Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов



Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

Самоопределение и осуществление человеческой индивидуальности

Именно половой любви принадлежит наибольшее значение в этом процессе, а не какому-либо другому виду любви, потому что в ней сохраняется равенство между любимым и любящим. В мистической же любви происходит поглощение индивидуальности абсолютным, ее растворение. В любви к родине и человечеству совершенно неизмеримы субъект и объект. И хотя в такой любви можно пожертвовать своей жизнью, но осуществить свою индивидуальность возможно не всегда. В родительской любви, совершенно бескорыстной на первый взгляд, тоже присутствует известная доля эгоистичности. Равенство здесь также невозможно.

Мы вновь приходим к выводу, что половая любовь является «парадигмой» других видов любви, о которых писали еще древние греки. Именно она приводит к единению мужского и женского начал, восстанавливает целостность человеческой личности, способствует ее самоопределению и осуществлению человеческой индивидуальности.

Однако, по Соловьеву, в обыденной жизни происходит чаще всего лишь поверхностное, внешнее соединение. Истинная любовь остается либо мечтой, не реализовавшейся в жизни, либо бывает чувством не слишком глубоким и продолжительным. На это оказывает влияние как внутреннее содержание самого человека, так и уровень общественного развития. Последний часто не требует от основной массы высоты чувства индивидуальной любви, общество где-то даже боится его всеобщей реализации. Личное приносится в жертву общему. Тоталитарные общества, режимы стремятся к более полному подчинению, контролю над этой областью человеческого бытия, в которой ярко проявляется самобытность каждого.

Освобождаясь через любовь от «тирании» рода, человек способен обойти и закон смерти. Каким образом? Для Вл. Соловьева ответ очевиден: через преодоление половой раздельности. Бессмертен может быть только цельный человек, возвысившийся над разделением полов. Ложное физиологическое соединение должно быть заменено соединением истинным. Таковым Соловьевым признается половое общение между людьми, при котором они соединяются телесно и духовно. Философ не отрицает плоть, признает ее, но говорит о необходимости просветления и одухотворения плоти через эрос. Считая, что физическая сторона любви важна, Вл. Соловьев выступает против того, чтобы она стала главной и единственной целью. Иногда философ увлекается и практически отходит от признания важности чувственного начала в любви. И тогда он приходит к выводу, что истинная любовь бывает и без физического соединения и, скорее всего, совершенно исключив его, так же как половое соединение очень даже возможно без любви. Иными словами, если физиология становится целью, то она губит любовь.

Естественного для всех живых существ телесного соединения люди стыдятся. Социальный закон ограничивает животное влечение, делая его средством для социальной цели — семьи. Но семейный союз не всегда способен  преобразить человека. Бытует мнение, что по большому счету понятия «брак» и «семья» несовместимы, так как союз двух представителей противоположных
полов часто приводит к подавлению свободы одного другим, мешает часто свободному развитию творческих способностей каждого.

Written by admin

Сентябрь 12th, 2011 | 12:25 пп