Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов

Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

Обогащение нацио­нального опыта

Запад выступает для Соловьева носителем «мужского начала». Под этим термином понимается излишняя рациональность, панлогизм, праг­матизм, утилитаризм, эгоизм и индивидуализм. Совокупность этих ка­честв рассматривается В.С.Соловьевым как абсолютно противоречащая смыслам культурного существования России. Поэтому в процессе взаи­модействия с западным типом культуры развиваются двойственные про­цессы: отождествления и разотождествления России.

Отождествляясь с западным миром, Россия решает для себя проблему заимствований. Заимствования в русской культуре Соловьев рас­сматривает как феномен ее открытости, восприимчивости, готовности к творческому усвоению «чужого», что предстает в контексте культурософии всеединства необходимым условием развития национальной само­бытности. Этот процесс трактуется философом как обогащение нацио­нального опыта, высшим проявлением которого является восприятие Россией «рациональной строгости Римского церковного канона». Разотождествление же трактуется В.С.Соловьевым как процесс «наведения влияния России на Запад». Россия несет Западу «одушевление мертвен­ных структур», «поэзию Вселенской Женственности».

Россия призвана одухотворить Запад, дать толчок к преодолению разъединения, распада на «атомы эгоистичных индивидуалистов». Цен­ности, которые вносит Россия в Западный мир: коллективизм, солидар­ность, вселенская любовь, поэтичность мировосприятия, женственность, чистая вера, «единство народного самосознания».

Выделив Россию из европейской культуры, предвидев «гниение» западного мира, понятое как тотальное торжество мещанства, В.С.Соловьев настаивал на особой миссии России, основанной на рели­гиозном призвании русского народа [222;1,312-314]. Однако, философ выступал против поверхностного «православничания», представляющего в большей степени «отражение известных европейских идей от поверхно­сти религиозного факта, нежели самобытное углубление в его сущность» [222;1,439], внутренне отчужденного от народной веры.

Не сложно увидеть, что в рамках философии всеединства учение о любви, теургии, Вечной Женственности воссоздает мистическое отношение к этим феноменам. Вместе с тем, проанализированные идеи были направлены на обновление православия, на акцентировку антропологических, гуманисти­ческих и культурологических подходов. Особая заслуга здесь, несомненно принадлежит В.С.Соловьеву. Развивая метафизику пола, философ, тем не менее, подчеркивал, что «бесполость и отрицание женственности как особого, i имеющего свое назначение начала, есть путь к обезличиванию». Задачей фи­лософии всеединства, поэтому является «утверждение метафизического начала женственности, которое призвано сыграть творческую роль в ходе всемирной культуры, в осуществлении смысла всемирной истории» |26;1,254].

Written by admin

Сентябрь 12th, 2011 | 12:29 пп