Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов

Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

Германский опыт динамического развития экономики: единство и взаимодействие самоорганизации предпринимателей и государственного управления экономикой

В своем послании Федеральному собранию 26 мая 2004 г. Президент РФ В.В. Путин подчеркнул, что в изменяющихся международных условиях экономика России, потерявшая за годы длительного экономического кризиса 90-х г.г. прошлого века половину своего потенциала, должна расти опережающими темпами, чтобы страна могла занять ведущие позиции в мировой экономике. Президент особо отметил, что решение этой задачи возможно только при опоре на собственные силы.[1]

В этой связи представляется крайне своевременным и целесообразным использование мощного источника самостоятельного развития экономики России – тесного взаимодействия самоорганизации российских предпринимателей в предпринимательских союзах и подобных им ассоциациях и органов государственного управления экономикой.

В отличие от производственных объединений (концернов, конгломератов и трестов) и картелей и синдикатов, которые стремятся к монополизации рынка одного продукта или группы товаров, предпринимательские союзы как институты рыночной экономики оказывают входящим в них предприятиям содействие во всех вопросах, с которыми они сталкиваются. При этом преследуется цель создания наиболее благоприятных условий для их деятельности в целом, т.е. осуществляется широкое оперативно-рыночное регулирование экономики предпринимательскими сою­зами – органами ее самоуправления.

Однако главное отличие предпринимательских союзов от других объединений предпринимателей заключается в том, что союзы, и прежде всего наиболее крупные из них, занимаются политической деятельностью и работой с общественностью, представляя тем самым интересы своих членов перед государством и обществом. Тем самым они обеспечивают взаимодействие между предпринимателями, с одной стороны, и государством и обществом, с другой, что позволяет согласовывать эти интересы. Система представительства интересов как таковая вообще служит для укрепления связей между гражданским обществом и государством и препятствует обюрокрачиванию политической системы.

В период перестройки во второй половине 80-х г.г. в нашей стране в качестве исходного звена экономической реформы было выбрано предприятие как низовой уровень экономической системы, однако не был успешно решен вопрос о среднем уровне управления экономикой.

Между тем с предоставлением предприятиям широкой самостоятельности крайне актуальным стал вопрос о том, какие конкретные формы и типы организационных отношений должны приводить в действие новый хозяйственный механизм, какими должны быть отношения между различными уровнями управления экономикой и, наконец, главное – как обеспечить поступательное развитие экономики в интересах всего общества посредством согласования интересов предприятий, регионов и отраслей экономики с общегосударственными интересами. При этом также стояла задача устранения чрезмерной регламентации экономической жизни множеством отраслевых министерств и ведомств. К сожалению, при проведении экономической реформы отсутствовала единая целевая направленность принимаемых мер, и в результате предоставление экономической самостоятельности предприятиям в т.ч. практически привело к тому, что государство в значительной мере потеряло способность осуществлять стратегическое регулирование процессов, происходивших в секторе реальной экономики.


[1] См.: Российская газета, 26.05.2004.

 

Так как в истории России опыт деятельности предпринимательских союзов был слишком кратковременным (период после отмены крепостного права в 1861 г. до 1917 г. и время проведения новой экономической политики в советской России), целесообразно обратиться к зарубежному опыту использования института предпринимательских союзов.

Наиболее интересным представляется изучение этого вопроса на примере Германии. По степени организованности предпринимателей Германия уже в начале ХХ века опередила многие другие промышленно развитые страны. Предпринимательские союзы ФРГ отличаются от подобных организаций в других промышленно развитых странах более совершенной структурой, единством и решительностью действий. Во многом это объясняется длительными историческими традициями самоуправления торгового, промышленного капитала и аграриев, что было настоятельной необходимостью в условиях многовековой (ХII в. – 70-е г.г. ХIX в.в.) разобщенности отдельных германских территорий.

Предшественники современных германских предпринимательских ассоциаций – действовавшие в эпоху феодализма купеческие гильдии и ремесленные цеха в городах и сельские товарищества, Светский общинный союз в деревне – сыграли важную роль в становлении и развитии производительных сил Германии. Своей активностью они смягчали территориальную раздробленность и отсутствие общенационального рынка. В отсутствие государственных органов регулирования экономики они выполняли соответствующие функции по оперативному управлению экономикой. Это и обусловило, начиная со средневековья, более высокий уровень самоуправления и представительства интересов различных групп экономических субъектов в Германии, чем в других европейских промышленно развитых странах.

Самые первые из современных предпринимательских ассоциаций – торговые палаты как организации публичного права и отраслевые  предпринимательские союзы как организации частного права – внесли большой вклад в преодоление экономической и политической разобщенности отдельных германских территорий и в создание единого германского государства. За десять лет  до основания Германской империи (1871 г.) они создали в 1861 г. Германский конгресс торговых палат – общенацио­нальный орган, который представлял интересы германских предпринимателей в целом и в качестве основной своей задачи рассматривал политическое и экономическое объединение отдельных германских государств. Во многом благодаря его деятельности были введены единая система мер и весов, денежная единица и торговый кодекс. В течение первых десяти лет существования Германского конгресса торговых палат эта предпринимательская организация занималась преимущественно вопросами становления будущей единой германской государственности. Таким образом, в Германии организации, осуществлявшие самоуправление экономикой, даже выступили инициаторами этого процесса.

Предпринимательские ассоциации в значительной мере способствовали динамическому развитию экономики кайзеровской Германии и ее превращению в передовую промышленную и торговую мировую державу на рубеже XIX-XX в.в. Важным этапом при этом стало успешное воздействие Центрального союза германских промышленников на органы государственной власти Германии с целью перехода к протекционистской торговой политике для защиты молодой промышленности страны от разрушительной иностранной конкуренции. Эта цель и явилась основной причиной создания в 1876 г. этой центральной организации промышленников Германии.

Предпринимательские союзы и торгово-промышленные палаты способствовали скорейшему восстановлению экономики Германии после первой и второй мировых войн, преодолению их разрушительных последствий и поступательному развитию экономики в мирное время, развитию научно-технического прогресса и повышению конкурентоспособности отечественной экономики в целом. При этом центральные предпринимательские ассоциации нередко, а с середины 70-х г.г. ХХ в. постоянно выдвигают свои комплексные общественно-политические концепции развития германского общества и обсуждают их с органами государственной власти ФРГ. Фактически ни один законопроект, ни одно важное политическое решение не обсуждаются в ФРГ без участия предпринимательских союзов.

В целом система предпринимательских ассоциаций сложилась в Германии уже к началу 30-х г.г. ХХ века и в основном сохранилась в таком же виде до настоящего времени. Наибольшее влияние на различные сферы экономической жизни ФРГ и самую активную роль во взаимодействии с органами государственного управления экономикой оказывают три группы предпринимательских организаций: в области экономической политики – экономические союзы, в социальной – союзы работодателей, в региональной – торгово-промышленные палаты.

Экономические союзы представляют перед государством и общественностью общие экономические интересы фирм или входящих в них объединений. В ФРГ организации такого типа в основном объединены в головные экономические союзы, которые возглавляются самой влиятельной предпринимательской ассоциацией ФРГ – Федеральным союзом немецкой промышленности.

Союзы работодателей решают определенные задачи в области социальной и тарифной политики. Большая часть союзов работодателей входит в Федеральное объединение немецких союзов работодателей.

Третью группу предпринимательских организаций образуют палаты, из которых наиболее многочисленными являются торгово-промышленные палаты. Они как организации публичного права с середины ХIX в. организованы на основе принципа обязательного членства предприятий и предпринимателей отдельных регионов и благодаря этому являются массовыми организациями германских предпринимателей на низовом уровне. Их задачей является оказание всестороннего содействия развитию экономики отдельных регионов и обязательное консультирование государственных органов, предоставление им соответствующей информации. Все торгово-промышленные палаты возглавляются Немецким конгрессом торгово-промышленных палат.

Следует отметить, что многие предпринимательские ассоциации выполняют задачи, которые им делегировало государство. В наибольшей степени это относится к торгово-промыш­ленным палатам, которые в обязательном порядке осуществляют деятельность, которая в принципе относится к компетенции государства: в частности, назначение на должность торговых маклеров, управление биржами, выдача свидетельств о происхождении товаров.

В настоящее время предпринимательские союзы Германии выполняют важную задачу – поддержание и повышение уровня конкурентоспособности экономики страны в условиях глобализации мировой экономики и резкого обострения конкуренции в международном  масштабе.

В своем обращении к Федеральному собранию президент Российской Федерации В.В. Путин отметил, что в нашей стране действуют тысячи различных союзов и ассоциаций, которые в т.ч. способствуют становлению в России гражданского общества, без высокого уровня развития которого невозможно создать качественную общественно-политическую систему. Вместе с тем, далеко не все общественные организации ориентированы на интересы людей, зачастую они прежде всего заинтересованы в получении средств от различных фондов и инвесторов.[1] Германский опыт показывает, что основным источником средств союзов, основанных на общности интересов, в т.ч. и предпринимательских ассоциаций, являются взносы входящих в них граждан, предприятий или организаций.

Президент РФ В.В. Путин также подверг критике часто имеющий место лоббизм узкогрупповых интересов и высказался за передачу различным ассоциациям со временем части функций государственных органов, которые они не должны или не могут осуществлять, а также за расширение практики участия соответствующих ассоциаций в экспертизе тех или иных законопроектов.[2] В области экономики изучение германского опыта тесного взаимодействия предпринимательских органов самоуправления экономикой с органами государственного управления экономикой представляется весьма плодотворным для решения этих актуальных проблем ускоренного развития экономического потенциала России и становления гражданского общества в нашей стране.


[1] Российская газета, 26.05.2004.

[2] Там же.

Written by admin

Март 9th, 2016 | 2:38 пп