Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов

Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

Государственная служба Российской Федерации: основные направления реформирования и развития

Сергей ДУБИК — начальник Управления Президента Российской Федерации по вопросам государственной службы

Реформирование государственной службы Российской Федерации явля­ется одним из приоритетных направлений современного государственного строительства и повышения эффективности государственного управления. Оно осуществляется в интересах укрепления государства, развития граж­данского общества, открытости и доверия граждан к органам государст­венной власти.

В целях достижения эффективности государственной службы в течение 2003 — 2005 годов заинтересованными государственными органами был осуществлен комплекс мероприятий, направленных на совершенствова­ние правовых, организационных, финансовых и методических основ госу­дарственной службы Российской Федерации. В данной статье хотелось подвести некоторые итоги этой работы и наметить дальнейшие пути по со­вершенствованию функционирования одного из важнейших институтов государства и общества — государственной службы.

Напомню, что содержательное на­полнение реформы государствен­ной службы осуществлялось в со­ответствии с Концепцией рефор­мирования системы государствен­ной службы Российской Федерации (утверждена Прези­дентом Российской Федерации 15 августа 2001 года), федеральной программой «Реформирование го­сударственной службы Россий­ской Федерации (2003 — 2005 го­ды)». За три года было выполнено более 300 научно-исследователь­ских работ по тематике государст­венной службы, проведены мони­торинга, реализованы пилотные проекты в государственных органах ряда субъектов Российской Федерации.

К выполнению мероприятий, связанных с реформированием го­сударственной службы, привлече­ны ученые из ведущих образова­тельных и научных учреждений Российской Федерации, специали­сты и эксперты в области государ­ственного управления и государст­венной службы РАГС при Прези­денте Российской Федерации, МГУ им. М.В. Ломоносова, Государст­венного университета — Высшей школы экономики, Академии на­родного хозяйства при Правитель­стве России, Института законода­тельства и сравнительного право­ведения при Правительстве Рос­сийской Федерации, Московского государственного технического университета им. Н.Э. Баумана, Академии военных наук, Академии управления МВД России и других авторитетных организаций. Всего в этой работе приняли участие бо­лее тысячи ученых и специалистов, в том числе и из многих регионов.

Отметим также, что реформа государственной службы осуществ­ляется в тесной взаимосвязи с ад­министративной, военной, судеб­но-правовой, образовательной и иными реформами, проходящими в стране, а также с учетом лучшего отечественного и зарубежного опы­та, применимого в российских ус­ловиях.

Среди новых подходов, которые в основном удалось реализовать в ходе реформирования государст­венной службы, следует отметить прежде всего кардинальное обнов­ление ее содержания. Характерны­ми признаками такого обновления, на наш взгляд, явились следующие результаты.

Во-первых, подготовлены осно­вы нормативно-правовой базы, за­крепляющие эффективные меха­низмы обеспечения единства систе­мы функционирования трех видов государственной службы — граж­данской, военной и правоохрани­тельной.

Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О госу­дарственной гражданской службе Российской Федерации», вступив­шим в силу с 1 февраля 2005 го­да, закреплены правовые, органи­зационные и финансово-экономи­ческие основы государственной гражданской службы. Отныне пра­вовое регулирование деятельности государственных гражданских слу­жащих имеет полноценную право­вую и организационную основу. Произошел переход к сбалансиро­ванному административно-право­вому регулированию государствен­ной службы и деятельности госу­дарственных гражданских служа­щих в сочетании с субсидиарным применением норм трудового зако­нодательства.

В развитие Федерального зако­на <0 государственной граждан­ской службе Российской Федера­ции» издано 9 указов Президента Российской Федерации. В их числе имеющий основополагающее зна­чение для функционирования фе­деральных государственных орга­нов Реестр должностей федераль­ной государственной гражданской службы, а также указы <0 конкур­се на замещение вакантной долж­ности государственной граждан­ской службы Российской Федера­ции», «О проведении аттестации государственных гражданских слу­жащих Российской Федерации» и др. В стадии доработки находится ряд проектов указов Президента Российской Федерации и проектов постановлений Правительства Рос­сийской Федерации.

Созданная правовая основа, на наш взгляд, позволила институцио­нализировать профессиональную государственную службу не на ос­нове принципов «эгалитарной от­ветственности» или «коллективного подряда», а с учетом оценки кон­кретных результатов служебной де­ятельности каждого государствен­ного служащего в соответствии со сложившимися общественными от­ношениями и новыми экономичес­кими условиями.

В рамках реализации мероприя­тий федеральной программы «Ре­формирование государственной службы Российской Федерации (2003 — 2005 годы)» внесены из­менения в Федеральный закон <0 воинской обязанности и военной службе», а также подготовлены проекты федеральных законов <0 правоохранительной службе Рос­сийской Федерации» и <0 муници­пальной службе в Российской Фе­дерации».

Во-вторых, в целом созданы ус­ловия для открытости и подконт­рольности деятельности аппаратов государственных органов и госу­дарственных служащих граждан­скому обществу, возможности вы­ражения общественной оценки го­сударственным служащим.

В связи с этим активность общественных институтов страны в этой сфере по­лучила дополнительный импульс. Об этом можно судить хотя бы по многочисленным публикациям на данную тему, которые практически ежедневно появляются в средствах массовой информации. Ожидает­ся, что эта работа активизируется в связи с деятельностью недавно об­разованной Общественной палаты Российской Федерации, призван­ной обеспечивать взаимодействие граждан России с органами госу­дарственной власти, а также осу­ществлять контроль за функциони­рованием всех органов исполни­тельной власти и органов местного самоуправления.

В-третьих, созданы оптималь­ные основы для финансирования федеральной государственной службы, которое обеспечит, как мы надеемся, достойный матери­ально-бытовой и культурный уро­вень людей, занятых в системе го­сударственной службы. На наш взгляд, приведение социального положения государственного слу­жащего в соответствие с характе­ром возлагаемых на него задач, от­ветственности и ограничений — су­щественная часть работы по ре­формированию государственной службы.

Однако важно обеспечить граж­данского служащего не только ма­териальными благами, но, что, по­жалуй, еще существеннее — создать необходимые организационно — технические условия для эффек­тивного исполнения им должност­ных обязанностей. Работнику гос­аппарата нужна надежная совре­менная оргтехника, используемая постоянно, начиная от этапа полу­чения первичной информации, включая ее анализ и многослож­ную обработку, до подготовки эф­фективных проектов управленчес­ких решений. Не случайно, в наи­более успешных компаниях четко следуют правилу, смысл которого сводится к формуле: «эффектив­ность организации прямо пропор­циональна затратам на обеспечение персонала качественными ин­струментами работы со знаниями».

В-четвертых, впервые в прак­тику государственных органов вво­дится институт урегулирования конфликта интересов. Это новая для России форма предупреждения должностных злоупотреблений, использования служебного поло­жения в корыстных целях и т.п. Идет активная работа по образова­нию в государственных органах комиссий по соблюдению требова­ний к служебному поведению гражданского служащего и урегу­лированию конфликта интересов. В их работе, равно как и других комиссий, которые уже созданы в федеральных государственных ор­ганах (конкурсные, аттестацион­ные комиссии, комиссии государ­ственных органов по служебным спорам), предусматривается учас­тие независимых экспертов. Кроме того, правовые нормы, относящие­ся к этой проблеме, регулируют бо­лее широкий спектр государствен­но-служебных отношений, чем это было ранее. В частности, они на­прямую затрагивают вопросы про­фессиональной этики государст­венных служащих, устранения обстоятельств, способствующих расширению коррупционной со­ставляющей на гражданской службе.

В-пятых. Судьбу реформы госу­дарственной службы и ее результа­ты в значительной мере определяет профессиональная подготовка лю­дей, которые работают в органах управления. Этому направлению реформирования и развития госу­дарственной службы уделяется осо­бое внимание.

Так, в 2004 году по програм­мам дополнительного профессио­нального образования было обуче­но 90507 государственных граж­данских служащих, из них 71353 федеральных и 19154 государст­венных гражданских служащих субъектов Российской Федерации.

В 2005 году только в рамках ре­ализации Указа Президента Рос­сийской Федерации от 3 сентября 1997 года № 983 <0 дополнитель­ных мерах по подготовке государ­ственных служащих» прошли обу­чение 7263 федеральных государ­ственных служащих руководящего звена, в том числе по программам: профессиональной переподготовки — 1681 чел., повышения квалифи­кации — 5440 чел., подготовки (стажировки) за рубежом — 142 человека.

Масштаб работ, с которыми мы столкнулись, потребовал увеличе­ния сроков реализации программы. Как известно, Указом Президента Российской Федерации от 12 дека­бря 2005 г. № 1437 срок ее реа­лизации продлен еще на два года*. И это не формальный акт, а проду­манный на перспективу политичес­кий шаг, направленный на дости­жение эффективных результатов в сфере государственного управле­ния, а также развитие кадрового состава государственных органов Российской Федерации.

Продолжая работу по реформи­рованию государственной службы Российской Федерации в течение ближайших двух лет, необходимо сосредоточить усилия на реализа­ции следующих основных направ­лений.

* См. Указ Президента Российской Федерации от 12 декабря 2005 г. № 1437 <0 продле­нии срока реализации федеральной программы «Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003 – 2005 годы) » // СЗ РФ. 2005. № 51. Ст. 5514.

Совершенствование правово­го регулирования государственной службы Российской Федерации включает в себя упорядочение во­просов прохождения государствен­ной гражданской службы на основе служебных контрактов, замещение установленных статьей 22 Феде­рального закона <0 государствен­ной гражданской службе Россий­ской Федерации» должностей гражданской службы на основе конкурсных процедур, формирова­ние кадрового резерва на феде­ральной государственной граждан­ской службе. Потребуются допол­нительные усилия по приведению статуса государственного служаще­го в соответствие с характером, от­ветственностью и сложностью воз­лагаемых на него задач.

После вступления в силу Реестра должностей федеральной государ­ственной гражданской службы не­обходимо завершить сложную ра­боту, связанную с введением долж­ностных регламентов, включаю­щих в себя, в том числе, показатели эффективности и ре­зультативности профессиональной служебной деятельности граждан­ского служащего и связанные с ни­ми условия оплаты труда. Как по­казала практика, разработка таких показателей — чрезвычайно слож­ное дело. И не только для нас. На­пример, в США, Канаде, многих ведущих европейских странах они в законодательном порядке прак­тически нигде не закреплены. При­знаюсь, что исполнители (ученые, специалисты, эксперты), которые в рамках реализации мероприятий федеральной программы брались за выполнение мероприятий по разработке этих показателей, так и не смогли их научно обосновать, аргументированно и обоснованно выстроить в систему. Но уверен, трудности будут преодолены и нам удастся подготовить методические рекомендации по разработке и ис­пользованию показателей эффек­тивности и результативности про­фессиональной служебной деятель­ности гражданских служащих.

2. Совершенствование кадровой политики в сфере государственной службы и впредь необходимо стро­ить в интересах формирования ка­дрового состава государственной службы. Оно обеспечивается раз­витием профессиональных качеств государственных служащих; оцен­кой результатов профессиональной служебной деятельности государст­венных служащих; созданием воз­можностей для должностного (слу­жебного) роста государственных служащих; формированием кадро­вого резерва всех уровней; исполь­зованием современных кадровых технологий; применением образо­вательных программ и государст­венных образовательных стандар­тов.

Механизмы реализации кадро­вой политики должны включать в себя эффективные технологии и методы планирования, подбора квалифицированных кадров для государственной службы, объек­тивной оценки результатов их слу­жебной деятельности, а также мотивации профессиональной слу­жебной деятельности и стимулиро­вания должностного роста граж­данских служащих.

Обеспечить такую объективность, на наш взгляд, вполне возможно посред­ством применения таких кадровых технологий, как аттестация, кон­курсы, квалификационные экзаме­ны, предусмотренные новым зако­нодательством о государственной гражданской службе.

Время требует от работников государственных органов не только усердия, компетентности и ответ­ственности при исполнении долж­ностных обязанностей, т.е. про­фессиональной пригодности, но и обладания такими качествами, как высокая надежность, ответствен­ность, способность и умение ока­зывать качественные государст­венные услуги гражданам и орга­низациям. Скажу прямо — такая служебная нагрузка не всем гос­служащим «под силу». Согласно так называемым правилам профес­сиональной конкуренции кто-то вынужден будет освободить свою должность более эффективному работнику. Хочешь работать в го­сударственной структуре — соот­ветствуй высоким стандартам, не­прерывно повышай свой профес­сиональный уровень, каждодневно на практике доказывай свое право занимать место в системе государ­ственного управления. Таков не­преложный закон функционирова­ния обновленного института госу­дарственной службы.

3. Профессиональная подготов­ка гражданских служащих, их пе­реподготовка, повышение квали­фикации и стажировка по-прежне­му должны оставаться приоритет­ными направлениями формирова­ния кадрового состава граждан­ской службы и осуществляться в соответствии с программами про­фессионального развития граждан­ских служащих.

Федеральным законом <0 госу­дарственной гражданской службе Российской Федерации» предусмо­трено издание двух указов Прези­дента Российской Федерации: о подготовке граждан к государст­венной гражданской службе по до­говорам на обучение и о дополни­тельном профессиональном образо­вании государственных граждан­ских служащих.

Цель издания первого указа — создать правовую основу для при­влечения на государственную гражданскую службу наиболее под­готовленных, талантливых моло­дых людей. Проект указа предпо­лагает выделение дополнительных средств из федерального бюджета на его реализацию, что вызывает определенные трудности в его со­гласовании. Сейчас идет доработка проекта, и есть надежда, что ком­промисс будет найден.

Второй указ призван закрепить эффективный механизм планиро­вания и исполнения государствен­ного заказа на профессиональную переподготовку, повышение квали­фикации и стажировку федераль­ных государственных гражданских служащих, а также осуществления действенного контроля за ходом его реализации и финансового обеспе­чения. Проект указа прошел все со­гласования и, надеюсь, в ближай­шее время будет представлен на подпись Президенту Российской Федерации.

Кроме того, предстоит завер­шить разработку новых государст­венных требований к образова­тельным программам дополнитель­ного профессионального образова­ния государственных гражданских служащих, методики расчета эко­номических нормативов стоимости образовательных услуг по дополни­тельному профессиональному образованию федеральных государст­венных гражданских служащих, рекомендаций по проведению кон­курса среди образовательных уч­реждений на размещение государ­ственного заказа и др.

Необходимо диверсифицировать содержание образовательных программ, фор­мы, методы и продолжительность их реализации. Обучение должно быть целевым, адресным, незави­симо от его продолжительности.

4. Одним из перспективных во­просов обновления государствен­ной службы является формирова­ние системы управления государст­венной службой Российской Феде­рации, которая необходима для обеспечения единства государст­венной службы Российской Феде­рации, взаимодействия государст­венных органов со структурами гражданского общества, координа­ции деятельности государственных органов в сфере государственной службы, а также профессиональ­ного развития государственных служащих.

В соответствии с Федеральным законом <0 системе государствен­ной службы Российской Федера­ции» система управления государ­ственной службой создается как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Фе­дерации. На органы по управлению государственной службой возлага­ется координация деятельности го­сударственных органов при реше­нии вопросов поступления на госу­дарственную службу, формирова­ния кадрового резерва, прохожде­ния и прекращения государствен­ной службы, ведения Сводного рее­стра государственных служащих Российской Федерации, использо­вания кадрового резерва для заме­щения должностей государствен­ной службы, подготовки, перепод­готовки, повышения квалифика­ции и стажировки государственных служащих, а также осуществление вневедомственного контроля за со­блюдением в государственных ор­ганах законодательства о государ­ственной службе.

В компетенцию указанных орга­нов входит утверждение пример­ных должностных регламентов го­сударственных гражданских слу­жащих, ведение соответственно федерального кадрового резерва и кадрового резерва субъекта Рос­сийской Федерации. В этих орга­нах создаются комиссии по соблю­дению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликта инте­ресов, их представители входят в состав конкурсных комиссий для проведения конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы, аттестационных комиссий для оценки профессиональной дея­тельности гражданских служащих.

На федеральном уровне органи­зационно-методическое обеспече­ние вопросов реформирования го­сударственной службы осуществля­ет Управление Президента Россий­ской Федерации по вопросам государственной службы. К его ос­новным полномочиям относятся: содействие Президенту Российской Федерации в пределах своих пол­номочий в определении основных направлений реформирования и развития государственной службы Российской Федерации, обеспече­нии согласованного функциониро­вания и взаимодействия органов государственной власти по этим во­просам; обеспечение реализации Президентом Российской Федерации его полномочий по проведению государственной политики в облас­ти государственной службы.

В субъектах Российской Феде­рации уже началась работа по фор­мированию системы управления государственной службой, но слож­ность заключается в том, что ни на федеральном уровне, ни в регионах еще не сложился единый подход к определению организационно-пра­вового статуса, структуры и функ­ций этих органов.

Нормативные правовые акты по этому вопросу были приняты в 19 субъектах Российской Федерации. В некоторых субъектах (в Респуб­лике Башкортостан, Амурской, Новгородской областях и др.) ука­занные органы созданы в виде ко­миссий (советов) совещательно- консультативного характера, в дру­гих — как структурные подразде­ления органов государственной власти (Республика Марий Эл, Во­логодская область, г. Москва и др.). Функции создаваемых орга­нов разнообразны и не всегда в пол­ной мере соответствуют стоящим перед ними задачам. К ведению од­них отнесена только разработка нормативных правовых актов, к ве­дению других, наоборот, вопросы, относящиеся к компетенции иных государственных органов.

В этом плане заслуживает вни­мания опыт Ростовской области, где областным законом от 21 дека­бря 2005 г. образовано Ведомство по управлению государственной гражданской службой Ростовской области. Этот государственный ор­ган обладает организационной и функциональной самостоятельнос­тью.

Руководителя Ведомства по представлению губернатора ут­верждает и освобождает от долж­ности Законодательное собрание Ростовской области. Полномочия Ведомства соответствуют феде­ральному законодательству и рас­пространяются на деятельность го­сударственных гражданских слу­жащих, работающих в аппарате Законодательного собрания и орга­нах исполнительной власти Ростов­ской области.

В целом же процесс формирова­ния системы управления государст­венной службой как на федераль­ном уровне, так и на уровне субъ­ектов Российской Федерации тре­бует более активной, продуманной и согласованной проработки этих вопросов с заинтересованными го­сударственными органами, чем, собственно, и предстоит нам зани­маться в ближайшей перспективе.

Есть уверенность, что принятие в ближайшие год-два федеральных и региональных законов, указов Президента Российской Федера­ции, постановлений Правительства Российской Федерации, локальных нормативных правовых актов госу­дарственных органов по вопросам государственной гражданской службы станет дальнейшим шагом в развитии основ правового регули­рования института государствен­ной службы, позволит создать ста­бильный и прочный фундамент для реализации федеральных законов <0 системе государственной служ­бы Российской Федерации», <0 го­сударственной гражданской служ­бе Российской Федерации». И от этого, абсолютно уверен, выиграют и государство, и общество, и все граждане Российской Федерации.

Written by admin

Февраль 29th, 2016 | 2:31 пп