Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов

Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

Сущность любви и проблема ее смысла в философии

Владимира Соловьева, Николая Бердяева, Бориса Вышеславцева,

Семена Франка

Владимир Соловьев. Тема любви в русской философии рассматривается и раскрывается несколько иначе, чем в западноевропейской философии любви. Примером неповторимости, колорита в раскрытии смысла любви является учение о любви В. Соловьева. Он находит самое существенное, то, что составляет сущность всех времен — человека и строит фундаментальную философскую теорию человеческой любви. Вся история в его философии предстает как история возрастания духовности человека. Высшей формой отношений, по В. Соловьеву, является любовь как безусловное благо для всех. Это особая, универсальная форма духовности, где каждое существо есть то, что он любит и вступает во взаимодействие со своими потребностями, даря особые блага и особую любовь. Его основная идея — постичь бесконечность духовности, раскрыть онтологию вечного универсального миротворчества через земную любовь, чтобы привести все человеческие стихии к нравственному безусловному идеалу. Философия В. Соловьева по своему характеру является антропоцентристской, в ней человек — вершина творения. Человек является центром установления внутренних связей и соотношений всякого существования, а объединяющим началом выступает любовь как организующая сила, как жизненное начало, возвышающее и преобразующее бытие.

Рассмотрим основные идеи и положения философии любви В. Соловьева, в которой важнейшее место занимает концепция «всеединства». Соловьевское всеединство одухотворено связью низших элементов с их вечным центром — Всеединым, — сущим, или другими словами — с Абсолютом. Что же такое Абсолют с точки зрения В. Соловьева? Сам он об этом пишет следующее: «Итак, абсолютное есть ничто и все: ничто, поскольку оно не есть что-нибудь, и все поскольку, оно не может быть лишено чего-нибудь».’ Е. Трубецкой отмечал «приведенное определение Абсолютного порождает весьма древнюю традицию европейской философии, которая зачинается еще в древней Греции. Уже в учении Платона мы находим идею блага, коей определения чрезвычайно напоминает соловьевское понимание Абсолютного».2/УАбсолют у В. Соловьева — это положительное всеединство, принцип которого заключается в необходимости воплощения божественного начала в человеческом обществе. Реальный мир — это отпадение от Абсолюта, т.е. всякое существование по отношению к Абсолюту является его другим. Природа же и человек развиваются прогрессивно, а в человеке, как индивидуальной личности заключено стремление к всеединству. Внутренней целью развития мира является соединение с Абсолютом. Человек обладает всеединством потенциально, оно в нем заложено и, преодолевая отчуждения в  универсальном всеединстве должно произойти слияние творения и Творца.

Written by admin

Сентябрь 12th, 2011 | 12:43 пп