Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов



Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

Соловьев определяет задачу любви

Его трактовка любви носит отчетливо метафизический, а не феноменологический характер. Метафизический характер эротики Соловьева акцентируется телеологической установкой, заявленной в самом названии работы «Смысл любви». Но подходя к смыслу любви, на наш взгляд, несколько односторонне, философ редуцирует его к цели и задачи любви.

Отмечая, что любовь для человека существует  лишь в зачатках или задатках, Соловьев определяет задачу любви:»3адача любви состоит в том, чтобы оправдать на деле тот смысл любви, который сначала дан только в чувстве». Не замечая неорганичности математического подхода к стихийному и иррациональному чувству, философ формулирует условия решения задачи любви, которые включают в себя правильную постановку задачи и следующие обязательные составляющие ее реализации:»…необходимость деятельной веры, подвига и труда, чтобы укрепить и развить дар светлой и творческой любви, чтобы посредством него воплотить в себе и в другом образ Божий и из двух ограниченных и смертных существ создать одну абсолютную и бессмертную сущность»2. В таком понимании задачи любви налицо синтез христианского подхода к любви, идеал которой — узнавание в любимом человеке брата или сестры по Отцу Небесному и платоновской идеи андрогина как слитности двух смертных и несовершенных существ в одну бессмертную и идеальную сущность.

Человек как личность, по мнению Соловьева, является носителем достоинства, у него индивидуальное начало торжествует над родовым, в отличие от животных. Суть всякой личности — это эгоизм, который составляет реальную основу жизни человека. Каждому свойственно видеть в себе самом центр мира и строить отношения с окружающими, исходя из личных интересов и потребностей. С позиций религиозного философа Соловьева это выглядит следующим образом: отдельная личность способна познавать и осуществлять истину, быть живым отражением абсолютного целого, Божественного в реальном мире. Она не просто осознает и отражает истину, а стремится жить в ней. Для этого человек должен победить свой эгоизм, что возможно лишь при столкновении с другим эгоизмом.

Единственной силой, истиной, овладевающей сущностью человека и способной упразднить его эгоизм, не отрицая индивидуальность, является любовь. Смысл человеческой любви, по Вл. Соловьеву, есть оправдание и спасение индивидуальности через жертву эгоизма.

В любви человек способен остаться самим собой. В своих духовных исканиях он не нарушает границ в природе, он остается ее частью. Именно в человеке центр всеобщего сознания природы, считает Соловьев. Человек, как и любовь, вмещает в себя абсолютное содержание, он сам — вечная и абсолютная истина. Не потерять свою абсолютную истину, а утвердить ее человек может через обеспечение ей жизни в другой абсолютной истине. Такое слияние делает жизнеспособной человеческую субъективность. Центр жизни смещается с «Я» в центр большей окружности — «Мы». И здесь начинает реализовываться когнитивная функция любви, так как идет познание, усвоение собственного существования и существования другого, истинного содержания жизни, окружающего мира, что и способствует рождению нового духовного облика человека, новых его нравственных качеств.

Written by admin

Сентябрь 12th, 2011 | 12:24 пп