Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов

Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

Возрождая форму древнегреческих диалогов

Метафизическим основанием философии всеединства Вл.Соловьева является гендерная картина мира – совокупность представлений, составляющих такое видение человеком окружающей среды, где вещи, свойства и отношения осмысляются при помощи бинарных оппозиций, стороны которых ассоциируются с мужским или с женскими началами.  Вл. Соловьев женственность связывает с всеобщей материей, порождающим началом, объясняя это и онтологически, и этимологически. Понятие materia он выводит из санскрита mater (мать). Мужское начало по Соловьеву воплощается в Духе. Мировой процесс состоит в постепенном взаимном проникновение двух начал, возникает ряд конкретных форм, в которых дух Бог частично материализуется, женское начало частично одухотворяется, пока в обожествленном организме жизни земли оба начала не сольются совершенно.

У Вл. Соловьева всеединство принимает женские черты, его символом выступает София, Вечная Женственность, Премудрость. София одновременно и «душа мира», и воплощение «мировой воли», и библейская София. В то же время Бог – это, безусловно, Отец, Он –  мужское начало.

Эту базовую интуицию спустя три года он разовьет в созданной на французском языке неоконченной рукописи «Sophie»(«София»).

Возрождая форму древнегреческих диалогов, мыслитель моделирует разговор между философом (в роли которого без труда угадывается он сам) и Софией. Диалог вскоре переходит в монолог Софии. Начав работу с размышле­ний о вселенской религии, Соловьев затем концентрирует свою мысль на теме любви, так как мораль вселенской религии выводится им из понятия эротической любви. Философ вписывает любовь в схему кантовско-гегелевских дихотомий. Место тезиса занимает половая (природная) любовь, обладающая стихийной силой, но чуждая универсальности. Носителем универсальности выступает интеллектуальная любовь (антитезис). Синтезом является высшая, — абсолютная любовь — любовь к воплощенной Софии.

Цель истории по Соловьеву – это достижение совершенства через единение человечества с Богом, которое достигается посредством божественной брачной мистерии. В этой мистерии участвуют три элемента: «обоготворенная природа» (женское начало), человеко-бог (мужское начало) и «душа мира»( Вечная премудрость-София).

Философия всеединства рождается в противовес западным представлениям о человеке – атоме, обособленном и самодостаточном индивидууме. В основе метафизики всеединства – интуиция иррационального единства мира и человека, причастности человека основам бытия.

Одна из характерных традиций русской философии конца девят­надцатого — начала двадцатого века — это акцентирование особого внимания этико-философских исследований на проблеме пола. И нача­ло этой традиции положил в своих фундаментальных философских рабо­тах «Смысл любви» и «Жизненная драма Платона» В.Соловьев.

Written by admin

Сентябрь 12th, 2011 | 12:12 пп