Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов

Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

Три понятия

В «Жизненной драме Платона» философ утверждает, что высший путь любви определяют три понятия: андрогинизм, духовная телесность и богочеловечность. Эти понятия были заложены еще Платоном: первое — в речи Аристофана в «Пире», второе — в определении красоты в «Федре», третье — в речи Диотимы об Эроте как посредствующей силе между Божественной и смертной природой. Но Платон не связал их вместе. Кроме того, из его работ неясно, каким образом Эрот будет строить мост между миром теней и миром идей, и необходим ли этот мост вообще, если душа бессмертна. Поэтому, по утверждению Соловьева, «Платон не владел бесконечною силою Эрота для настоящего дела перерождения своей и чужой природы».

Эти задачи и разрешает Соловьев в своей свободной теософии. Он связывает три понятия и утверждает бессмертие не души, а духовно-телесной личности. Персонализм такого подхода очевиден. Идея Соловьева не имеет ничего общего ни с идеей общего спасения, лежащей в основе католической и православной телеологии, ни с протестантской идеей спасения избранных.

Еще одна транскрипция Софии — «женственной» Души мира проявляется в философии Вл. Соловьева тогда, когда речь заходит об антропологической  проблематике в ее социокультурном аспекте. Проблема достижения особой ценности в культурно — историческом процессе рассматривается философом сквозь призму «богочеловеческого  типа» — андрогина.

Корни понимания андрогинности уходят в платонизм [223;11,100-101,619]. Андрогинность — особая форма существования человека, в которой все сущностные характеристики находятся в единстве, «целокупной целост­ности». Андрогинность — вневременное состояние, в котором преодолевается «оконченность человека», его ограниченность в истории, его телесность, свя­занная с «материальностью пола», с определенностью, косностью полового существования [223;1, 231Д1;522,538,545]. Андрогинность — начальное и ко­нечное состояние человека.

Следует отметить, что в метафизическом, богословском аспекте П.А.Флоренский также говорит о первоначальной цельности человека как его онтологической сущности до грехопадения, «самоутверждение личности, противопоставление ее Богу — источник дробления и распадения личности» [253;1(1),172-173]. Выделение жены из существа первого человека привело к его внутреннему изменению. С точки зрения Флоренского, связь личностей может быть осуществлена только любовью Бога. Как видим, в данном случае платонические мотивы философом истолкованы в пределах «теодицеи» и не получают развития.

Written by admin

Сентябрь 12th, 2011 | 12:28 пп