Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов



Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

Когнитивный компонент профидентичности

В когнитивный компонент профидентичности входят профессиональные знания и убеждения. В эмоциональный компонент профидентичности входит эмоционально-оценочное отношение к профессиональным знаниям и убеждениям, к самому себе как «деятелю». Достижение профидентичности сотрудников ОВД должно проявляться в осознании собственной профессиональной самоэффективности, убежденности в возможность реализовать свой потенциал в профессиональной деятельности. Механизмами, непосредственно участвующими в развитии идентичности, выступает балансное соотношение процессов идентификации и отчуждения. В обычном состоянии реальный сотрудник включён в оба эти процесса, баланс которых порождает устойчивую идентичность. Когда ситуация является знакомой, привычной, то преобладают идентификационные процессы, а в непривычной ситуации возрастает отчуждение.
Динамическое содержание данного механизма обеспечивается такими процессами, как персонализация (самокатегоризация), самоопределение, самоорганизация, саморефлексия.
Взяв за основу исследования Л.Б.Шнейдер (2001), мы считаем целесообразным и возможным эмпирическое выделение следующих уровней профессиональной идентичности: а) профессиональная идентичность невыраженная; б) профессиональная идентичность выраженная, пассивная; в) профессиональная идентичность выраженная, активная (поиск дополнительных индивидуальных путей профессиональной подготовки; практическая реализация выбранных профессиональных целей, самостоятельное и осознанное выполнение деятельности, самоорганизация, формирование своего индивидуального стиля деятельности; инструментальное самоопределение; соответствие человека и профессии устанавливается в модальности «могу»; характеристика самого субъекта деятельности – умелый).
Экспериментальное изучение уровней профессиональной идентичности сотрудников и предпочтение определенных стратегий поведения в служебных конфликтах, обозначенных в нашей теоретической модели, позволит проследить их взаимосвязь и определить психологические условия их коррекции.
В процессе исследования актуальной задачей стало выделение условий, критериев и показателей развития профессиональной идентичности сотрудников как фактора выбора стратегий поведения в служебных конфликтах и методических средств их выявления. Были выделены объективные критерии (особенности продвижения по службе, характер имеющихся поощрений и взысканий, работа по совершенствованию своего профессионального мастерства) и субъективные критерии (когнитивный критерий, включающий такие показатели, как когнитивная дифференцированность образа профессии и образа «Я в профессии»; эмоционально-оценочный, к которому относятся уровень самоотношения и характер самооценки, а также уровень отношения и оценки других профессиональных групп; поведенческий критерий, включающий характер профессиональной направленности и ведущую мотивацию профессиональной деятельности, уровень притязаний, степень усвоения сотрудниками образцов профессионального поведения, особенности предъявления окружающим своей профессиональной идентичности, а также характер использования различных стратегий, направленных на сохранение и достижение позитивной профессиональной идентичности).
Основными критериями, позволяющими судить о достижении сотрудниками полиции положительной профессиональной идентичности, являются: позитивное самоотношение, самопонимание и саморуководство; профессиональная направленность; наличие профессиональных целевых ориентиров; знание требований профессии; внутренний контроль результатов поведения и деятельности; высокая успешность деятельности. Опора на теоретические положения проведённого исследования позволила выделить следующие критерии развития профессиональной идентичности сотрудников ОВД как фактора выбора стратегий поведения в служебных конфликтах: степень сформированности образа профессии и образа «Я в профессии»; профессиональная направленность, мотивация и активность; различные уровни профессиональной идентичности; выбор проблеморазрешающих стратегий поведения (нормативная и переговорная) в служебных конфликтах.
Для определения уровня самопрезентации, выявления функциональных, объективных и эмоциональных компонентов Я-структуры и анализа их соотношения у сотрудников правоохранительных органов, находящихся на разных ступенях профессионального роста, использовалась методика «Кто Я?». Все названные в описаниях компоненты были распределены по трём группам: функциональные, объективные, эмоциональные. Функциональные компоненты, такие как: сотрудник как защитник интересов народа, борец с преступностью составляют 36% от общего числа ответов; объективные компоненты (человек, муж, отец, брат, мужчина и т.п.) – 27 %; эмоциональные компоненты (веселый, добрый, хороший, любящий, справедливый и т.п.) – 39%. Из них в 3 раза больше функциональных компонентов указали сотрудники, прослужившие в МВД России более 10 лет, нежели все остальные. Возможно, чем выше должностной статус, тем больше ответственности ложится на сотрудника, и тем больше функциональных задач он выполняет, что находит отражение в его Я-структуре. Это свидетельствует о взаимосвязи профессионального роста сотрудника ОВД с функциональным образом. Кроме того, анализ данной проблемы позволяет сделать вывод о том, что сотрудники, находящиеся на разных ступенях профессиональной идентификации, презентируют себя неодинаково.
В качестве основных психологических особенностей развития профессиональной идентичности сотрудников ОВД выступают фрагментарность проявления и несбалансированность развития основных компонентов её структуры, более быстрое развитие когнитивной составляющей (профессиональная осведомлённость) и замедленные темпы развития эмоционально-ценностного и поведенческого компонентов. Например, на вопрос, с чем был связан выбор профессии сотрудника ОВД, ответы распределились следующим образом.

Таким образом, результаты проведенного эксперимента показали, что лежащие в его основе теоретические положения, методические средства и процедуры являются эффективным средством развития профессиональной идентичности сотрудников ОВД и изменения выбора стратегий поведения в служебных конфликтах.

Written by admin

Июль 15th, 2011 | 8:01 дп