Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов



Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

Развитие туризма в России – условие динамичного развития страны

С переходом к рыночным отношениям и потерей государством монополии в ряде отраслей экономики, частичное отсутствие вертикали власти привело к  разобщению, потере связей, несовпадению интересов среди участников различных сфер деятельности, в том числе и в туризме.

Туризм представляет собой сложное образование. Как нечто целое он предстает, прежде всего, в отношениях с окружающими макросредами: политической, экономической, социальной, технологической и экологической. Внешний мир активно воздействует на туризм, в одних случаях открывая перед ним широкие возможности, в других – грозя новыми опасностями.

Туризм является одной из крупнейших высокодоходных и наиболее динамичных отраслей  экономики. В сфере туризма занято свыше 250 млн. человек, т.е. каждый десятый  работник в мире. На долю туризма приходится 7% общего объема инвестиций, 11% мировых потребительских расходов, 5% всех налоговых поступлений и треть мировой торговли услугами. Туризм оказывает огромное влияние на такие ключевые секторы хозяйства, как транспорт, связь, торговля, строительство, производство товаров народного потребления и многие другие, выступая катализатором социально-экономического развития.

По данным Всемирной туристской организации (ВТО) в 2002 году число туристов достигло 692,6 млн. человек, поступления от туризма составили 463,6 млрд. долл.

В России въездной туризм – реальный источник валютных поступлений и выгодная форма экспортной торговли – развит слабо. Страна, обладающая уникальными историко-культур­ными ценностями и природными достопримечательностями, принимает менее 1,5% мирового туристского потока.

Сфера национального туризма России в ходе экономической реформы 90-х годов объективно оказалась в условиях самоокупаемости и самофинансирования. Сегодня национальный туризм  лишен финансовой поддержки со стороны государства. При сокращении доходов общего бюджета России в 11,5 раза, а его федеральной части – в 22,5 раза – туризм оказался вне бюджетного финансирования. 2* Уменьшение внутреннего туризма в 35 раз породило отрицательный мультипликационный эффект в сфере формирования доходов от туризма внутри страны. Выездной туризм стал одной из основных форм вывоза капитала за границу: из России уходит до 20 млрд. долларов ежегодно (Путин, 2001.04.04). Поступления от въездного туризма составляют 1,2-1,5 млрд. долл., что практически, в 10 раз меньше капитала, вывозимого за рубеж.

Таким образом, существует явное противоречие: с одной стороны – это глобальный бум в развитии мирового туризма, с другой – стагнация и прямая деградация внутреннего и въездного российского туризма

Уровень развития индустрии туризма по регионам Российской Федерации неравномерный. С учетом долголетней закрытости для туризма значительной части территории страны, он имеет “точечный” или “островной” характер. Несмотря на создание, за последнее 10-летие, в большинстве субъектов Российской Федерации структур, призванных координировать и развивать туризм, “единого туристского пространства” не существует, так как в целом ряде регионов его развитие находится, практически, на нулевом уровне. Размах российских туристских пространств, величина транспортных составляющих, а также средняя по всему миру продолжительность турпоездки, колеблющаяся в пределах 3-4 дней, позволяют рассматривать многие регионы РФ как самостоятельные и отдельные туристские дистанции, которые практически невозможно объединить.

В этой связи возникает необходимость участия государственных структур разного уровня в разработке программ развития туристской деятельности в регионах, их финансовое и кадровое обеспечение.

Анализ целого ряда Государственных программ развития туристской индустрии в субъектах Российской Федерации показал, что при их разработке слабо учитываются потенциальные возможности территорий, конкретная ситуация, сложившаяся в них, потенциальные возможности рынка и т.д. Это делает их более похожими на план мероприятий, а не на стратегию развития туристской индустрии. К сожалению, большинство мероприятий в таких программах отражают текущую деятельность, ничего общего не имеющую со стратегическим развитием туризма в регионе.

В то же время, расширение туристской деятельности, обустройство новых рекреационных территорий, строительство курортных комплексов требуют больших капитальных вложений. Крупные проекты, как правило, финансируются из различных источников. В их реализации на долевой основе принимают участие как государственные структуры, так частные финансовые учреждения (национальные и зарубежные) и международные организации. Инвесторов в туризме привлекают низкие барьеры входа на рынок, стереотип ускоренного развития туристского бизнеса, возможность компенсации убытков и рисков на предприятиях других отраслей, входящих в диверсифицированные компании. Базы данных инвестиционных проектов, составленные в интересах социально-экономического развития регионов, могли бы внести существенный вклад в рациональное распределение  денежных средств на новое строительство, капитальное переоборудование туристских объектов, реконструкцию историко-культурных памятников и т.д.

Одной из форм государственной поддержки туризма выступают льготы на федеральном, региональном и муниципальном уровне по ряду налогов, платежей, сборов и пошлин для предприятий-инвесторов. Примером могут послужить льготы по налогу на добавленную стоимость, определенные второй частью налогового Кодекса РФ (от 1 января 2001 года), имеющие целевой характер и распространяемые только на туристские услуги, предоставляемые учреждениям отдыха на территории РФ, и транспортные услуги при выезде туристов за рубеж в случае выполнения определенных условий. Кроме того, предприятия и организации туризма имеют в настоящее время определенные льготы на федеральном уровне по налогу на землю, имущество, рекламу, таможенные пошлины и др.

К 2000 году в Российской Федерации было зарегистрировано около 210 тыс. субъектов малого бизнеса, для которых туризм представляет собой основной вид деятельности и около 20 тысяч предприятий, имеющих формальное право заниматься туризмом или сопутствующими услугами в порядке диверсификации своей деятельности. Из общего числа предприятий малого бизнеса, около 3 тысяч сосредоточенно в двух крупных регионах Российской Федерации: Московском и Ленинградском. В соответствии с действующим законодательством (Федеральный закон “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации” от 14 июня 1995 г.) – принадлежность к группе малых предпринимателей регламентируется среднегодовой численностью персонала в пределах 30-100 человек.

В то же время, мировая практика развития туризма демонстрирует целесообразность сокращения государственного управления, снижение уровня регулирования туристской деятельности Федеральным Правительством на этапе, когда туристская деятельность приобрела устойчивый характер.  Это означает, что более развитые туристские регионы РФ уже сейчас могли бы иметь больше самостоятельности, в том числе в вопросах регулирования туристской деятельности, сочетая эту самостоятельность с такими основными механизмами государственного регулирования, как лицензирование и сертификация. Их реализацию и претворение в жизнь должны осуществлять региональные и местные власти в тесном контакте с туристскими предпринимателями на местах и общественными объединениями, включая такие, как торгово-промышленные палаты и туристские ассоциации, функционирующие вне политической сферы объединения, нацеленные на  выполнение функций коллективного заказчика.

Ассоциации, как правило, создаются для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей. Среди таких целей – обеспечение охраны здоровья граждан, развитие физической культуры и спорта, удовлетворение духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешение споров и конфликтов, оказание юридической помощи и т.д.

Ассоциация – это достаточно гибкое образование, которое формируется, преследуя единый принцип – целесообразность. Не существует жестких форм, которые могли бы создавать ограничительные рамки такого объединения, предписывая ему соблюдение тех или иных обязательных норм. Эти союзы могут иметь характер большей или меньшей специализации, объединять как узкоспециализированных производителей, так и субъектов различных сфер деятельности либо носить глобальный общемировой характер. К числу последних относятся, например, “Международная ассоциация фондов мира”, “Международная ассоциация любительского бокса”, международная ассоциация “Юность планеты” и т.д.

Помимо общих целей создания ассоциаций, каждая из них имеет собственные цели и задачи, ориентированные на сферу деятельности и конкретные цели и задачи, входящих в нее субъектов.

Примером успешного функционирования ассоциаций в сфере туризма является деятельность Российского союза туристической индустрии (РСТ).

Деятельность в сфере законотворчества – одна из важнейших задач РСТ. Ассоциация впервые заявила о себе в конце 1995 года, когда своей активной позицией во многом способствовала отказу Госдумы от включения в проект закона о профилактике распространения СПИДА пункта об обязательном наличии при пересечении границы России у каждого иностранного туриста документа, подтверждающего, что он не является носителем  СПИДА. В дальнейшем, при активном содействии Ассоциации, отечественному турбизнесу  удалось отстоять сохранение льгот по НДС на туристско-экскурсионные путевки (хотя этот документ вновь находится на рассмотрении в Госдуме). Ассоциация неоднократно обращалась в Минфин РФ, Госналогслужбу России и ГКФТ РФ по вопросам совершенствования налогообложения туристской деятельности и защиты интересов российского турбизнеса. При непосредственном участии экспертов РСТ были подготовлены проекты Федеральных законов “Об основах туристской деятельности в Российской Федерации”, “О дополнениях и изменениях в Федеральный закон “Об основах туристской деятельности в Российской Федерации”, “Об основах единого рынка прав владения клубным отдыхом”. Экспертами Ассоциации подготовлены предложения к проекту Налогового кодекса РФ, ряду других Федеральных законопроектов, затрагивающих прямо или косвенно деятельность туристических фирм.

В связи с отсутствием финансирования региональных государственных программ развития туризма, общественные организации могли бы взять на себя ряд функций по осуществлению аналитически – маркетинговой деятельности с целью определения и поддержки приоритетных видов туризма в регионе; создания сбалансированного рынка туристских услуг, когда на одного въезжающего туриста приходится один выезжающий; преобразования системы рекламно-информационного обеспечения на основе соответствующих банков и баз данных, сетевых информационных технологий и современных телекоммуникационных средств.

Формирование современной информационной инфраструктуры  невозможно без создания информационных банков данных для туристских средств размещения, турфирм и компаний региона, транспортных линий, перевозчиков, страховых фирм, туров и маршрутов, инвестиционных проектов и т. д.

Ассоциативная информационная сеть послужит образованию единого туристского пространства, единого  ценообразования, позволяющего исключить необоснованное завышение цен турагентами, облегчению доступа к информации, более эффективному использованию туристских предприятий и зон, расширению рынка сбыта туристских продуктов и услуг.

Одним из важнейших условий успешного развития туризма в регионе является совершенствование системы региональной статистики в целом и статистики туристских перемещений, в частности. В  современном обществе статистика стала одним из важнейших инструментов управления национальной экономикой.

Статистические данные являются одним из определяющих ориентиров политики, способствуют выработке объективного и научно-обоснованного стратегического курса экономических преобразований. Развитие рыночных отношений в стране поставило принципиально новую задачу – реформирование общеметодологических и организационных основ статистической теории и практики. Статистический учет в туристской сфере в последние десять лет практически отсутствовал, что не позволяло учитывать имеющийся тур. поток и прогнозировать его динамику в будущем.

Консалтинговая деятельность ассоциации предусматривает участие в разработке программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации туристских кадров; предоставлении юридических консультаций; разработке программ для проведения финансового и экологического аудита; участие в работе по сертификации предприятий туристской сферы.

Общественные объединения могут сыграть заметную роль в развитии тур. индустрии России, способствовать экономии бюджетных средств на содержание управленческого аппарата, путем самостоятельной реализации аналитико-маркетинговой, рекламно-информационной, консалтинговой деятельности, научно-методического и кадрового обеспечения отрасли, инновационной  финансово-кредитной поддержки отдельных предприятий и организаций.

В целом, условием для развития туризма в Российской Федерации является объединение усилий властных структур разных уровней от государственных до муниципальных, общественных объединений, предприятий и организаций, участвующих в разработке и продвижении тур. продуктов, учебных учреждений, готовящих кадры для туристской сферы, предприятий, обеспечивающих туристскую инфраструктуру в регионах.

Written by admin

Март 7th, 2016 | 3:17 пп