Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов



Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

Религиозный аспект  любви

В конце 19 века С. Кьеркегор «возвращает» в философию принцип разделения любви на    два типа — эрос (философский) и агапе (религиозный). С. Кьеркегор противопоставляет философский эротизм (прославление темной чувственности) любви должной (браку) и любви религиозной (христианской любви к ближнему и к богу). В дальнейшем это разделение будет все более усиливаться, философский эротизм все чаше будет подменяться теорией сексуальности, приведшей к гипертрофии роли сексуального влечения в теории психоанализа 3. Фрейда

Религиозный аспект  любви станет предметом исследования христианской этики.

Русские «идеалисты» искренне считали, что истинная философия любви может возникнуть только на почве религии и что атеизм враждебен любви. В самой любви они видели смысл бытия человека, способ активного преображения жизни и рождения нового духовного облика человека

Русская теория любви-эроса никогда не представляла собой только прямое прославление чувственности, наслаждения, гармонии духа и тела. Скорее, это можно назвать системой философских взглядов на любовь как трагедию, страдание. Русские мыслители, и особенно В. Соловьев, Н. Лосский, Н. Бердяев, пытались в любви синтезировать и эрос, и агапе, стремились в своих теориях объединить философский, религиозный, психологический, эстетический аспекты любви. Они вели острую полемику с А. Шопенгауэром. Н. Гартманом. 3. Фрейдом, оставаясь продолжателями неоплатонической философии Ренессанса

Русская культурная традиция, суть которой раскрыла русчшя религиозная философия, выдвинула и защищала иную систему ценностей, другие цели и идеалы, нежели просвещенная Европа. Вл. Соловьевым на различных этапах духовной эволюции были пережиты и усвоены идеи многих мыслителей: Платона, Б. Спинозы, А. Шопенгауэра, Оригена, Я. Беме, Ф. Шеллинга. И. Канта, Э. Гартмана, Г. Гегеля, О. Конта. Русского философа не устраивали ни западные, ни восточные философские системы, он был недоволен их частичностью, отвлеченностью. Соловьевская теория цельного знания, которую философ противопоставлял и рационализму западников, и иррационализму славянофилов, выдвинула теорию сверхрационализма. Цельность знания интегрирует разобщенные в широком поле культуры формы и образования духа (науки, философия, искусство). Три абсолютные ценности — благо, истина и красота — всегда образуют единство, смыслом которого является любовь. Любовь — это сила, которая подрывает корни всякого эгоизма. Благотворна уже физиологическая любовь, соединяющая разнополые существа. Но истинная любовь есть воссоединение в Боге, это преимущественно платоническая любовь, это истинная духовность, обеспечивающая воскресение человека, приобщение его к вечности, к ценностям духовной культуры, результат поиска путей гармонизации отношений человека с миром.

Written by admin

Сентябрь 12th, 2011 | 12:20 пп