Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов



Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

Вос­становление образа Божия

Вечная Женственность воплощается в человеческом мире как культуро-творчество, как особое отношение человека к реальности, допускающее се теургическое преобразование. Теургический акт — это совершающийся во времени процесс одухотворения человека, в котором особую роль играет его творческая деятельность. «Наше личное дело, поскольку оно истинно, есть общее дело всего мира — реализация и индивидуализация всеединой идеи и одухотворение материи» [223;11,540]. Воплощение всеединой идеи, возмож­ное в историческом процессе человечества, ставит задачу перед каждым че­ловеком — деятельное, сознательное участие в культурно-историческом дви­жении.

Теургия невозможна без любви. Любовь понимается как видимое вос­становление образа Божия в материальном мире, начало, «воплощения ис­тинной идеальной человечности». В любви возможно творческое воплощение образа Бога и создания одной «абсолютной и бессмертной индивидуально­сти» восстановленного в своем единстве человека. Человек создан по образу Божию — в единстве двух сторон, мужской и женской. Прозревая за эмпириче­ской действительностью «идеальный образ любимого предмета», человек призван «силой истинной веры, действующего воображения и реального творчества преобразовать по этому истинному образцу не соответствующую ему действительность, воплотить его в реальном явлении» [223;11,517]. По­добно процессу творения Богом вселенной, созданию Христом Церкви, «че­ловек должен творить и созидать свое женское дополнение» [223;11,529]. Вос­станавливая образ Божий в женщине, человек его воссоздает также и в себе. Идеал Божественной любви — Божественная женственность — первообраз осу­ществления полноты «индивидуального женского существа». «Для Бога Его другое имеет от века образ совершенной Женственности, но Он хочет, чтобы этот образ был не только для Него, но чтобы он реализовался и воплотился формы для русского народа, считает философ, подчинены идеалу. Таким образом,  в  народной религиозности коренятся принципы всеединства, единство должного и сущего.

Таким образом, оценка народа и его религиозного сознания в фило­софии В.С.Соловьева достаточно противоречива. «Простота» народа оце­нивается и как положительное, и как отрицательное качество. Однако, к концу жизни В.С.Соловьев окончательно переходит на позиции народопоклонства, считая основной задачей современности «восстановление народного характера в интеллигенции», переосмысление ценностей, на­родных идеалов, скрывающих в себе «веру в истинное». При анализе рус­ского народного идеала в контексте проблемы всеединства Соловьев от­мечает его нравственно-религиозный характер, отличный от идеалов ев­ропейских, восточных народов — идеал «святой Руси» [222;1,309], идеал духовного единения Востока и Запада вокруг Вселенской Церкви.

Определив таким образом смыслы национальной культуры, В.С.Соловьев выясняет их соотношение с западным и восточным куль­турными типами. Вопрос о России, ее отношении к Западу, Бердяев на­звал одним из центральных в философии Соловьева [27;249]. Этой про­блеме посвящены многие работы В.С.Соловьева, и в частности «Фило­софские начала цельного знания» (1877) «Три силы» (1877), «Россия и Вселенская Церковь» (1889) и другие.

Written by admin

Сентябрь 12th, 2011 | 12:29 пп