Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов



Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

Рассматривая специфику русского национального характера

Анализ  социокультурной  ситуации  XIX  и  XX  веков,  проведенный I В.С.Соловьевым, продолжал религиозно-философские традиции XIX века. Он .был ориентирован на выявление причин кризиса европейской философии, науки, искусства, связанных с исчерпанностью парадигмы рационалистической картины мира. Причины этих явлений были усмотрены в отсутствии I подлинных ценностных приоритетов, религиозности. Констатация исчерпан­ности европейской модели культуры служила поводом для размышлений об особой миссии русского народа в истории, сохранившего архаические, близкие к первоистокам, основы христианской религиозности.

Рассматривая специфику русского национального характера, философ в русле романтической идеализации «народности», «национальности», «нацио­нального духа» заострил внимание на таких его чертах, как особая религиоз­ность, жертвенность, отсутствие национального эгоизма, пассивность, молодость, склонность к мистицизму. На наш взгляд, характеристики русского ха­рактера, представленные З.С.Соловьевым, послужили одним из источников более поздних работ, посвященных этой проблеме [125, 158, 166 и др.].

Примером неповторимости, колорита в раскрытии смысла любви является учение о любви В. Соловьева. Он находит самое существенное, то, что составляет сущность всех времен — человека и строит фундаментальную философскую теорию человеческой любви. Вся история в его философии предстает как история возрастания духовности человека. Высшей формой отношений, по В. Соловьеву, является любовь как безусловное благо для всех. Это особая, универсальная форма духовности, где каждое существо есть то, что он любит и вступает во взаимодействие со своими потребностями, даря особые блага и особую любовь. Его основная идея — постичь бесконечность духовности, раскрыть онтологию вечного универсального миротворчества через земную любовь, чтобы привести все человеческие стихии к нравственному безусловному идеалу. Философия В. Соловьева по своему характеру является антропоцентристской, в ней человек вершина творения. Человек становится центром установления внутренних связей и соотношений всякого существования, а объединяющим началом выступает любовь как организующая сила, как жизненное начало, возвышающее и преобразующее бытие.

Рассмотрим основные идеи и положения философии любви В. Соловьева, в которой важнейшее место занимает концепция «всеединства». Соловьевское всеединство одухотворено связью низших элементов с их вечным центром — Всеединым, — сущим, или другими словами — с Абсолютом. Что же такое Абсолют с точки зрения В. Соловьева? Сам он об этом пишет следующее: «Итак , абсолютное есть ничто и все: ничто, поскольку оно не есть что-нибудь, и все поскольку, оно не может быть лишено чего-нибудь». Е. Трубецкой отмечал «приведенное определение Абсолютного порождает весьма древнюю традицию европейской философии, которая зачинается еще в древней Греции. Уже в учении Платона мы находим идею блага, коей определения чрезвычайно напоминает Соловьевское понимание Абсолютного». Абсолют у В. Соловьева — это положительное всеединство, принцип которого заключается в необходимости воплощения божественно начала в человеческом обществе. Реальный мир — это отпадение от Абсолюта, т. е. всякое существование по отношению к Абсолюту является его другим. Природа же и человек развиваются прогрессивно, а в человеке, как индивидуальной личности заключено стремление к всеединству. Внутренней целью развития мира является соединение с Абсолютом. Человек обладает всеединством потенциально, оно в нем заложено и, преодолевая отчуждение в универсальном всеединстве должно произойти слияние творения и Творца.

В. Соловьев делает различия между идеальным миром и миром творимым. Идеальный, абсолютный мир не представляет для него какой-либо загадки, в нем действуют законы справедливости и совести, он для него не нуждается в объяснении — это царство Абсолюта и Истины. Наш же мир, мир вещей и объектов для В, Соловьева остается непонятным, в нем он видит исполнение человеческих отношений, ценностей, идеалов. Воссоединение двух сфер бытия — совершенного и земного, восстановление его изначальной целостности, возвращение к исходному всеединству должно быть фундаментальной задачей, назначением и смыслом исторического существования человека. У Соловьева налицо следующая линия: Абсолют (положительное всеединство) — отпадение от мира Абсолюта — стремление к Абсолютному, становящееся путем осуществления задачи всеединства.

Written by admin

Сентябрь 12th, 2011 | 12:30 пп