совершенствование следующих механизмов:

—    активизация «человеческого фактора»;

—    привлечение частных инвестиций в крупнейших масштабах;

—    создание и поддержка необходимой инфраструктуры инновационного развития (инновационно-технологические центры, бизнес-инкубаторы, технопарки, сеть организаций по оказанию консалтинговых услуг в области инновационной деятельности, специализированные биржи интеллектуальной собственности и научно-технических услуг);

—    взаимодействие науки и производства.

Третий этап – 2008-2010 годы.

Создание  технических и производственных предпосылок для кардинального перевооружения экономически значимых секторов производства и увеличение доли продукции, конкурентоспособной на мировом уровне.

Стратегия инновационного развития предполагает системную интеграцию научно-технической сферы в процессы экономического и социального развития общества. Подобная интеграция означает формирование системы институтов, стимулирующих генерирование научно-технической сферой эффективных нововведений, способных укреплять традиционные и создавать новые рынки наукоемкой продукции и услуг.

Планируется осуществление ряда практических мероприятий по созданию инновационно-ориентированных производств. Среди них:

1.Модернизация существующих и создание новых инновационно-ориентированных производств, выпускающих высокоэффективную, конкурентоспособную продукцию (создание новой отрасли по производству программной продукции, создание комбината по переработке льнопродукции, создание предприятия для производства цемента высших марок).

2.Модернизация и внедрение новых технологических линий производственных процессов и технологий (новые магнитные технологии; производство необрастающих покрытий для подводной поверхности морских и речных судов, морских и речных сооружений; биоконверсия органических отходов с получением удобрений и кормовых добавком; новые сорбционные материалы на основе торфа; новые технологии сушки и переработки льноволокна и т.д.)

3.Выделение беспроцентных ссуд областного бюджета или ссуд на основе платности и возвратности, получение банковских кредитов под гарантии Тверской области, а также на основе субсидирования части процентных ставок по кредитам коммерческих банков для поддержки создания инновационно-ориенти­рованных производств, модернизации и внедрения новых технологий, развития инновационной инфраструктуры, финансирование заключительных этапов инновационного цикла (возможно только при наличии внебюджетных источников инвестиций).

4.Формирование корпоративных объединений образовательных, научных и промышленных организаций в целях восстановления кооперационных связей и концентрации ресурсов на перспективных направлениях экономического роста.

5.Развитие системы венчурного инвестирования в научно-технической сфере.

6.Развитие малого инновационного бизнеса путем формирования благоприятных условий инфраструктуры для образования и функционирования малых предприятий.

7.Поддержка развития системы государственного и частного страхования инновационных рисков.

8.Стимулирование развития системы подготовки кадров управленцев высокотехнологическими проектами – инновационных менеджеров, владеющих современным инструментарием по разработке и внедрению новых технологий, организации производств и оказанию услуг в экономике, основанной на знаниях

Как видим планов у нас громадье. Но для претворения этих планов в жизнь необходима синхронная каждодневная, кропотливая работа всех ветвей власти, в том числе и законодательной. Мы это сознаем и приложим все наши силы, используем весь наш творческий потенциал для претворения задуманного на практике. Мы смотрим с оптимизмом в будущее Тверской области, но  время покажет, на сколько наши прогнозы верны, а намеренья серьезны.

Литература:

1.Анимица Е.Г., Тертышный А.Г. Основы местного самоуправления. – М.: ИНФРА-М, 2000.

2.Ахромеева Т.С., Малинецкий Г.Г., Посашков С.А. Современная экономика. Взгляд с позиций компьютерного моделирования и системного анализа.//Безопасность Евразии, №2, 2002.

3.Княгинин В.Н., Щедровицкий П.Г. Формула развития: Препринт WP5/2003/02. – М.: ГУ ВШЭ, 2003.

4.Кузьминов Я.И. и др. Новая экономика – шанс для России: Тезисы: Препринт WP5/2003/01. – М.: ГУ ВШЭ, 2003.

5.Малинецкий Г.Г., Медведев И.Г., Митин Н.А. Инновации и экономический рост в российском контексте.//Безопасность Евразии, №3, 2003.

6.Малинецкий Г.Г. и др. Кризисы современной России и система научного мониторинга// Проблемы безопасности при чрезвычайных ситуациях, №1, 2002.

7.Поченцов Г.Г. Коммуникативные технологии ХХ века. – М.: «Рефи-бук», 1999.

8.Ясин Е.Г. Перспективы российской экономики: проблемы и факторы роста. – М.: Издательство ГУ ВШЭ, 2002.

Written by admin

Март 9th, 2016 | 2:54 пп