Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов



Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

Измерение эффективности в общественном секторе экономики

Наталья АЛЕКСЕЕВА – кандидат экономических наук, доцент Удмуртского государственного университета, начальник Управ­ления планирования и прогнозирования Министер­ства экономики Удмуртской Республики

В ходе развития бюджетной и администра­тивной реформ все четче прорисовывается основной объект реформирования – общест­венная услуга. Имеется в виду нормативно установленный способ участия в обеспече­нии прав и свобод, законных интересов и обязанностей граждан и организаций, осу­ществляемый во взаимодействии физичес­кого или юридического лица с государствен­ным органом, органом местного самоуправ­ления, бюджетными учреждениями, иными уполномоченными организациями или с госу­дарственными и муниципальными служащи­ми, влекущий возникновение документиро­ванной информации (документа) [1].

Теперь каждая конкретная обществен­ная услуга предоставляется как сетевая услу­га, т.е. процедуры ее предоставления плани­руются в бюджетах разных уровней и в раз­ных формах участия (введение полномочий, установление обязательства, финансирова­ние обязательства, исполнение обязательст­ва). Предоставление части общественных ус­луг может быть возложено на частные орга­низации или автономные учреждения.

Структурирование общественных услуг как сетевых услуг и привело к появлению мезоэкономических отношений, которые мы определяем как комплексные (интегри­рованные), воспроизводственные, сетевые (скоординированные по вертикали и гори­зонтали) отношения управляющих субъек­тов к отведенным им сферам обществен­ных отношений (предметам ведения]. Под управляющими субъектами понимаются ор­ганы власти всех уровней, хозяйствующие субъекты, бюджетные учреждения, населе­ние [2; 3].

Понятие мезоэкономических отношений более полно определяет мезоуровень госу­дарственного управления, под которым по­нимается либо «система взаимодополняю­щих мер по повышению эффективности го­сударственного управления», либо «улучше­ние взаимодействия федеральных органов государственной власти, органов власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления», либо «новый го­сударственный менеджмент».

В настоящее время наиболее актуальной проблемой в общественном секторе эконо­мики является создание системы управле­ния эффективностью таких мезоэкономиче­ских отношений. В связи с этим предлагает­ся базировать создание системы управления эффективностью мезоэкономических отно­шений на изучении сетевых (парных и груп­повых, горизонтальных и вертикальных) межуровневых взаимодействий субъектов управления.

Сетевое взаимодействие субъектов уп­равления основывается либо на законода­тельно установленной норме поведения, ли­бо на договорной основе, инициируется са­мими субъектами управления с целью специ­фицировать те или иные права или получить услугу, непосредственно воздействующую на человеческий капитал, и имеет результатив­ные последствия.

Деятельность всех субъектов управления находит отражение в системе официального статистического учета либо ведомственного учета, являющейся наиболее полным и до­стоверным источником информации. Извест­но, что федеральная статистическая база и ведомственная отчетность составляют низо­вой уровень показателей. С их помощью можно прогнозировать и наблюдать динами­ку отдельных узких направлений развития экономики, но понять общую картину эконо­мического положения, определить приорите­ты развития, оценить эффективность управ­ления сложными и комплексными процесса­ми, распределить ответственность за резуль­таты управления невозможно.

Для измерения сложных и комплексных процессов экономического развития необ­ходимо использовать специальные показа­тели – конструкты, в которых в свернутом виде нашли бы отражение интересы, цели, задачи, приоритеты, механизмы и меропри­ятия по управлению экономикой со стороны разноуровневых субъектов управления, за­интересованных в решении одной комплекс­ной проблемы, и которые связывали бы со­стояние экономики с деятельностью субъек­тов бюджетного планирования – индикато­ры [1].

Разработана общая модель индикатора – конструктора экономического развития, отражающего одну из сторон эффективнос­ти: продуктивность, экономность, результа­тивность (Рисунок 1). Разработанный по данной схеме, например, индикатор уровня бюджетной обеспеченности муниципальных образований (Рисунок 2) отражает результа­тивность управления мезоэкономическими отношениями в сфере бюджетного планирования.

Весь комплекс бюджетных и межбюд­жетных мезоэкономических отношений мо­жет быть описан с помощью интегрального индикатора, рассчитанного как произведе­ние индикаторов результативности, продук­тивности, экономности в сфере бюджетных и межбюджетных отношений [2]. Таким же образом можно создать индикаторы, отра­жающие эффективность управления в дру­гих сферах общественных отношений и инте­гральный показатель «Качество жизни)).

На примере Удмуртской Республики рас­считан показатель качества жизни (1\И) за 2004 – 2009 гг., состоящий из 14 индика­торов: уровень жизни населения (№ 2); со­стояние здоровья населения (№3); уровень комфортности жилья (N°4); уровень благо­устройства сельского жилищного фонда [№5]; уровень благоустройства городского жилищного фонда (№6); доля нормативно- чистой и нормативно-очищенной воды в об­щем объеме водоотведения (Nq7); обеспе­ченность медицинской помощью населения (№8); обеспеченность учреждениями обра­зования (№9); обеспеченность учреждения­ми культуры (№10); обеспеченность спор­тивными сооружениями (№ 11); обеспечен­ность теле-, радиосвязью (№12); обеспечен­ность транспортом общего пользования (№13); обеспеченность дорогами общего пользования (№ 14); охрана прав несовер­шеннолетних (№15).

Из числа прикладных программ, позво­ляющих диагностировать экономические си­туации, выбран метод самоорганизующихся карт (СОК), который основан на современ­ных нейродинамических самообучающихся системах (4).

СОК является одним из самых совершен­ных средств, используемых для первичного анализа информации. Он реализован в про­граммных продуктах, включая программу SOM-Pack, разработанную в Исследователь­ском центре нейронных сетей Хельсинского технологического университета, приложение SOM Toolbox из пакета MatLab и Viscoveny SOMine.

Данный метод относится к общему клас­су нейросетевых методов, использующих не­линейную регрессию. Он обеспечивает со­храняющее топологию отображение из про­странства большой размерности в элементы карты. Элементы карты, или нейроны, обыч­но образуют двумерную решетку.

Иными сло­вами, это отображение пространства боль­шой размерности на плоскость. Свойство сохранения топологии означает, что СОК распределяет сходные векторы входных дан­ных по нейронам, т.е. точки, расположенные в пространстве входов близко друг к другу, отображаются на близко расположенные элементы СОК. Таким образом, СОК может служить как средством кластеризации, так и средством визуального представления данных большой размерности.

Сводная карта качества жизни в Удмурт­ской Республике за 2004 – 2009 гг. пред­ставлена на Рисунке 3.

Сводную карту качества жизни за 2004 – 2009 гг. возможно представить в виде на­бора карт качества жизни по годам, а по цветовой гамме, определяющей разные кла­стеры индикаторов, судить о степени влия­ния каждого индикатора на показатель «Ка­чество ЖИЗНИ)).

Если сводную карту качества жизни раз­делить на ряд карт, характеризующих соот­ветствующий год, то можно установить, что, например, в 2004 г. качество жизни на уровне 0,577 единиц обеспечивалось в большей степени за счет индикатора №7 на 0,101 единиц, чем за счет других индикато­ров. Индикаторы №№ 5, 6, 8, 9, 12, 13 на­ходились в «депрессивной)), более темной по цвету зоне и в совокупности обеспечивали качество жизни на 0,136 единиц.

К 2009 г. планируется достичь качества жизни на уровне 0,705 единиц за счет пре­имущественного развития сфер отношений, измеряемых индикаторами №№ 4, 10, 11, 12, 13. В соответствующей карте они нахо­дятся в более светлой по цвету зоне, и их со­вокупный вклад в обеспечение качества жизни составит 0,337 единиц.

Алгоритм расчета индикатора качества жизни населения носит универсальный ха­рактер и может применяться к оценке каче­ства жизни на любом уровне управления. Сквозной расчет индикатора на всех уровнях управления и выделение территориальных и отраслевых разрезов индикатора позволяют составить общую картину экономического положения не только региона, но и страны в целом и анализировать роль отдельных реги­онов и видов деятельности в общей эконо­мической динамике.

Благодаря использованию системы инди­каторов в каждодневной управленческой де­ятельности можно превратить стратегию об­щественного развития в непрерывный пла­ново-отчетный процесс и перевести миссию и общую стратегию экономического разви­тия общества в систему четко поставленных целей и задач.

Определение эффективности мезоэконо­мических отношений – это огромная рутин­ная работа по содержательному анализу всех сторон и сфер экономической деятель­ности на всех уровнях управления; целепола- ганию и распределению ответственности за уровнями управления по предоставлению об­щественных услуг; созданию баз данных эко­номических показателей и индикаторов, рег­ламентов взаимодействия по сбору инфор­мации и алгоритмов работы с показателями и индикаторами; выявлению факторов рис­ка; определению наиболее эффективных способов достижения оптимальных значений целевых показателей; формированию едино­го понимания у всех управленцев, начиная с топ-менеджеров и кончая управленцами ни­зового звена, в чем состоит конкурентное преимущество, за счет каких факторов при­растает прибавочный продукт, какие дейст­вия необходимо предпринять для снижения экономических рисков.

В проблеме управления эффективнос­тью мезоэкономических отношений особен­но важно иметь возможность сопоставлять оцениваемые величины в динамике. Это дик­тует необходимость организации мониторин­га эффективности управления. Мониторинг индикаторов и последующая корректировка целей и задач развития логически заверша­ют управленческий цикл, обеспечивают по­требности органов управления в глубокой аналитической информации.

Важна доработка исходной статистичес­кой базы в сторону увеличения количества и углубления периодов наблюдения статистиче­ских показателей, распространения регуляр­ных статистических наблюдений на так назы­ваемые неформальные сектора экономики.

Необходимо ввести в систему ежемесяч­ного статистического учета и статистическо­го учета в разрезе территорий отсутствую­щие показатели по воспроизводству приро­доохранных отношений; отношений в сфере социальной защиты населения; государст­венных закупок продукции; деятельности го­сударственного и муниципального управле­ния; отношений в сфере информатизации, основных фондов в отраслях экономики; ин­новаций; отношений собственности, а также показатели качества работы жилищно-коммунальных служб, динамики благоустройст­ва жилищного фонда, состояния земельных ресурсов, состояния банковских активов и пассивов. Кроме того, целесообразно ввес­ти показатели стоимости активов предприя­тий в разрезе форм собственности.

С целью дальнейшего совершенствова­ния методологии анализа и прогнозирования воспроизводства следует, на наш взгляд, разработать единую систему показателей (индикаторов) для сквозной оценки деятель­ности органов власти всех уровней, специа­лизированные программные средства для анализа и прогнозирования экономических ситуаций, наладить централизованное снаб­жение органов власти таким программным обеспечением и обучить государственных и муниципальных служащих работе с ним.

Литература

1.   Федеральный закон от 26 апреля 2007 года № 63-ФЗ <0 внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Феде­рации в части регулирования бюджет­ного процесса и приведения в соответст­вие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных зако­нодательных актов Российской Федера­ции».

2.   Алексеева Н.А. Индикативное управле­ние мезоэкономикой региона. Екате­ринбург, 2005.

3.   Алексеева Н.А. Управление эффектив­ностью мезоэкономических отношений региона. Екатеринбург, 2007.

4.   Дебок К., Кохонен Т. Анализ финансо­вых данных с помощью самоорганизую­щихся карт / Пер. с англ. М., 2001.

Written by admin

Март 7th, 2016 | 4:43 пп