Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов



Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

Развитие человеческого потенциала как основного национального ресурса России

Глубокие технологические, структурные и институциональные преобразования в мире в ходе формирования новой экономики и постиндустриального  общества сопровождаются изменением движущих сил общественного развития. Его ключевым ресурсом становится нематериальный капитал, придающий экономике инновационный и интенсивный характер, структурный динамизм, высокое качество. В составе нематериального накопления усиливаются позиции человеческого потенциала – воплощенных  в человеке запаса знаний и навыков, интеллекта и творческих способностей. Человеческий потенциал рассматривается как главная движущая сила общественного прогресса. Масштабы и качество человеческого капитала в возрастающей степени определяют главные параметры хозяйства каждой страны и в конечном счете – жизненный уровень населения и конкурентоспособность на глобальном рынке.

В начале 1990-х г.г., по далеко не полным данным, накопленный человеческий капитал в развитых зарубежных странах превышал объем вещного основного капитала в среднем в 1,5 раза, а вклад знаний и образования в прирост валового внутреннего продукта (ВВП) оценивался примерно в 60%.

Возрастание роли человека в экономике знаний сопровождается существенным изменением характера и структуры общественных потребностей. На общем фоне их возвышения и дифференциации прослеживается  явный сдвиг в направлении не материальных ценностей, духовно-гуманитарных запросов. На первые места в иерархии потребностей выводят образование, здоровье, здоровый образ жизни, экологический и бытовой комфорт,  изучение особенностей современного массового сознания.

В этот процесс органично  встраивается современное государство: четко прослеживается  тенденция повышения его роли в системе факторов  развития человеческого потенциала. Поэтому «человеческий ракурс» становиться важной характеристикой  реформирования государства в мире, включенного в общий поток экономических, технологических, структурных, институциональных и других преобразований.

Успехи  системной трансформации российского общества, как и реализация курса на интеграцию в мировую экономику, напрямую зависят от человеческого фактора, соответственно и к человеческим ресурсам  предъявляются особенно жесткие требования. Между тем в свете мировых тенденций  и крайней сложностью задач,  стоящих перед страной, ситуацию в области развития человеческого потенциала нельзя оценить иначе как неблагоприятную. Ситуация в России на фоне  прогресса в человеческом развитии во многих странах остается сложной, в частности, заметно ослабили свои позиции ключевые сферы – наука, образование, медицина, культура. Об этом  в частности свидетельствует общепринятый индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП). Основные причины низкого уровня российского ИРЧП кроются в резком падении жизненного уровня населения и ухудшением демографической ситуации за годы реформ; сравнительно более устойчивым оставалось положение в сфере образования.

За последние два-три года наметилось повышение данного индекса, и страна по этому показателю с 72-й позиции в 1995 г. переместилась в 2000 г. на 60-ю позицию (среди 175 стран). Необходимо  закрепить эту положительную тенденцию.

Рассмотренный индекс дает определенное представление о состоянии человеческого потенциала в современной России, но далеко не полное и не точное. В действительности положение намного сложнее и противоречивее.

Создаваемые в стране экономика и система общественных отношений  остро нуждается в развитии таких качеств человека как самостоятельность, инициативность, творческое начало, чувство долга, ответственности и т.д. В обществе сильны иждивенческие  настроения, ожидания от государства  всесторонней помощи и поддержки; немалая часть населения жизненно пассивна  и  социально апатична.

Текущие и стратегические интересы страны требуют решительного перелома неблагоприятной тенденций в развитии человеческого потенциала, ибо их углубление ставит под угрозу российские преобразования, интеграцию страны в постиндустриальный мир, само ее будущее. Основная нагрузка в решении этой проблемы неизбежно ложится на государство с его широким спектром воздействий на человеческий фактор.

Особое место в контексте человеческого развития занимает  поколенческая проблема, которая до настоящего  времени является новой и слабо изученной темой во всем мире. В Докладе  о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации за 2001 год впервые  был сделан акцент на анализ и изучение развития молодого поколения, его экономическое и социальное положение, ценности и приоритеты. В этой связи особое внимание государству  необходимо уделить созданию условий для повышения жизненного уровня, социального благополучия и всестороннего развития личности  молодого поколения.

В современных условиях особенно глубокой перестройке подвергается социальная политика государства, поскольку обнаружилась крайне низкая эффективность действующих моделей государственной социальной поддержки  и помощи населению. В стране идет пересмотр как общих принципов, так и конкретных механизмов социальной политики. Суть изменений сводится в основном к сокращению социальных обязательств государства, ужесточению критериев поддержки и помощи, применению более гибких и эффективных форм  и механизмов финансирования программ и контроля за их результатами. Социальная политика все более отходит от уравнительной  раздачи благ по формуле «всем сестрам по серьгам», руководствуясь целями уравнивания стартовых возможностей в получении образования, профессии, рабочего места. В финансировании программ социальной поддержки утверждается адресный подход, а растущая часть пособий малоимущим направляется на конкретные цели, например, на овладение профессий, открытие собственного дела, т.е. на стимулирование индивидуальных инициатив и ответственности людей в их попытках обеспечить должный уровень благосостояния для себя и своих семей. При этом осуществляется  поиск и подбор наиболее эффективных моделей и программ социальной поддержки населения.

Одним из примеров подтверждения поиска и использования наиболее эффективных технологий  социальной поддержки государством малообеспеченных слоев населения является координирующая роль Министерства труда и социального развития Российской Федерации в организации отдыха  и оздоровления детей, нуждающихся в особой заботе государства.

Организация отдыха детей, нуждающиеся в особой заботе государства, имеет свои особенности и закономерности. И чаще всего это не  просто отдых и оздоровление, а часть грамотно спланированного процесса реабилитации и адаптации детей и подростков с ограниченными возможностями  в обществе. Работа с детьми, попавшими  по разным причинам  в трудную жизненную ситуацию, требует более чуткого подхода, понимания, особой теплоты и, несомненно, результативности. Поэтому в Министерстве труда  и социального развития Российской Федерации подготовка профильных  смен для детей, нуждающихся в особой заботе государства,  проводится особенно тщательно: отбираются  новые технологии, разрабатываются комплексные программы, обучаются специалисты для реализации этих программ и, обязательно, оценивается  эффективность проводимой  работы. Об одной  из таких программ хочется рассказать особенно.

В июне 2003 года во Всероссийском детском центре «Орленок»  Минтрудом России проводилась программа «Здоровье – школьникам». Участники этой программы – 1000 школьников из  87 субъектов Российской Федерации, проживающих в многодетных, малообеспеченных семьях, социальных приютах. В рамках этой программы проводилось психолого-педагогическое тестирование  и социально-психологическая реабилитация  детей из лагерей «Дозорный», «Олимпийский», «Комсомольский».

При проведении психолого-педагогического тестирования использовался метод электропунктурной диагностики психо-физического состояния человека и уровня развития личности  с применением  диагностического комплекса «Кристалл», автор и разработчик, научный сотрудник института биохимической физики им. Н.М. Эмануэля – А.Н. Стрельников. Объективность (без использования  словесных вопросников), целостный подход к здоровью ребенка, информативность и комфортность проведения процедуры явились определяющими при выборе данной методики для проведения работ.

В качестве программы психологической реабилитации использовалась методика доктора философии, академика международной академии наук экологии и безопасности жизнедеятельности В.В. Ярцева, в основу которой положено его научное открытие в области теории человека – «Свойство человека объединять энергией и информацией клетки своего физического тела» и принципы нравственной психологии и нравственной педагогики.

Целью данной программы являлось: максимально повысить творческую, интеллектуальную и социальную активность детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; помочь им понять  себя и происходящие вокруг жизненные процессы; пробудить в них интерес к творчеству и внутренней работе над собой, опираясь на духовно-нравственные понятия; создать психологически комфортную и творчески активную среду в период отдыха, максимально нивелировать накопленный ими негативный социальный опыт.

В результате обследования на каждого ребенка была заведена карта, в которой отражались функциональное состояние основных систем организма, психологические особенности, уровень творческой и интеллектуальной активности, деятельность сознания. Каждый ребенок был ознакомлен со своими результатами и получил конкретные рекомендации по восстановлению психофизического и эмоционального равновесия. С учетом  всех составляющих произведенного обследования представлялся список рекомендуемых ему профессий, разрабатывался комплекс мер социально-психологической реабилитации.

В «Дозорном» предусматривалась  наиболее активная работа специалистов по социально-психологической реабилитации с детьми. Для качественной оценки эффективности применяемой программы реабилитации в этом детском лагере психолого-педагогическое обследование проводилось дважды – в начале смены (01.06) и повторно – в конце (16.06). Это дало возможность оценить изменения, которые произошли у ребят в сознании, психологическом состоянии, отражающие эффективность проводимой в течение смены психологической реабилитации.

Перед специалистами стояла задача максимально помочь этим детям преодолеть последствия психологических и моральных травм, способствовать развитию у детей активной жизненной позиции, творческой и интеллектуальной активности, основанной на морально-нравственных ценностях и принципах.

При тестировании оценивались следующие показатели: уровень стресса, уровень агрессии, склонность к аффекту и депрессии. Особое внимание уделялось исследованию коэффициентов раскрытия сознания, одаренности, интеллектуальной и творческой активности, скорость протекания психических процессов.

Анализ результатов обследования показал, что у большинства детей за период отдыха в лагере значительно снизились уровни нервно-психического напряжения и повысились коэффициенты интеллектуальной и творческой активности (на 3,63%, и на 3,19% соответственно). Уровень раскрытия первой сферы сознания (мышление) в количественном отношении вырос на 4,36%; второй сферы (чувства) – на 1,78%; третьей (воля) – на 10,39%.

Под влиянием проведенной социально-психологической работы и психологической среды, в которой находились дети  в период смены, самые позитивные изменения произошли в третьей составляющей сознания – «воли». «Воля» – показатель того, как человек воспринимает и переживает событие – «проходит через события», делает выбор и принимает решения, преодолевает жизненные трудности, неурядицы, ставит перед собой цели и стремиться к их достижению, проявляет свою и  уважает чужую волю. С точки зрения синергетики этот процесс характеризует  поведение индивида в точке бифуркации.

Позитивные изменения в анализируемых параметрах подтверждают роль и значение информации окружающей ребенка, ее влияние на сознание, интеллектуальную и творческую активность.

Открытие В.В. Ярцева предполагает, что изначально каждый ребенок является  носителем совокупности информации своих предков, записанной в ДНК, и, как следствие этого, – имеет высокие творческие и интеллектуальные возможности, способность к объективному видению окружающего мира, к пониманию происходящих процессов вокруг и внутри себя. Однако после рождения окунаясь в среду, где преобладает стереотипность и догматичность мышления, подавление воли одних другими, косность и бездуховность, ребенок не может полноценно развиваться, консервируя свои потенциальные возможности. Длительная невостребованность этого потенциала может привести к полной его деградации, либо к использованию его в извращенном виде с криминальными посылами.

Только в условиях любви, заботливого и внимательного отношения к его внутреннему миру, духовным потребностям со стороны окружающих, ребенок может развить в себе необходимые качества и стать полноценной, социально активной и творческой личностью. Такие условия, могут быть созданы  на основе возрождения богатого духовного национального наследия при особом внимании государства и общества к проблемам подрастающего поколения, укрепления института семьи.

Использование в воспитательно-оздоровительном процессе детей новых технологий, основанных на открытиях в области знаний о человеке и духовно-нравственной психологии и педагогики, показало их  высокую эффективность и возможность применения в качестве одной из моделей развития человеческого  потенциала, повышения его качества. Специалистам программы за небольшой период летнего отдыха  удалось в детях, оказавшихся в трудных жизненных ситуациях, пробудить  внутренние резервы, активизировать деятельность сознания и развитие интеллектуально-творческих способностей и создать предпосылки использования их в будущей профессиональной деятельности.

Результаты программы еще раз  показали, что дети имеют богатый и неисчерпаемый духовный, интеллектуально-творче­ский потенциал. Он  может быть реально раскрыт и преумножен. Именно этот потенциал определяет  настоящее богатство нации, которое обеспечит ей процветание и будущее.

В соответствии с нынешней ситуацией по развитию человеческого потенциала в России, приоритетными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации должны стать стремление подвигнуть граждан на растущее осознание ценности личности, права на разумный и достойный уровень жизни, на совершенствование зашиты прав человека, организацию гражданского общества и равноправного доступа его членов  к ценностям демократии.

Литература:

1.Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации за 2001 год. / Под общей ред. проф. С.Н. Бобылева. – М., 2002.

2.Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации за 2002/2003 годы. Роль государства в экономическом росте и социально-экономических реформах. / Под общей ред. проф.С.Н. Бобылева. – М., 2004.

3.Ярцев В.В. Анатомия и физиология эфирного тела человека. – Омск, 2000.

4.Ярцев В.В. Физика жизни. Часть 1. – Омск, 2003.

5.Ярцев В.В. Истоки и итоги процесса познания (Социология развития процессов дифференциации и интеграции в познании). – Омск, 2002.

6.Материалы отчетов о проведении Минтруда России смены для детей, нуждающихся в особой заботе государства, в ВДЦ «Орленок». – М., 2003.

Written by admin

Март 9th, 2016 | 2:33 пп