Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов

Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

Реформа ЖКХ – оптимизация социальных механизмов

Кризис исходного проекта российской жилищно-коммунальной реформы уже давно очевиден и для органов управления, и для всего общества. Однако весь комплекс его причин остается не определенным и часто сводится лишь к недостатку политической воли региональных руководителей при реализации программы преобразований, остающейся практически неизменной, за исключением сроков ее завершения.

Если жилищно-коммунальное хозяйство определяется как один из последних «островов социализма» в обновляемой на рыночных принципах России, то одной из основных причин сохранения этого «острова» является старый административно-командный, нерефлексивный способ управления реформой ЖКХ. В исходном проекте, на первый взгляд системном, существуют, однако, именно системные дефекты.

Проект и деятельность по его реализации направлены на структурные изменения отрасли хозяйства, без должного внимания к механизмам изменения отношений в жилищной сфере, изменения существовавших ранее социальных практик. Роль универсального преобразователя отношений отведена рынку. Однако своеобразие уже сформировавшихся российских квазирынков в других сферах все более контрастирует с оптимизмом официальных прогнозов эффектов инноваций, внедряемых в ЖКХ. Недостаточно учитываются свойства социальной среды, что приводит к отторжению и деформациям многих запланированных экономических и управленческих инноваций. Интересы основных субъектов жилищно-коммунальной системы; устойчивость стереотипов ролевых и функциональных отношений, сложившихся за предыдущие десятилетия; влияние продолжающегося процесса приватизации в жилищной сфере – примеры социальных факторов, недооценка которых является источником неудач многих внедряемых изменений.

Функцию оптимизации социальных механизмов должна выполнять социальная политика, чувствительная к состоянию социума и к результатам реформирования. Оптимизация подразумевает сведение к минимуму негативных эффектов реформирования и цикличность оценивания, прогнозирования и корректировки промежуточных состояний системы.

В проекте реформы ЖКХ лишь декларируется значение процессов социальной самоорганизации, но ее реальные возможности оказываются весьма ограниченными. Способность социума к эффективной социальной самоорганизации на нижних, самых массовых уровнях – низка и нуждается в ресурсной и управленческой поддержке. Изучение многих конфликтных ситуаций в жилищной сфере обнаруживает сильную асимметрию ресурсов и реальных прав конфликтующих сторон. Этот дисбаланс сохраняется с начала реформ, а для ряда типовых случаев стал более выраженным. Положение не сможет быть выправлено без специальных программ, направленных на решение таких задач, как:

  • внедрение практик учета и фиксации объема/качества предоставленных коммунальных услуг и их оплаты по факту; содействие разрешению возникающих при этом споров в досудебном и судебном порядке – с ориентацией на поддержку наиболее слабой сегодня стороны – граждан (в споре с компаниями-поставщиками коммунальных услуг, с РЖА, ТСЖ);
  • выбор домов для организации Товариществ собственников жилья с учетом социальных характеристик населения дома, структуры его собственников; использование переходных форм самоорганизации и самоуправления граждан по месту жительства для постепенного перехода к экономическим моделям самоуправления; прогнозирование, оценка и минимизация рисков жилищного самоуправления;
  • социальное сопровождение, оценка системы жилищных компенсаций (по доступности целевым группам и эффективности защитного действия).

Изменение подхода к трансформации социальных механизмов в жилищно-коммунальной системе требует передачи управления этой частью реформы в профильный социальный блок центральных органов управления (от Госстроя и Минэкономразвития), а также на местном уровне.

Проект реформы ЖКХ нуждается во вневедомственной комплексной экспертизе и корректировке с участием различных специалистов, кроме экономистов и управленцев – социологов, психологов, конфликтологов и др. Цена ошибок в ходе этой реформы слишком высока, чтобы оставлять управление ею без действенной обратной связи с социумом, с такими его интеллектуальными центрами как РАН и РАГСП. Жилищно-коммунальная реформа может стать средством развития практик гражданского общества и его консолидации, а не источником социальной поляризации и нестабильности.

Written by admin

Февраль 29th, 2016 | 3:15 пп