Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов



Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

Мониторинг инвестиций в системе управления экономическим развитием

В современных условиях реформирования экономической системы, основу которой составляют рыночные отношения, и в свете задач, озвученных Президентом РФ (удвоение ВВП и борьба с бедностью), актуальность вопроса качественного изменения механизмов управления на всех уровнях не вызывает сомнения.

Одним из необходимых условий организации эффективного управления на любом уровне является наличие полной, достоверной и своевременной информации о процессах, в различных отраслях и сферах жизнедеятельности хозяйствующих субъектов с позиции комплексной оценки результатов экономического развития, формирования регулирующих воздействий, направленных на поддержку позитивных и ослабление негативных тенденций. Практика управления показывает, что объективным источником полных, достоверных и систематизированных данных об экономической обстановке в хозяйствующем субъекте является осуществляемый на регулярной основе мониторинг, позволяющий существенно улучшить обоснованность принимаемых управленческих решений в сфере экономического развития и укрепления финансовой базы.

Однако, следует констатировать, что существующая законодательная и нормативная база по рассматриваемой проблематике носит весьма декларативный характер и не нацеливает на комплексное решение проблемы экономического мониторинга инвестиций, ориентируя на создание не увязанных между собой локальных мониторинговых систем. Кроме того, недостаточна разработанность научных и методологических основ мониторинга инвестиций на федеральном и региональном уровнях, носящих весьма абстрактный характер, не доведенных до уровня, пригодного для использования их и понимания администраторами, принимающими решения.

По мнению автора именно мониторинг инвестиций может стать центральным звеном информационно-аналитической поддержки управленческих решений в сфере укрепления финансовой базы на любом уровне.

Для четкого понимания сути проблемы следует определиться с такими понятиями как «инвестиции» и «мониторинг». Вероятнее всего понятие «инвестиции» не вызовет особых вопросов и инвестицией следует считать совокупность затрат, реализуемых в форме долгосрочных вложений капитала в различные сферы экономики. К инвестициям следует относить: денежные средства, целевые банковские вклады, паи, акции и другие ценные бумаги, технологии, машины, оборудование, лицензии, в том числе и на товарные знаки, кредиты, любое другое имущество или имущественные права, интеллектуальные ценности, вкладываемые в объекты предпринимательской и других видов деятельности в целях получения прибыли (дохода) и достижения положительного социального эффекта.

Можно, однако, выделить подход Пола Э.Самуэльсона, в котором нашли отражение две взаимосвязанные стороны рассматриваемой категории – долгосрочный характер процесса и направленность его на расширенное удовлетворение потребностей: «Инвестиции – это экономическая деятельность, которая связана с отказом от сегодняшнего потребления с целью увеличения выпуска в будущем… С точки зрения финансов… – приобретение ценных бумаг (таких, как акции или облигации)»[1]

А вот что такое «мониторинг»?.. И в чем его сущность?.. Существуют различные трактовки этого понятия. В узком смысле под мониторингом понимают комплекс наблюдений и исследований, определяющих ход и характер изменений в окружающей среде, вызываемых деятельностью человека. Однако, в сфере экономических отношений более конструктивным представляется использование трактовки категории мониторинга, в соответствии с которой под мониторингом можно понимать систему непрерывного наблюдения за экономическими объектами, оценки, анализа и прогноза их деятельности и как составную часть управления.


[1] Самуэльсон Пол Э., Нордхаус Вильям Д. Экономика: Пер. с англ.: 16-е изд.: – М.: Издательский дом «Вильямс», 2001.

 

В такой трактовке главная цель функционирования мониторинга инвестиций на любом уровне состоит в обеспечении органов управления полной, своевременной и достоверной информацией об инвестиционном климате для принятия решений, направленных на поддержку позитивных и ослабление негативных тенденций.

Процесс мониторинга в сфере инвестиций, по мнению Л.Дж. Гитмана и М.Л. Джонка включает «оценку фактических результатов, сопоставление их с запланированными, пересмотр и внесение необходимых изменений, а также определение времени корректировки с целью извлечения максимальной прибыли»[1].

К задачам мониторинга инвестиций можно отнести следующие:

  • организация наблюдения, получение достоверной и объективной информации об инвестиционном климате;
  • оценка и системный анализ получаемой информации, выявление причин, вызывающих тот или иной характер изменений инвестиционного климата;
  • разработка прогнозов развития экономической ситуации;
  • подготовка рекомендаций, направленных на преодоление негативных и поддержку позитивных тенденций;
  • доведение до органов управления полученной при осуществлении мониторинга инвестиций информации и выработанных рекомендаций.

Одним из важнейших теоретических вопросов является определение основных принципов организации мониторинга инвестиций, ведущим из которых, по мнению автора, является целенаправленность. Этот принцип предполагает, что вся система мониторинга должна быть «настроена» на решение конкретных управленческих задач.

Следует помнить, что процесс управления носит циклический, относительно замкнутый характер, и как отмечал в своей работе «Научное управление обществом» В.Г. Афанасьев: «Этот процесс, взятый в его единичном виде, начинается с постановки целей, задач и заканчивается выполнением этих задач, достижением определенного результата. Затем на основе информации о результатах (достижении или недостижении цели) ставятся новые задачи, выдвигается новая цель и цикл начинается сначала»[2].

Таким образом, четкое следование принципу целенаправленности при организации мониторинга инвестиций (увеличение доходности, укрепление финансовой базы, решение социальных и других государственных задач) позволит не заниматься сбором и обработкой информации «на всякий случай», предохранит от ненужной информационной избыточности, создаст предпосылки для организации экономически эффективной системы информационно-аналитической поддержки принятия управленческих решений на региональном и федеральном уровнях.

Реализация системного подхода к организации мониторинга инвестиций ориентирует на исследование связей между территориальными звеньями управления и на принцип комплексности (последовательное решение всей совокупности задач мониторинга от наблюдения до выработки рекомендаций).

Следует отметить, что для проведения любых научных исследований, по мнению автора, необходима определенная «системность» мышления, осознание причинной связи вещей. В этой связи хочется привести слова А.Энштейна: «Как прекрасно почувствовать единство целого комплекса явлений, которые при непосредственном восприятии кажутся разрозненными…».

Среди других принципов мониторинга инвестиций необходимо отметить: непрерывность наблюдения за объектами; периодичность снятия информации о происходящих изменениях; сопоставимость применяемых показателей мониторинга во времени; развитие системы мониторинга инвестиций на основе совершенствования используемого методического инструментария и др.


[1] Гитман Л.Дж., Джонк М.Д. Основы инвестирования. Пер. с англ. – М.: Дело, 1999.

[2] Афанасьев В.Г. Научное управление обществом. (Опыт системного исследования). Изд. 2-е, доп. – М.: Политиздат, 1973.

 

И последнее, на что хотелось обратить внимание, это выбор показателей, на основе которых формируется информационная модель исследуемого процесса, которая играет важную роль при принятии решения по результатам мониторинга. Набор значений показателей позволяет оценить степень достижения поставленных целей в случае реализации того или иного варианта экономического решения, то есть характеризует его эффективность.

Поэтому выбору показателей необходимо уделить особо пристальное внимание. И более правильным является формирование не набора, а системы показателей, что предполагает определение полного состава показателей, а также установление связи между ними.

Таким образом, основная система показателей должна отражать объективные свойства, присущие исследуемому явлению или объекту, в их взаимосвязи.

Один из методов формирования системы показателей заключается в построении дерева целей и задач. Совокупность целей в большой системе носит, как правило, иерархический характер. С целью упрощения проведения мониторинга без существенного ущерба для его результатов исключаются из рассмотрения показатели, характеризующие малозначимые цели. Одновременно упрощается задача оценки результатов мониторинга и подготовки необходимых управленческих решений.

Построение дерева целей и задач и его последующая оценка позволяют получить еще один результат, выходящий за рамки мониторинга, но не менее важный. Оценка значимости целей позволяет сделать вывод о приоритетности тех или иных экономических мероприятий и распределении имеющихся ресурсов. В условиях ограниченных ресурсов следует сосредоточить средства на первоочередном достижении целей, признанных приоритетными.

Однако необходимо отметить, что нет прямого ответа на вопрос: «Насколько неважной должна быть цель, чтобы можно было ею пренебречь?» Все зависит от цели мониторинга и имеющихся ресурсов. Чем шире цели и чем больше ресурсы, тем полнее может быть система показателей.

Кроме того, взаимосвязанные процедуры формирования целей и определения системы показателей имеют по своей природе творческое начало. Поэтому невозможно установить «жесткую» процедуру, ведущую шаг за шагом к необходимому набору целей и показателей. Однако указанный метод вполне работоспособен и позволяет получить научно обоснованную достаточно четкую структурированную систему показателей для проведения конкретного экономического мониторинга.

И в заключение следует отметить, что существуют различные методологические подходы к выработке управленческих решений по результатам проведенного мониторинга, в основе которых лежит теория принятия решений в звеньях иерархических систем:

  • многокритериальные задачи обоснования решений;
  • методы векторной оптимизации;
  • метод анализа матриц векторных оценок;
  • графико-аналитический метод безусловного предпочтения;
  • метод оптимизации с помощью аналитических моделей;
  • метод выбора оптимального варианта по минимуму отклонений;
  • метод выбора оптимального варианта по комплексному показателю (спектральный метод)…

Итак, выбор за Вами !..

Written by admin

Март 7th, 2016 | 3:26 пп