Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов



Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

Сплоченность малых социальных групп: стратегия успешного управления

Иван БАТЫКОВ – аспирант Института социологии РАН

Под сплоченностью мы будем понимать степень единства поведения членов группы в ситуации, предполагающей возможность выбора вариантов этого поведения. Кроме того, сплоченность ха­рактеризует преданность членов группы друг дру­гу, их готовность пожертвовать своими интереса­ми ради интересов группы. Исходя из этого мож­но различать сильно сплоченные, слабо сплочен­ные и разобщенные малые социальные группы.

В социологии феномен групповой сплоченно­сти изучается в рамках прикладных исследова­ний применительно к небольшим военным под­разделениям [1], государственным структурам [2] и бизнес-организациям [3]. При этом социо­логов интересуют следующие вопросы: функцио­нирование на протяжении длительного времени групп, которые являются элементами структуры более крупных организаций и возглавляются официальным руководством; использование в качестве критериев оценки важных с точки зре­ния достижения стоящих перед группой целей, результатов (например победа в спортивном со­ревновании или уменьшение случаев нарушения трудовой дисциплины); измерение сплоченности посредством опросных методов; концептуализа­ция сплоченности с позиций представлений о первичных группах и необходимости поддержа­ния их целостности; изучение сплоченности в контекстах организационного окружения.

В результате исследований было выявлено два противоречивых свойства групповой спло­ченности. В большинстве случаев ее влияние на групповое поведение и функционирование са­мой группы можно оценить как положительное. Речь идет, например, о снижении количества, а иногда и об исключении фактов социального безделья (или социальной лености), когда чело­век прилагает меньше усилий в ситуации совме­стной деятельности и когда отсутствует кон­троль за индивидуальным вкладом каждого уча­стника, снижении текучести кадров и уменьше­нии количества прогулов, улучшении коммуникаций между членами группы, усилении степени конформизма (податливости индивидов реальному или воображаемому давлению груп­пы] и приверженности групповым нормам, опти­мизации процессов принятия решений, повыше­нии производительности труда [4].

Вместе с тем чрезмерная сплоченность группы может способствовать социальной изо­ляции и замкнутости ее членов, порождать у них противостояние внешним воздействиям, приво­дить к доминированию группового стиля мышле­ния [5]. Более того, сильно сплоченные группы, цели которых не совпадают с организационны­ми, склонны саботировать усилия администра­ции, направленные на повышение производи­тельности труда.

Таким образом, важным вопросом при­кладного управления на сегодняшний день яв­ляется определение оптимального уровня сплоченности.

На наш взгляд, общая стратегия успешного управления малыми социальными группами должна учитывать прежде всего сочетание сплоченности и реально разделяемых группой ценностей. Очевидно, что в своих негативных проявлениях сильно интегрированная общ­ность гораздо более вредна, чем общность, сплоченная слабо. С другой стороны, недоста­ток интеграции в группах снижает эффектив­ность их полезного воздействия на достижение групповых и организационных целей. Однако ин­формацию о сплоченности и неформальных ценностях малых групп, как правило, нельзя по­лучить по формально установленным в органи­зации каналам коммуникации. Это значит, что эффективное управление требует мониторинго­вого подхода – отслеживания функционирова­ния малых групп специальными методами, на­пример опроса на основе техники ранговой ре­шетки или социометрии.

В русле социометрического исследования малых социальных групп сплоченность напря­мую связывается с уровнем межличностных от­ношений, взаимной эмоциональной привлека­тельности членов группы, предполагающим вы­сокий процент выборов, основанных на внеш­ней симпатии. Для оценки групповой сплоченности используется специальный – строго формальный – «индекс групповой спло­ченности», который рассчитывается как отно­шение общего числа взаимных положительных выборов к числу выборов возможных. Формула индекса групповой сплоченности выглядит сле­дующим образом:

Кроме того, при управлении малыми соци­альными группами в организации необходимо от­слеживать, на какой стадии жизненного цикла она находится.

Так, например, если в организа­цию одновременно вступает большое число лю­дей, особое значение приобретает принятие ими уже существующих организационных норм и цен­ностей, разделение общих целей. На данном эта­пе нормы, цели и ценности транслируются малой социальной группой, в которой постоянно фор­мируются особого типа связи, позволяющие пре­вратить формальное объединение в реальную социальную общность, функционирующую в соот­ветствии с определенными целями и нормами и объединенную устойчивыми эмоциональными от­ношениями входящих в нее членов. Следова­тельно, на начальных стадиях жизненного цикла организации или в период изменений сплочен­ность вносит положительный вклад в ее функци­онирование. Поэтому основной задачей менедж­мента должно быть планомерное повышение уровня сплоченности малых групп. Это могут быть совместные мероприятия, соревнования, неформальные встречи и т.п.

Что касается организаций, которые уже за­вершили процесс становления (например госу­дарственные структуры), то они, напротив, пред­ставляют собой уже сложившуюся общность лю­дей с высокой степенью сплоченности, которая способна переходить в «принцип круговой пору­ки», затрудняющий контроль над деятельностью организации. С ростом сплоченности нередко по­вышается вероятность развития коррупции и не­добросовестного поведения. Поэтому общая стратегия управления в данном случае должна состоять в целенаправленном снижении спло­ченности при помощи ротации кадров, создании подгрупп с разными целями и т.д. Как бы то ни было, успешное управление малыми социальны­ми группами должно обязательно учитывать их сплоченность.

Литература

1.   Ingraham L.H., Manning F.J. Cohesion: Who Needs It, What Is It and How Do We Get It To Them? //Military Review. 1981. No. 61(6).

2.   Hogg M.A. The Social Psychology of Group Cohesiveness: From Attraction to Social Identity. New York, 1992.

3. Seashore S.E. Group Cohesiveness in the Industrial Work Groups. Survey Research Center, University of Michigan, Ann Arbor, Mich., 1954.

4.   Чалдини P., Кенрик Д., Нейберг С. Социаль­ная психология. Пойми себя, чтобы понять других! (серия «Главный учебник»). СПб., 2002.

5.   Janis I.L. Victims of Group-Think. Boston, 1972.

Written by admin

Март 7th, 2016 | 4:46 пп