Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов

Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

Духовное рождение

Каким образом может быть достигнута главная цель Эроса — духовное рождение, телесное преображение человека, и как конечный итог, создание Богочеловечества? В ответе на этот вопрос философ оставался  приверженцем платоновской мифологемы человека-андрогина, ибо «…истинный человек в полноте своей идеальной личности, очевидно, не может быть только мужчиной или только женщиной, а должен быть высшим единством обоих» . Грядущая мировая гармония предполагает преодоление половой раздельности.

Следуя платоновской мифологеме крылатого Эроса — сына Пороса : божественного изобилия) и Пэнии (материальной скудости), мыслитель постулирует амбивалентную сущность любви: «Эрос есть положительная и существенная связь двух природ — божественной и смертной»1. Божественной природой любви философ обосновывает ее преображающее воздействие на человека, однако противоборство двух сторон Эроса — божественной и материальной — ставит влюбленного человека в зависимость и от неба, и от : да:»И ад, и земля, и небо с особым участием следят за человеком в ту роковую г.ору, когда в него вселяется Эрос»2. Тем самым философ обозначает проблему двойственной природы и амбивалентного характера Эроса. Характерно, что эта работа, представляющая собой соловьевскую транскрипцию платонизма, скоррелирована с античным концептом судьбы как Рока, и акцентирует вселение Эроса (который в данном контексте выступает субъектом) в человека (объект).

Однако в выборе путей Эроса человек реализует себя уже как субъект. Проявляя свободу воли, личность выбирает один у« пяти путей. Разрабатывая ключевую в антропологии проблему выбора, Соловьев создает «лестницу Эроса». Она состоит из пяти путей — пяти возможных для каждой личности вариантов любви. Два из них — адский путь (путь аномалий, о которых философ умалчивает) и путь животных (путь разврата) — являются проклятыми, ложными. Два других философ объявляет истинными, благословенными. Это путь родовой любви (брака) и путь аскетизма, умерщвления плоти.

Венчает    эту    «лестницу    Эроса»    высший    путь    перерождения    и обожествления любви, путь духовной телесности, ведущий к Богочеловечеству. Только   он   способен   избавить   человечество   от   «дурной   бесконечности рождений и смертей, ибо предполагает перерождение человеческой природы в андрогинную, а андрогины не знают ни рождения, ни смерти. Высшим путем создается цельный человек, избавленный от пола, а пол, по убеждению Соловьева, это половина человека. Таким образом, создавая новую для себя философскую конструкцию («лестницу Эроса»), мыслитель связывает и ее со сквозной темой андрогина. И в этой работе философ не предлагает никаких рецептов достижения андрогинизма. Их и не могло существовать. Он лишь замечает, что достигается высшая цель любви за счет воздействия высших, г нечеловеческих потенций. Но настойчивым акцентированием темы андрогина мыслитель невольно ставит нас перед вопросом: является ли индивид в его современном варианте венцом эволюции человеческого рода или возможны иные, более совершенные формы человека? Сам Соловьев в работе «Идея сверхчеловека» (1899) отрицал возможность новых телесных форм.

Written by admin

Сентябрь 12th, 2011 | 12:27 пп