Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов



Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

Гендер как социокультурная метафора в философии Н. А. Бердяева

Говоря «гендер» мы подразумеваем пол. В философии Бердяева основопологающую роль играет пол: «Пол – источник бытия; половая полярность – основа творения… Пол не есть одна из сторон человека – он захватывает и определяет всего человека». Признавая огромное влияние пола на духовную жизнь человека, Бердяев полагает даже, что пол является основой всякой религии. «Настоящая религия, мистическая жизнь всегда оргиастична, а оргиазм, могучая сила жизни, связан с половой полярностью. Половая полярность есть основной закон жизни и, может быть, основой мира. Это лучше понимали древние, а мы отвратительно бессильны и вырождаемся все больше и больше».

Гендерные отношения в философии Бердяева занимают важное место в осмыслении им социокультурного процесса. Российский менталитет, «душа России» у него традиционно ассоциировалась с женским, «ждущим» началом,  принимающим своего рода оплодотворение со стороны активного мужского начала Запада. Правда, после победы СССР над гитлеровской Германией Бердяев скорректировал эту точку зрения, признавая и у России наличие мужского начала.

Раздел IV. «Философия пола» в творчестве В. В. Розанова

Категория пола является системообразующей в философских воззрениях Розанова. Его онтологию можно назвать сексоцентричной. Пол рассматривается мыслителем как универсальный принцип бытия, основное условие существования, организующее как одушевленный, так и неодушевленный мир.

Ядро философии Розанова – концепция мистического пантеизма (пансексуализма), объявляющего разнообразные формы сущего модусами либо женского, либо мужского начала, ведущими происхождение непосредственно от Бога. Сакрализация пола происходит уже на генетическом уровне. На уровне эссенциальном пол представляет собой Абсолют, модус божественный. Таким образом, пол неразрывно связан с Богом, с религией: «Разделить пол и религию было бы научною аброкадаброю».

Мир, по Розанову вечен, потому что содержит в себе потенции развития. В сменившей «философию понимания», «религии жизни» абсолютная ценность личности доказывается через признание ее «вкоренения», т.е. способности вечного продолжения самой себя в потомстве. «Физиологический след» здесь становится сущностью концепции потенциальности.

Written by admin

Сентябрь 12th, 2011 | 12:37 пп