Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов



Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

Стратегия реформ в сфере отечественных естественных монополий: государственное регулирование и формирование конкурентных сред

С позиций современной экономической теории можно выделить целый спектр возможных подходов к государственному регулированию естественных монополий, в том числе при выработке стратегии проведения реформ в рассматриваемой сфере. Эти подходы предполагают:

— анализ допустимых (с позиций общества) вариантов реформирования естественной монополии с той или иной степенью вмешательства государства; определение эффективных инструментов и механизмов регулирования применительно к тому или иному сегменту монопольного рынка (с учетом многопродуктового представления отрасли);

— построение нормативных ценовых альтернатив, ориентированных на получение социально желаемых результатов деятельности естественной монополии;

— формирование стимулирующих схем регулирования естественной монополии той или иной степени жесткости и масштаба государственного вмешательства, учитывающие поведение отрасли в ответ на меры управляющего воздействия со стороны государства;

— конкретизацию типов конкурентных сред, совместимых с естественной монополией; создание условий введения на определенных сегментах многопродуктового рынка специальных типов конкуренции, формирование оптимальной (с позиций общества) стратегии реформ естественно-монопольных отраслевых структур с элементами саморегулирования.

Традиционные представления о регулировании естественной монополии однозначно связаны с высокой степенью вмешательства государства, причем преимущественно с использованием механизмов ценового регулирования. Современная теория естественной монополии показывает, что существуют альтернативы и таким способам государственного регулирования, и прямому государственному регулированию как таковому. Даже положительный результат идентификации той или иной отраслевой структуры как естественной монополии (т.е. установление – с использованием специальных характеристик современного отраслевого анализа – факта наличия естественной монополии) не является достаточным условием для прямого регулирования. Возможны варианты дерегулирования или опосредованного государственного регулирования естественно-монопольных рынков, которые обеспечивают, с учетом специфики естественных монополий, эффективные альтернативы мер, причем не обязательно при наличии активного государственного вмешательства.

Перечень возможных управленческих мер в сфере естественной монополии включает в себя: ориентацию на свободу (или, напротив, ограничения условий) входа и выхода, слияние или разбиение фирм; установление цен и тарифов (близких к уровню рынка совершенной конкуренции, исходя из условий того или иного рынка несовершенной конкуренции или какой-либо другой совместимой с естественной монополией рыночной среды); обеспечение посредством субсидий заданного уровня цен (тарифов), определенной структуры цен на различные виды услуг в рамках естественной монополии (путем перекрестного субсидирования), или, напротив, отказ от подобной политики; установление правил игры для случаев, когда образуется рыночная среда, предоставляющая дифференцированные по потребительским свойствам услуги, в которой могут действовать две и более фирм, причем каждая из них может быть естественной монополией по определенному виду услуг на своем сегменте рынка и т.д.

Эффективное использование методов опосредованного государственного регулирования предполагает наличие развитой институциональной инфраструктуры, обеспечивающей возможность введения на определенных сегментах рынка механизмов саморегулирования естественной монополии. Прежде чем вводить тот или иной совместимый с естественной монополией тип конкуренции, необходима проверка соответствия формальных требований моделей рыночной среды существующим в экономике условиям (законодательным, организационным и др.). В случае рассогласования условий и (или) недостаточной подготовленности институциональной среды может потребоваться осуществление целого ряда мер со стороны государства, обеспечивающих введение и поддержку эффективного функционирования рынка с учетом специфики выбранного типа конкуренции.

Методы опосредованного государственного регулирования предусматривают возможности использования определенных типов конкуренции для отдельных сегментов отраслевого рынка, причем для естественно-монопольного сегмента – специальных, совместимых с нею типов конкуренции. Если условия эффектив­ного введения механизмов самоорганизации, специальных типов конкуренции соблюдены, целесообразно допустить функционирование естественной монополии в рыночной среде.

Вопрос о соотношении конкуренции и естественной монополии – как в теории, так и на практике – часто рассматривается в контексте противопоставления этих понятий, как если бы одно было альтернативой  другому. За подобной дихотомией явно или неявно стоит традиционная типология рыночных сред, ставшая вполне привычной в последние 50-70 лет и представленная во многих, в том числе классических, учебниках по начальному курсу микроэкономики.

При этом естественная монополия обычно рассматривается как частный случай монополии, когда технология производства (как правило, сетевая) обладает некоторыми особыми свойствами (чаще всего речь идет о наличии экономии от масштаба). Само появление такой типологии непосредственно связано с основополагающими работами по несовершенной  конкуренции 30-х гг. XX века (Э. Чемберлин, Дж. Робинсон), в которых введено понятие монополистической конкуренции и которые дали импульс многочисленным исследованиям по организации отраслевых рынков различных типов. Заметим, что вопрос о соотношении понятий конкуренции и монополии имеет длительную историю, восходящую к А. Смиту, А. Маршаллу, а также связанную с именами ряда российских экономистов конца XIX – начала XX века (М.И. Туган-Барановский и др.). В результате введения в экономический анализ условий несовершенной конкуренции, прежде всего, монополистической конкуренции (как типа рынка, обладающего свойствами и монополии, и совершенной конкуренции) дихотомия крайних позиций в традиционной типологии (совершенной конкуренции и монополии) уже была в некотором смысле смягчена. Дальнейшее развитие экономической теории привело в 60-е гг. к формированию представлений о работоспособной конкуренции, потенциальной конкуренции, конкуренции за право работать на естественно-монопольном рынке – вместо конкуренции внутри отраслевого рынка (Г. Демсец). В итоге, в 80-х гг. XX века была создана теория конкурентоспособных рынков (contestable markets),  в рамках которой дихотомия монополии и конкуренции (а также естественной монополии и конкуренции), по сути дела, была и вовсе нивелирована (У. Баумоль) и показано, что снижение барьеров входа/выхода (измеряемых через величину невозвратных издержек “sunk costs”) заставляет естественного монополиста (доминирующую на рынке фирму) работать в социально желаемых режимах.

В рамках концепции «contestable markets», стало возможным совмещение понятий конкуренции и естественной монополии – не только при создании теоретических конструкций, но и в  прикладном микро- и мезоэкономическом анализе, при разработке эффективных мер государственного регулирования (дерегулирования) в процессе реформ.

С позиций практики реформирования отечественных естественных монополий можно выделить несколько последовательных периодов, различающихся и по степени государственного вмешательства, и по масштабам проводимых мероприятий в рамках ценового и структурного регулирования, и по направлен­ности реформ на создание в том или ином смысле конкурентных сред, допускающих возможность самоорганизации функционирования и развития отраслей естественной монополии.

Первый период 1992-1995 годы, до выхода Федерального закона РФ «О естественных монополиях» (от 17.08.1995г., №147-ФЗ), когда инфраструктурные подсистемы (с которыми, прежде всего, и связывается проблематика естественных монополий) в основном реформировались «на общих основаниях». Второй период – 1995-2001 годы, когда в развитие структурной реформы в сферах естественных монополий (по транспорту, энергетике и связи) стали проводиться в жизнь специальные мероприятия относительно естественных монополий. Третий период – начиная с 2001г.– дальнейшее развитие реформ «вглубь», когда уточняется Федеральный закон «О естественных монополиях» (прежде всего, относительно субъектов хозяйствования)[1]; разрабатываются документы по проведению нового этапа структурной реформы, предусматривающие меры детального расщепления естественно-монопольных отраслевых структур по вертикальным и горизонтальным технологическим цепочкам, обеспечивающие возможности реального введения конкуренции.

Так, на железнодорожном транспорте речь идет о развитии конкурентного сектора (в том числе создание грузовых компаний-операторов, владеющих собственным подвижным составом), разделении функций государственного регулирования  и хозяйственного управления, создании условий для недискриминационного доступа к инфраструктуре железнодорожного транспорта пользователей услуг. Кроме того, в рамках реализации нового этапа структурной реформы пересматриваются основополагающие законодательные документы, регламентирующие деятельность отраслей естественной монополии и порядок государственного регулирования. В частности, на железнодорожном транспорте РФ принят новый устав, который определяет основные условия организации и осуществления перевозок, оказания услуг по использованию инфраструктуры, вводит новых участников перевозочного процесса (прежде всего, владельцев инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования), регламентирует их взаимоотношения через систему договоров (контрактов).

Возможности конкуренции как регулятора деятельности в отраслях естественной монополии могут быть ослаблены в силу таких специфических особенностей, как наличие значительных экстерналий, жесткая технологическая связность по вертикальным цепочкам, доступность для каждого члена общества определенного уровня обеспечения услугами отрасли, публичность потребления благ данного типа. В России, в условиях неразвитости общих рыночных институтов, введение  для отраслевого рынка, относимого к естественной монополии, конкурентных отношений (хотя бы для определенных его сегментов) представляется еще более проблематичным, чем в странах с развитыми рыночными отношениями. Вместе с тем, отыскание границ конкуренции, эффективно работающей на естественную монополию (в сочетании с различными мерами государственного регулирования – структурного, дотационного, ценового, контрактного и т.п.) может рассматриваться как магистральное направление реформ в рассматриваемой сфере.

Указанные подходы к сочетанию методов государственного регулирования и самоорганизации в естественно-монополь­ных отраслевых структурах позволяют сформировать определенное представление о возможностях, которые дает современная теория как в части методологии государственного регулирования естественной монополии, так и относительно методов, инструментов и  механизмов реализации, ориентированных на рост общественного благосостояния.


[1] Федеральный закон РФ «О внесении изменения и дополнений в Федеральный закон «О естественных монополиях» от 10.01.2003г №16-ФЗ.

Written by admin

Март 7th, 2016 | 3:03 пп