Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов



Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

Воссоединение  двух сфер бытия

В. Соловьев делает различия между идеальным миром и миром  творимым. Идеальный, абсолютный мир не представляет для него какой- либо загадки, в нем действуют законы справедливости и совести, он для него не нуждается в объяснении — это царство Абсолюта и Истины. Наш же мир,  мир вещей и объектов для В. Соловьева остается непонятным, в нем он видит исполнение человеческих отношений, ценностей, идеалов. Воссоединение  двух сфер бытия — совершенного и земного, восстановление его изначальной  целостности, возвращение к исходному всеединству должно быть фундаментальной задачей, назначением и смыслом исторического  существования человека. У В. Соловьева налицо следующая линия: Абсолют (положительное всеединство) — отпадение мира от Абсолюта — стремление к  Абсолютному, становящееся путем осуществления задачи всеединства.  Осуществить это всеединство может только человек, это его космическая  миссия. Только он может преобразовать мир в живое и стройное целое. В. Соловьев об этом пишет: «… человек является естественным посредником между богом и материальным бытием, проводником всеединого божественного начала в стихийную божественность — устроителем и организатором вселенной».1 Но такое преображение мира достигается не насильственным путем, а посредством любовного единения со всем сущим в мире.

Любовь в философских построениях В. Соловьева — универсальный принцип организации бытия. В «Чтениях о Богочеловечестве» он говорит об этом следующее: «Все идеи внутренне между собой связаны будучи одинаково причастны одной всей идее безусловной любви, которая уже по самой природе своей содержит в себе все другие, есть сосредоточенное выражение всю или вся как единство».2 Словом, любовь осуществляет связь идеального и реального, абсолютного и относительного.

Таким образом, видно, что мир в системе всеединства В. Соловьева предстает как целостный духовный организм, объединенный силой божественной любви и есть кто-то, кто является носителем этой силы. Сам человек в условиях высшего бытия зависим, подвержен законам этого бытия и потому Богочеловек, как воплощение идеала спускается к нему как гарант духовного, нравственного единства личности. Как в физическом мире появлению совершенного человека предшествовал ряд несовершенных форм, так и в истории духа рождаются сначала несовершенные формы, и то же самое происходит в истории любви (что будет видно в дальнейшем изложении). И это не противоречит порядку бытия, а напротив существенно связано со всей историей мира и человечества, следует из нее.

Появление Богочеловека не было случайным. История человечества дает один пример в лице Иисуса Христа, имевшего двойственную природу — божественную и человеческую. Для В. Соловьева в личности Христа божественное и человеческое соединены в их полноте. В его построениях Бог и человек движутся навстречу друг другу с целью воссоединения земли и неба. А дальнейшая эволюция духовности с неизбежностью должна родить соединение этих двух миров. Все сферы придут к богочеловеческому согласию через человека, его духовность и огромную силу божественной любви. Можно сделать вывод, что жизнь человека, по В. Соловьеву — это соединение природного и божественного начал путем обретения в жизни смысла.

Written by admin

Сентябрь 12th, 2011 | 12:43 пп