Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов



Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

Исследуя фундаментальные проблемы исторического и культурного бытия России

Исследуя фундаментальные проблемы исторического и культурного бытия России, В.С.Соловьев анализирует те черты, которые составляют ее своеобразие. И одно из первых мест занимает особое состояние рос­сийского национального духа, которое философ обозначает как «софийность» [183;6]. Под «софийностью» в интересующем нас плане следует понимать установку на вселенский синтез, на признание принципиальной взаимообусловленности абсолютного и тварного. София — это свидетель­ство о возможности становления совершенного из несовершенного, о возможности восхождения к абсолютным формам и идеалам. Софиологию В.С.Соловьева можно отнести к онто-теологическим учениям, что сообщает ей дополнительную одухотворенность древними церковными смыслами.

Понимание Софии, как уже отмечалось, чрезвычайно многозначно. В.С.Соловьев, говоря об онтологических основаниях русской культуры, акцентирует порождающую сущность Софии-«женственности»: «это пер­вое внешнее существо», то, из чего и посредством чего становится мир человека. Поэтому под «Софией» мыслителем понимается «сила» «начало Пути», «Премудрые смыслы» истории. Она — переход сущего в существо. Поэтому как начало истории (более широко — мира вообще) София во­площает в себе высшие метафизические смыслы «женственности»: она одновременно являет собой идею и её воплощение, выступая как принцип

миропостроения, принцип культуропорождения. Она — цель, к которой мир и культура должны стремиться.

София в философии В.С.Соловьева выступает, прежде как сложное онто-теологическое понятие, в котором ипостазируется возмож­ность воплощения абсолютного в конкретику тварных форм. В этом пла­не София содержит в себе и Душу мира, и тело Господня. Именно поэто­му форма воплощения Софии в мире определяет специфику культурного бытия человека, в котором совершенные первообразы находят своё мате­риальное оформление. София — это потенциальность историко-культурного бытия, возможность реализации человека в мире. Эта реали­зация связана, по В.С.Соловьеву, с тем, что, выступая в тварном мире как тело Богочеловека — Иисуса Христа, — София делает возможным «собира­ние человечества» в его устремленности к высшим смыслам. Она делает возможным становление человечества через все формы деятельности пе­ред лицом Абсолюта. Поэтому София как «Абсолютная женственность» — Зеркало для человека в его стремлении к богопознанию через миропознание и через мистические прозрения. София одухотворяет историческое единство человечества, она содержит в себе все важнейшие смыслы его культурного творчества, понятого как бесконечный процесс восхождения к совершенному состоянию.

Written by admin

Сентябрь 12th, 2011 | 12:22 пп