Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов

Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

Разговор между философом (в роли которого без труда угадывается он сам) и Софией

Для Вл. Соловьева гарантом спасения человечества, продолжения развития его духовной жизни является любовь как единение добра, истины и красоты. Это учение русского мыслителя оформилось в его трактатах «Sophie» (1876 г.), «Чтения о Богочеловечестве» (1878-1881гг.) и окончательное развитие получило в работах «Смысл любви» (1892-1894гг.) и «Жизненная драма Платона» (1898г.).

В своей работе «Мифологический   процесс   в   древнем   язычестве»(1873    год) Соловьев впервые касается  вопроса женственности. Женственную силу он связывает  с   всеобщей   материей,   порождающим  началом,  объясняя   это  и онтологически, и этимологически: понятие materia он выводит из санскритского
mater (мать). Мужественное начало, по Соловьеву, воплощается в Духе. Мифологический процесс состоит в постепенном взаимном определении двух начал, возникает ряд конкретных форм, в которых духовный бог относительно материализуется, женское начало относительно одухотворяется, пока в обожествленном организме жизни земли оба начала не сольются совершенно. В этой работе в образе матери-материи Соловьев впервые пытается раскрыть одну из главных своих интуиции — интуицию Вечной Женственности.

Эту базовую интуицию спустя три года он разовьет в созданной на французском языке неоконченной рукописи «Sophie»(«София»).

Возрождая форму древнегреческих диалогов, мыслитель моделирует разговор между философом (в роли которого без труда угадывается он сам) и Софией. Диалог вскоре переходит в монолог Софии. Начав работу с размышле­ний о вселенской религии, Соловьев затем концентрирует свою мысль на теме любви, так как мораль вселенской религии выводится им из понятия эротической любви. Философ вписывает любовь в схему кантовско-гегелевских дихотомий. Место тезиса занимает половая (природная) любовь, обладающая стихийной силой, но чуждая универсальности. Носителем универсальности выступает интеллектуальная любовь (антитезис). Синтезом является высшая, — абсолютная любовь — любовь к воплощенной Софии.

Проблема «женственного» в философии  Вл. Соловьева является одной из центральных. При этом ее рассмотрение осуществляется в трех  ракурсах: метафизическом (онтологическом); мистическом (гностическом); социокультурном (аксиологическом). В своих рефлексиях В.С.Соловьев  опирается как на собственный мистический опыт встреч с Абсолютной Женственностью,  так  и   на  европейскую,  отечественную  философские  традиции. Это дало возможность создать одну из наиболее поэтичных  концепций «женственности» в русском культурно-философском контексте.     В     отличие     от     софиологии     С.Н.Булгакова,     представления В.С.Соловьева о «женственности» не носят системного характера.

Written by admin

Сентябрь 12th, 2011 | 12:21 пп