Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов



Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

Процессы регулирования и дерегулирования естественномонопольных отраслевых структур в стационарной и нестационарной экономике

Проблематика отраслей естественных монополий (к которым традиционно относят сетевые объекты электроэнергетики, транспорта, прежде всего, железнодорожного и т.п.) имеет ключевое значение для нестационарной экономики России. Имеющийся в нашей стране негативный опыт отставания развития отраслей производственной инфраструктуры от потребностей народного хозяйства, преобладание в течение достаточно длительных периодов XX века «запаздывающего» типа инфраструктурного развития (вместо синхронного и опережающего типов, свойственных странам развитого рынка), предопределяет в настоящее время, в начале третьего тысячелетия, особое внимание к проведению реформ в сфере отечественных естественных монополий.

При определении перспектив развития отраслей производственной инфраструктуры, построении стратегии реформирования в сфере их естественной монополии необходимо – в контексте мировой теории и практики проведения реформ – по возможности учитывать накопленный в мире опыт регулирования (дерегулирования) в рассматриваемых отраслях, использовать  имеющиеся методы и механизмы (с требуемой в условиях нестационарной экономики России степенью адаптации).

Выполненный с позиций современной теории естественной монополии анализ мировой практики государственного регулирования (дерегулирования) инфраструктурных отраслей позволил выявить особенности страновых моделей регулирования-дерегулирования (прежде всего, применительно к железнодорожному транспорту), активно используемых в развитых зарубежных странах (таких, как США, Великобритания, Германия, Швеция, Канада, Австралия, Япония) при  проведении   реформ естественно-монопольных отраслевых структур в течение двух-трех последних десятилетий. Анализ показал, что многие осуществляемые мероприятия получили оценку в рамках микроэкономических обоснований (преимущественно апостериорных, а в ряде случаев и априорных), с использованием инструментария современного отраслевого анализа в расчетах технологических детерминант (в терминах затратных эластичностей), при проверке условий роста (снижения) характеристик экономии от масштаба, степени экономии от структуры, тестировании многопродуктовых функций издержек на субаддитивность и т.п.

Прикладные микроэкономические исследования были направлены на обоснование эффективных шагов государственного регулирования не только путем оценки системы технологических детерминант, но и с использованием поведенческих характеристик (барьеров входа/выхода для определенных конкурентных сред, близких к рынкам типа contestable), ценовых параметров (включая цены доступа типа Efficient Component Price Rule для вертикально интегрированных структур, а также тарифы типа цен Рамсея-Буато), институциональных составляющих, связанных с наличием различных форм собственности, развитием контрактных отношений.

Применительно к нестационарной экономике России был выполнен критический анализ отечественного опыта государственного регулирования естественных монополий; проанализирован – с позиций современной теории естественной монополии – пакет официальных документов по государственному регулированию отечественных естественных монополий (начиная с выхода Федерального закона РФ «О естественных монополиях» от 17.08.1995г. №147-ФЗ), а также практика государственного регулирования в данной сфере. Показано, что основные проблемы государственного регулирования естественных монополий для условий нестационарной экономики России связаны, прежде всего, с неоднозначностью основных определений и неточностью представления естественной монополии в законодательной базе; чисто бюрократическим подходом к установлению границ естественно-монопольных отраслевых структур, их идентификации; отсутствием необходимых обоснований проводимых мер горизонтального и вертикального структурного регулирования, изолированным рассмотрением рекомендаций по структурному и ценовому регулированию; недостаточным использованием эффективных механизмов, направленных на оптимизацию экономического поведения в системе государственного регулирования, прежде всего совместимых с естественной монополией конкурентных сред; отсутствием в практике ценового регулирования  точек отсчета для ориентации на обеспечение оптимального (с позиций общества) уровня и структуры цен и тарифов в этой области.

На основе анализа мировой теории и практики государственного регулирования естественных монополий, а также критического анализа отечественного опыта реформирования предложена иерархическая система принципов эффективного государственного регулирования естественных монополий в нестационарной экономике. Система включает, прежде всего, общеметодологические принципы, определяющие возможности и границы мер государственного регулирования, их последовательность, характер и взаимосвязи, а также принципы, относящиеся к отдельным видам регулирования (структурному, ценовому, контрактному и др.), их сочетаниям и т.п. К общеметодологическим принципам построения стратегии реформирования естественных монополий могут быть отнесены: этапность формирования стратегии, учет многопродуктовости, оптимизация стратегии, создание совместимых с естественной монополией конкурентных сред, системность применяемого инструментария.

В развитие этих принципов разработана схема построения вариантов эффективной стратегии реформирования естественно-монопольных отраслевых структур в системе государственного регулирования. Предложены методологические подходы к разработке вариантов стратегий – как детализированных по мерам структурных преобразований в отрасли (структурно – поведенческие стратегии), так и ориентированных  на преимущественную детализацию по мерам стимулирующих воздействий на экономическое поведение отраслевой естественно-монопольной структуры (поведенческо-структурные стратегии).

Анализ проблем формирования механизмов государственного регулирования естественных монополий за период последних десятилетий, проведенный  на примере ряда стран стационарной и нестационарной экономики, включая и Россию,  показывает, что основным недостатком государственного регулирования (особенно в условиях трансформации российской экономики) является рассогласование структурных и ценовых методов осуществления реформ в сфере естественных монополий, что негативно отражается на эффективности проводимых мероприятий.

Выявлены следующие требования к системе регулятивных механизмов, в рамках которой может быть обеспечена согласованность мероприятий по структурному и ценовому регулированию отраслей естественной монополии:

а) Обеспечение синхронизации мер по структурному и ценовому регулированию, рассмотрение их  в  едином пакете. Соблюдение этого требования особенно важно с позиций предотвращения монопольного поведения сетевых инфраструктурных подсистем, связанного с получением и присвоением доходов рентного характера. Следует учитывать особенности активов инфраструктуры (значительную степень изношенности и  неделимость мощностей, которые в значительной своей части образуют не возмещаемые полностью постоянные издержки), ее технологии, ориентированной на производство не только конечной, но и промежуточной продукции (которая также может иметь – при проведении определенных мероприятий структурного характера – конечный спрос и соответствующую ценовую оценку).

б) Согласование регулятивных механизмов между отдельными уровнями продуктовой иерархии естественно-моно­польной отраслевой структуры. Это требование предполагает реализацию единых методических подходов к ценообразованию на конечную и промежуточную продукцию отраслей естественной монополии, необходимость создания системы иерархического ценообразования, согласованной с проводимыми структурными мероприятиями. Цены доступа к сети (как цены на промежуточную продукцию) должны строиться с использованием не только характеристик затрат, но и спроса и  в зависимости от цен на  конечную продукцию.

в) Включение в систему информационного обеспечения процесса реформ данных, необходимых для обоснования проведения согласованных мероприятий по структурному и ценовому регулированию. При подготовке мероприятий по структурному регулированию следует стремиться к тому, чтобы создаваемые субъекты хозяйствования (как в результате расщепления, так и, возможно, интеграции) обладали достаточной информационной прозрачностью.  Вместе с тем, существуют объективные ограничения на полноту и степень детализации информации, которая может быть получена в порядке статистической отчетности. Кроме того, степень агрегации параметров  структурного регулирования, как правило, выше, чем параметров ценового регулирования (обычно речь идет о необходимости существенной диверсификации  тарифов). К тому же, характер моделей (технико-экономических, эконометрических и т.п.), используемых для анализа мер  структурного и ценового регулирования, а также  их согласования и оценки, требует весьма детальной информации. Таким образом, должна быть предусмотрена возможность проведения различного рода расчетов, направленных на корректировку имеющихся данных (например, по измерителям продукции и составляющим затрат, прежде всего, условно-постоянным).

Исследованы проблемы создания  системы иерархического ценообразования на базе взаимоувязанных ценовых механизмов, предназначенных для регулирования сегментов промежуточной и конечной продукции. Применительно к отечественным естественным монополиям (в сфере железнодорожных перевозок, транспорта газа и электроэнергии и т.п.) выявлен ряд существенных недостатков используемых механизмов ценового регулирования. К ним, прежде всего, относятся:

  • использование преимущественно затратного подхода к построению цен, ориентация на средние (а не на предельные) издержки, на необоснованное покрытие в тарифах всего уровня условно-постоянных затрат (которые для сетевых технологий завышаются, т.к. содержат и значительные «погруженные» издержки – sunk costs);
  • принцип ценообразования по Рамсею в отечественной практике практически игнорируется; не учитываются взаимосвязи затратных и спросовых характеристик (прежде всего, соотношений между предельными издержками и ценовой эластичностью спроса);
  • отсутствие должной взаимоувязки цен на конечную и промежуточную продукцию; так, если при формировании соответствующих цен (или их пределов, лимитов, устанавливаемых регулятором) не принимаются во внимание ненулевые значения перекрестных эластичностей, это может приводить также к существенному завышению цен доступа.

Рассмотрены возможности использования в России методических подходов к построению многоуровневых пределов цен, основанных на субоптимальных ценах доступа и диверсифицированных тарифах, включаемых в ценовые агрегаты типа обобщенных индексов. В зависимости от проводимых мероприятий по структурному регулированию, определяющих изменения институциональной среды, направленности реформ в отраслях естественной монополии (на стимулирование деятельности тех или иных хозяйствующих субъектов в интересах общества) следует строить систему весов в обобщенном индексе цен (тарифов) на инфраструктурные услуги, периодически проводить необходимые корректировки составляющих ценового агрегата и т.п.

Written by admin

Март 7th, 2016 | 3:02 пп