Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов

Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

Порождение тварных и духовно-телесных форм

Сама возможность рассмотрения Софии как потенции миротворения сопрягается в философии В.С.Соловьева с учением о ее премирном грехопадении, понятом в гностическом смысле. София символизирует «хотение», «желание», «волю», направленные на возможность «действо­вать от себя», на самоутверждение, самополагание, которые рассматри­ваются как акты отпадения от Бога. Желая в этих онтологических состоя­ниях «быть как Бог», София ввергла себя в состояние антибожественное, греховное, децентрированное. Единство заменяется множественностью, абсолютная гармония «спокойного пребывания в себе самой» — бесконечным порождением тварных и духовно-телесных форм. В этом и про­является с наибольшей силой её «женственная» природа, что и дает Со­фии возможность «ниспадать… из Божественного бытия на множествен­ную окружность творения» [222;11,146].

В своей знаменитой ранней неоконченной работе «София» В.С.Соловьев акцентирует ещё одно гностическое качество, которое дает возможность рассматривать Софию как «Вселенскую женственность». Отпадая от Бога в акте самоволия и самоутверждения, София сама из себя порождает мистический Дух Разделения и Вражды — Сатану и Дух По­рядка, Правды — Демиурга. Тем самым она не только дает возможность Злу войти в мир, но и определяет известный закон существования Все­ленной — борьбу между Хаосом и Гармонией, реальным и идеальным, ма­териальным и формальным.

Идея падения Софии ограничивает в философии В.С.Соловьева бо­жественные смыслы миротворения, но дает возможность вывести про­блему Зла из-под презумпции Бога, построив, таким образом, весьма свое­образную теодицею. Зло в мире и в человеческой истории выводится В.С.Соловьевым не из «природы Бога», а из «эгоистического своеволия» Софии, которая делает её «первым индивидуальным существом». Резуль­татом становится смерть Всеединства, распад абсолютного Совершенст­ва, образование Другого, Иного по отношению к Богу — тварного мира.

Способом преодоления этого состояния философ признает одухо­творение пассивно-женственной Софии, понятой как Душа Мира, боже­ственным Логосом. Что дает новый акт боговоплощения, актуализирую­щийся в форме Богочеловечества как изначального состояния для всех культур и народов.

Следует особо отметить, что в поздний период творчества под влиянием критики В.С.Соловьев стал различать Софию-Женственную Душу мира и Софию-Премудрость Божию, относя к первой все, что было сказано выше и наделяя вторую абсолютными качествами Божественной ипостаси. Такая переоценка позволила философу рассматривать Софию не только как онтологический первопринцип, но и как основание для формирования государственно-культурных форм (теократия-боговластие) и развития специфических форм активности (теургия-богоделание). С этих позиций философ и пытается исследовать русскую культуру.

Written by admin

Сентябрь 12th, 2011 | 12:22 пп