Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов

Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

Истина присутствует в самом бытии человека

Соглашаясь с Соловьевым, мы придерживаемся следующей позиции. Противоестественно исключительно чувственное, бездуховное, недостойны и противоестественны также половые отношения, которые поддерживаются только на основании гражданского закона, для морально-общественных целей. По Соловьеву первейшим, спасающим человека от смерти, является соединение в Боге. Подготовить человека к пониманию высшего назначения любви в его жизни может лишь религиозная вера, образ Божий, считает философ.

Сначала это будет пассивная вера, затем она переходит в деятельную, человек трудится, совершает даже нравственный подвиг во имя того, чтобы доказать свою любовь к Богу. Реализуясь в этой любви, мы и себя переносим в сферу Божественную. Значит, Бог растворяется в нас, в бытии. Точнее, бытие есть Бог, по утверждению христианских философов. Таким образом, истина присутствует в самом бытии человека и раскрывается ему через любовь. В любви для Соловьева раскрывается смысл мирового и исторического процесса: он есть процесс реализации и воплощения Мудрости в великом многообразии форм. И именно в половой любви это соединение Божеского с человеческим наиболее глубоко и реально ощутимо. Отсюда, по Соловьеву, — те моменты неземного блаженства, которые сопровождают любовь, то есть Афродита небесная соединяется с Афродитой простонародной.

Вслед за Платоном, Соловьев утверждает, что любовь бывает плотской, «простонародной» и истинной, небесной. Начало у них одно, но первая не достойна истинного человека, такая любовь вульгарна и низменна, она отрицается Платоном. Признается им высокое, чистое, идеальное чувство -любовь платоническая, в которой «все подлинное и достойное пребывает в своей чистой идеальности». (194, т.2, 610). Такая любовь присуща высшей стороне души человека. В этом чувстве разум, соединяясь с Эротом, рождает в  красоте существо разумное, делает человека мудрецом  и  праведником. «Низшая душа», побеждая в борьбе за использование могучей силы Эрота, ввергает человека в «дурную бесконечность», в материальные вожделения, которые низки, бессмысленны и безмерны.

Любви истинной свойственна идеализация любимого предмета. В идее своей каждый человек представляет собой естественное в своем роде, незаменимое и бесконечно пенное существо, отражающее в себе Божественное всеединство. Именно таким видит его любящий человек. Для остальных это может быть сокрыто за материальной действительностью. Достоинство любимого человека, которое утверждается любовью, является предметом веры. Она имеет разумный смысл, когда утверждает любимый предмет как существующий в Боге. Это возможно лишь тогда, когда Бог для любящего — это центр и корень собственного существования. Утверждать человеческое лицо в Боге, значит, любить верующей любовью, а не инстинктивной. В последней человек как явление расходится со своей идеей, сушей истиной. Это позволяет сделать вывод, что любовь у Соловьева есть начало восстановления образа Божьего в материальном мире, начало воплощения истинной, идеальной человечности. Но любящий должен не только любоваться взаимностью идеального образа любимого, его задача — воплошение этого образа в конкретном индивиде. Любовь поэтому должна быть не желанием физического обладания, а способом возвращения потерянного рая. Любовь должна стать началом спасения не только рода человеческого, но и Вселенной. В этом ее идеальная задача, ее космическое значение.

Written by admin

Сентябрь 12th, 2011 | 12:25 пп