Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов

Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

Самопроизвольный характер

Культурфилософия В.С.Соловьева явилась предметом анализа мно­гих исследователей. В частности, В.В.Зеньковский отмечает историоцентризм философии Соловьева, обусловивший все рассматриваемые им те­мы. Источником «необычайно острого ощущения истории» Соловьева явилась философия Гегеля [104;П(1),21]. Стоит заострить внимание на основной проблематике, которая является при изучении философии Со­ловьева: вопрос о соотношении Востока и Запада в историко-культурном прогрессе и особой роли России в объединении «односторонностей» двух типов культур [27,216].

Далее философ рассуждает о том, что любовь подразделяется на три степени: любовь «натуральную», половую; любовь интеллектуальную (патриотизм,   любовь    к   человечеству,    к   Богу);   любовь    абсолютную (Софию).(189. т.2,170,122, 378, 57,193).

«Натуральная» любовь имеет самопроизвольный характер, не обладает всеобщностью. Интеллектуальная любовь имеет всеобщность, но не обладает самопроизвольностью. Такую любовь мы испытываем к предметам, которые недоступны непосредственно нашим чувствам. Третья степень любви является синтезом двух предыдущих, она соединяет в себе самопроизвольную силу «натуральной» любви и всеобщность интеллектуальной. Такой любовью мы любим Софию как воплощение всеобщего начала, доступного чувствам индивидуального существа. В абсолютной любви идет процесс слияния чувственности и разума, ощущений и размышлений, единичного и общего. Это психологическое объяснение Софии. Но она не сводится Соловьевым к субъективным переживаниям. София трактуется им как некая объективная реальность, субстанция.

Аспектов понятия Софии у Соловьева много (А.Ф. Лосев находит и исследует до десяти), но мы для дальнейшей работы остановимся на понимании Софии как идеального, совершенного человечества, причем человечества, трактуемого как Женское начало, Женское существо (как это было у 0. Конта). Учтем еще один аспект Софии — космическо-антропологический, представляющий ее как образ небесный и как лик любимой женщины одновременно. Это — и бесконечная Вечная Женственность, и предмет интимного стремления, но это не просто женское начало, а гармоничное слияние мужского и женского начал. Именно это слияние и составляет основу истинного человека

Более четко и последовательно Вл. Соловьев раскрывает вопросы пола и половой любви в уже упоминавшейся работе «Смысл любви». Это сочинение ставится в мировой философии любви в один ряд с «Пиром» Платона, также посвященным осмыслению значения любви и оказавшим огромное влияние на теорию самого Вл. Соловьева Остановимся подробнее на этом произведении

Written by admin

Сентябрь 12th, 2011 | 12:23 пп